Принцип доступности обучения. Принцип доступности обучения основан на необходимости учета возрастных особенностей развития детей и означает воз­можность усвоения школьниками содержания и

Принцип доступности обучения основан на необходимости учета возрастных особенностей развития детей и означает воз­можность усвоения школьниками содержания и объема изучаемо­го материала. Педагог должен учитывать количественные и ка­чественные различия между этапами возрастного развития. Преодоление школьника­ми посильных трудностей служит условием развития внутренних побудительных мотивов познавательной деятельности, которые в свою очередь обеспечивают поступательное движение учебного процесса. Непосильность или, наоборот, излишняя легкость ре­шения учебных задач снижает познавательную активность уча­щихся, тормозит развитие их интеллекта, ослабляет интерес к учебе.

Правильно определенная посильность обучения способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, содействует ускорению их общего развития. В этом выражается тесная связь и взаимообусловленность между обучением и развитием, т. е. обучение опирается на уровень развития ребенка и одновременно способствует повышению этого уровня. Таким образом, осуще­ствляется развивающее обучение.

Для того чтобы обучение было развивающим, оно должно ориентироваться на те познавательные возможности, которые, согласно теории известного советского психолога Л. С. Выготского, лежат в «зоне ближайшего развития». В настоящее время в школах действуют про­граммы, которые составлены с учетом возрастных возможно­стей усвоения современными школьниками учебного материала и обеспечивают наиболее успешное умственное и психическое развитие детей.

Принцип доступности обучения обязывает учителя учитывать возрастные и индивидуальные особенности развития каждого ребенка. Индивидуальный подход к учащимся означает по­вышение уровня трудности в индивидуальных заданиях по рисо­ванию с натуры, на темы и в декоративных работах для более сильных и подготовленных школьников и помощь слабым, подтягивание их до общего, требуемого программой уровня. Это осу­ществляется различными способами активизации познавательной деятельности учащихся, разработкой посильных заданий, на­глядным показом на доске или на полях ученических рисунков приемов работы карандашом и кистью, особенностей конструктив­ного строения изображаемого предмета и т. д. Учитель должен все время помнить, что только при дифференцированном подходе к учащимся можно достигнуть успеха в обучении.

Доступность обучения предполагает соблюдение дидактичес­ких правил: 1) от легкого к трудному; 2) от известного к неизвестному; 3) от простого к сложному.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: