Развитие персонала: цели, задачи
Развитие персонала - это процесс накопления человеческого капитала путем непосредственной передачи профессиональных знаний и навыков сотрудникам организации.
Развитие персонала в организации ориентировано на достижение двух взаимосвязанных целей:
• удовлетворение образовательных потребностей людей;
• профессиональная подготовка человека для производительного и эффективного труда.
Задачи, которые решаются с помощью обучения, можно сформулировать следующим образом:
1. Повышение эффективности выполнения сотрудниками текущей работы.
2. Подготовка сотрудников к будущим изменениям.
3. Повышение общего уровня компетентности сотрудников, расширение их кругозора, создание возможностей для роста.
Развитие персонала осуществляется путем профессионального обучения.
Непрерывность обучения персонала предполагает использование различных видов обучения:
• подготовку;
• переподготовку;
• повышение квалификации.
Подготовка персонала - это формирование у работника знаний и навыков в определенной профессии, т.е. обучение лиц, ранее не имевших профессии.
|
|
Начальную профессиональную подготовку кадров осуществляют профессиональные образовательные учреждения.
Переподготовка персонала - это система мероприятий, обеспечивающих получение новых профессий или специальностей, т.е. обучение лиц, имеющих профессию с целью их переквалификации. Одной из разновидностей переподготовки является обучение вторым (смежным) профессиям лиц, имеющих профессию, с целью расширения их профессионального профиля.
Повышение квалификации персонала - это углубление, расширение и дополнение приобретенной квалификации, т.е. это обучение лиц, имеющих профессию с целью их профессионального совершенствования.
Таким образом, обучение должно иметь непрерывный характер и проводиться постоянно в течение всей трудовой жизни.
Мероприятия по развитию персонала могут быть:
• индивидуальными / групповыми;
• частью повседневной работы / осуществляться вне рабочего места;
• ориентированными на разлитие специфичных навыков и умений более общих и «переносимых» навыков.
Областями развития персонала являются:
• формирование разделяемых всеми сотрудниками ценностей;
• успешное осуществление организационных изменений;
• предоставление равных возможностей;
• улучшение выполнения работы.
Управление развитием персонала основано на минимизации разрыва между имеющимися у работников знаниями и навыками и теми знаниями и навыками, которыми они должны обладать согласно требованиям предполагаемой работы в настоящий момент, в ближайшем будущем или для освоения выполнения другой (новой) работы.
|
|
Процедура управления развитием персонала состоит из трех этапов (см. рис. 4 ).
Рисунок 4 - Процедура управления развитием персонала
С.И. Сотникова выделяет 4 уровня определения потребности организации в развитии сотрудников:
• работы;
• отдельного сотрудника;
• подразделения;
• организации.
Итогом анализа потребности обучения будут предложения о том, как с помощью обучения работников можно улучшить деятельность организации и отдельных подразделений, повысить эффективность работы отдельных сотрудников.
Заключительным моментом этапа анализа потребности в обучении является определение целей и задач обучения.
На стадии разработки учебных программ осуществляется выбор способов и методов обучения, соответствующих поставленным целям и задачам.
В. Земсков, директор компании «БЕСТ Тренинг» (Кадровый вестник. 2000. № 4) выделяет несколько подходов к созданию программ обучения:
• случайный;
• бюджетный;
• реактивный;
• поддерживающий.
Случайный подход основан на «ощущении» руководителем полезности обучения.
При бюджетном подходе часть прибыли планируется на обучение персонала.
Случайный и бюджетный подходы к формированию программ обучения, как правило, имеют низкую эффективность из-за отсутствия мотивации сотрудников.
Реактивный подход означает решение возникающих проблем через обучение сотрудников.
Поддерживающий подход к формированию обучающих программ основан на «поддержании» профессиональных знаний и навыков сотрудников в соответствии с требованиями к профессиональной компетенции, предъявляемой должностью.
Наиболее эффективным принципом формирования программ обучения является построение программы обучения от изменений в управлении или от изменения в тенденциях поведения потребителей, клиентов.