Конкурентоспособность и качество продукции

Под конкурентоспособностью понимают характеристику продукции, которая показывает ее отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение.

Оценка конкурентоспособности продукции основывается на исследовании потребностей покупателя и требований рынка.

Качество относится к числу важнейших показателей деятельности предприятия. Повышение качества в значительной степени определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии.

Качество – это совокупность свойств продукции, призванных удовлетворять потребность в соответствии с назначением продукции. Любой продукт представляет собой совокупность свойств.

Свойства продукции, количественно выражающиеся в показателях качества, выделены в следующие группы: показатели назначения, показатели надежности, показатели технологичности, показатели стандартизации и унификации, эргономические показатели, экологические показатели, показатели безопасности и др.

Показатели назначения характеризуют полезный эффект от использования продукции по назначению и обусловливают область применения продукции.

Показатели надежности характеризуют безотказность, сохраняемость, а также долговечность изделия. Показатель безопасности для некоторых изделий, связанных с безопасностью людей, может быть основным, а иногда и единственным показателем надежности. Сохраняемость играет важную роль для пищевой продукции. Долговечность определяется величиной затрат на поддержание изделия в работоспособном состоянии.

Показатели технологичности обусловливают рациональное распределение затрат материалов, средств труда и времени при технологической подготовке производства, изготовлении и эксплуатации продукции. С помощью технологичности обеспечивается массовость выпуска продукции.

Показатели стандартизации – это насыщенность продукции стандартами, а также уровень унификации данного изделия по сравнению с другими. Все детали изделия делятся на стандартные, унифицированные и оригинальные. Чем меньше оригинальных изделий, тем лучше, это важно как для изготовителя продукции, так и для потребителя.

Эргономические показатели отражают удобство эксплуатации изделия человеком. Взаимодействие человека с изделием выражается через комплекс антропометрических, физиологических и психологических свойств человека.

Экологические показатели отражают степень влияния вредных воздействий на окружающую среду, которые возникают при хранении, эксплуатации или потреблении продукции.

Показатели безопасности характеризуют защиту покупателя и обслуживающего персонала при монтаже, обслуживании, хранении, транспортировке и потреблении продукции.

В совокупности указанные показатели позволяют оценить технический уровень и качество продукции, создают базу для ее сравнения с аналогичной продукцией других предприятий.

Качество продукции является результатом качества: труда, предметов труда, средств труда, технологии, управления, организации производственной среды в целом (рис. 2.3).

Рис. 2.3. Формирование качества продукции

В централизованной системе управления производством преимущественно действует система управления качеством продукции, основанная на единых требованиях, предъявляемых к продукции, определяемых едиными межгосударственными стандартами (ГОСТ) и техническими условиями, выработанными на основе ГОСТов. В современных условиях развития производства возможно принятие системы управления качеством, основанной на различных подходах, различной философии управления качеством.

Современная наука о качестве располагает рабочим инструментом в виде стандартных подходов и методов, позволяющих целенаправленно добиваться нужного уровня качества. Наилучшим образом эти подходы аккумулированы в международных стандартах серии ИСО 9000, принятых к использованию в настоящее время почти в 100 странах мира. Наряду с межгосударственными стандартами на многих предприятиях России внедряют стандарты, основанные на международных системах управления качеством.

Механизм управления качеством продукции представляет собой совокупность взаимосвязанных объектов и субъектов управления, используемых принципов, методов и функций управления на различных этапах жизненного цикла продукции и уровнях управления качеством. Он должен обеспечивать эффективную реализацию основных функций управления качеством, в число которых входят, прежде всего, такие как:

· прогнозирование потребностей рынка, технического уровня и качества продукции;

· разработка и постановка продукции на производство;

· технологическая подготовка производства;

· организация взаимоотношений по качеству продукции между поставщиками сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, предприятиями-изготовителями и потребителями продукции;

· обеспечение стабильности запланированного уровня качества продукции на всех стадиях ее жизненного цикла, контроль качества и испытания продукции;

· профилактика брака в производстве;

· внутрипроизводственная аттестация продукции, рабочих мест, исполнителей и др.;

· сертификация продукции, работ, услуг, систем качества и производств;

· стимулирование и ответственность за достигнутый уровень качества;

· материально-техническое обеспечение качества продукции;

· метрологическое обеспечение качества продукции;

· финансовое обеспечение управления качеством продукции.

В соответствии со стандартами ИСО жизненный цикл продукции, который в зарубежной литературе обозначается как петля качества, включает 11 этапов (рис. 2.4).

«Петля качества» – это концептуальная модель взаимозависимых видов деятельности, влияющих на качество на различных стадиях: от определения потребностей до оценки их удовлетворения.

Рис. 2.4. Политика предприятия в области качества


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: