В микропроцессорной системе зажигания применяется электронное управление углом опережения зажигания. Как правило, микропроцессорная система одновременно управляет и системой топливоподачи либо полностью (система «Motronic» фирмы «Bosch»), либо каким-либо ее элементом, чаще всего экономайзером принудительного холостого хода (автомобиль ВАЗ-21083, ГАЗ-3302 "Газель" и др.).
Центральной частью микропроцессорной системы является контроллер (микро-ЭВМ, микропроцессор).
На рис. 2.8 представлена структурная схема контроллера МС2713 "Электроника", применяющаяся на некоторых модификациях автомобилей «Волга», «Газель», ЗИЛ-4314, ВАЗ-21083.
Рис. 2.8. Структурная схема микропроцессорной системы зажигания
с контролером МС-2713
В задачу контроллера входит обработать информацию, поступающую от датчиков, и в соответствии с ней, установив оптимальный для данного режима угол опережения зажигания, дать команду через коммутатор на образование искры зажигания. В режиме, принудительного холостого хода контроллером выдается команда на прекращение топливоподачи. Контроллер получает информацию от индукционных датчиков: начала отсчета НО, установленного на картере сцепления так, что он генерирует импульс напряжения в момент прохождения в его магнитном поле стального штифта, укрепленного на маховике, при положении в верхней мертвой точке поршней 1 и 4 цилиндров, и датчика угловых импульсов УИ, реагирующего на прохождение зубьев венца маховика и снабжающего контроллер информацией о частоте вращения и угле поворота коленчатого вала двигателя, полупроводникового датчика температуры охлаждающей жидкости t порогового типа, информирующего о достижении температуры заданного уровня, датчика разряжения во впускном коллекторе Р тензометрического типа, информирующего о нагрузке двигателя.
|
|
Для управления экономайзером принудительного холостого хода (ЭПХХ) сигнал поступает с концевого выключателя KB от дроссельной заслонки.
Сигналы с датчиков НО и УИ преобразуются преобразователем сигналов в прямоугольные импульсы с логическими уровнями интегральных микросхем, сигнал с датчика разряжения, величина которого по напряжению пропорциональна разряжению, также преобразуется во временные импульсы.
Система работает следующим образом: в постоянно запоминающем устройстве ПЗУ контроллера записана информация об оптимальном угле опережения зажигания в зависимости от частоты вращения коленчатого вала и нагрузки двигателя. Информация записана в двух вариантах - характеристики для холодного (температура охлаждающей жидкости ниже 65°С) и прогретого двигателя. Нужная характеристика выбирается по сигналу с датчика температуры, поступающего на 10-й разряд адреса ПЗУ А10. Процессор Р, выполненный на микросхеме КМ1823ВУ1, формирует сигнал «старт АЦП», по которому устройство ввода-вывода (УВВ) запускает преобразователь «напряжение - время» и начинает изменение напряжения с датчика загрузки двигателя в цифровой код. По сигналу "Конец преобразования" устанавливается в сети адрес ПЗУ в разрядах А5-А9 с допуском к необходимой информации. Начало измерения загрузки двигателя и вычисления угла опережения зажигания синхронизировано с импульсом НО. Вычисление угла опережения зажигания реализуется процессором по жесткому алгоритму. Когда величина вычисленного угла совпадает с углом поворота коленчатого вала, по сигналу с процессора через УВВ включается блок ФИЗ (формирователь импульсов зажигания) на микросхеме КМ1823АП, вырабатывающий импульсы зажигания постоянной скважности, подаваемые через ключ СЗ на выход блока управления.
|
|
Каналы управления многоканального коммутатора выбираются по сигналу ИЗ, через ключ выбора канала ВК.
На рис. 2.9 представлена схема соединений микропроцессорной системы автомобиля ГАЗ-3302 "Газель".
Рис. 2.9. Схема микропроцессорной системы зажигания ГАЗ-3302
с контролером МС-2713-01 и коммутатором 6420.3734:
1 - свечи зажигания; 2 - датчик начала отсчета; 3 - датчик угловых импульсов; 4,5 - катушки зажигания; б - датчик температуры; 7 - коммутатор; 8 - контроллер; 9 - штекерная колодка; 10 - комбинация приборов; 11 - электромагнитный клапан экономайзера принудительного холостого хода; 12 - реле разгрузки выключателя зажигания; 13 - выключатель зажигания; 14 - микровыключатель