ТЕМА: Особенности земельных отношений после октябрьского переворота 1917 года

Оглавление

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Акварель — «водяные краски», полученные путем соединения красящих веществ с добавлением для связи растительного клея с примесью меда, сахара)! глицерина. Акварель бывает твердая—чв плитках, полумягкая — в фарфоро­вых или металлических чашечках-корытцах и мягкая — в тюбиках.

Важнейшее свойство акварельной живописи — прозрачность красочного слоя. Акварельными красками обычно рисуют на бумаге, разводят их водой; инструментами служат круглые кисти с мягким и упругим волосом.

А п п л и к а ци я — орнамент (узор) или изображение, полученные путем наклейки или нашивки на бумагу (или на ткань) кусочков цветной бумаги (или ткани) определенной формы.

Бордюр — кромка или полоска, составленная из декоративных элемен­тов (узоров). Применяется в декоративно-оформительской работе и служит для обрамления рисунка или какого-либо текста.

Глазурь — тонкий стекловидный слой, которым покрывают поверхность керамического изделия, увеличивая его прочность. Глазурь бывает цветной и бесцветной, прозрачной и матовой. Кристаллическая глазурь отличается осо­бым рисунком, напоминающим морозные узоры на стекле.

Гуашь — водяная краска, применяемая для выполнения живописных, а также декоративно-оформительских работ и плакатов. Примесь некоторого количества белил обеспечивает плотность и непрозрачность красочного слоя. Плотность частиц гуаши дает возможность перекрывать темные краски свет­лыми, что существенно отличает ее от акварели. Окрашенная гуашевыми крас­ками поверхность матовая и всегда в различной степени белесоватая по тону. Чаще всего гуашью работают на бумаге, растворяя краску водой. Инструмен­том для работы служат круглые и плоские кисти, как жесткие (щетинные), так и мягкие (беличьи и колонковые).

Декоративно-прикладное искусство — искусство изготовле­ния бытовых предметов, обладающих художественными, эстетическими каче­ствами и предназначенных не только для удовлетворения прямых практических потребностей, но и для украшения жилищ, парков и т. д. К произведениям декоративно-прикладного искусства относятся художественно выполненные ме­бель, посуда, одежда, ковры, вышивка, ювелирные изделия, игрушки, а также орнаментальные росписи и скульптурно-декоративная отделка интерьеров и фасадов зданий.

Ж и в опи сь —один из основных видов изобразительного искусства; в узком смысл-е — художественное изображение предметного Мира На плоскости посредством цветных материалов.

Изразец — керамическая плитка, применяемая для облицовки стен или печей. Плитка может быть белой, цветной или орнаментально-росписной. Лице­вая сторона плитки покрывается глазурью.

Интерьер (в декоративно-прикладном искусстве) — отделка, оформле­ние внутреннего помещения в задании.

Картина — художественное произведение, передающее творческий за­мысел с помощью красок. Относится к типу так называемого станкового ис­кусства.

Керамика — различные художественно-декоративные изделия из обож­женной глины специального состава и изготовления. Керамика находит широ­кое применение в строительстве (наружная облицовка зданий, стен, печей) и в быту (глиняная, фаянсовая и фарфоровая посуда, различные статуэтки и иг­рушки).

Композиция'— в переводе с латинского означает сочинение, составле­ние, расположение. Композиция — это структура, взаимосвязь важнейших эле­ментов художественного произведения, от которой зависит весь его смысл и строй,

К оиту р — внешние очертания какого-либо предмета, графическое изо­бражение линии, очерчивающей предмет.

Л ё п к а — одна из основных разновидностей скульптурной техники, свя­занная с обработкой мягкого материала — специальных сортов глины, воска, пластилина.

Мозаика — особая техническая разновидность монументальной живо­писи, основанная на применении разноцветных твердых веществ, разноцветных камешков, окрашенного стекла и т. д. Кусочки твердого материала, плотно пригнанные друг к другу, укрепляются при помощи цемента, воска, специаль­ной мастики, клея.

Мотив (в декоративно-прикладном искусстве) — расположенный опре­деленным образом декоративный элемент, составляющий основу узора (орна­мента)/

Набросок — рисунок, живопись или скульптура небольших размеров, бегло и быстро исполненные художником.

Народные художественные промыслы — местные отрасли художественного народного декоративно-прикладного искусства. К наиболее прославленным народно-художественным промыслам Советского Союза отно­сятся: палехские, мстерские и федоскинские росписи по папье-маше, хохломская роспись по дереву, гжельская керамика, холмогорская резьба по кости, богород­ская резная деревянная игрушка, вологодское плетение кружев, кубачинские изделия из металла. Они широко распространены в быту и способствуют фор­мированию эстетического вкуса.

Натура (в практике изобразительного искусства) — предметы (сущест­ва, явления), которые наблюдаются и изображаются непосредственно в ходе самой работы.

Рисовать с натуры — рисовать непосредственно с действительности, с ори­гинала, а не с изображения.

Натюрморт (мертвая натура») — род живописи, изображающей предметы обихода, снеди (овощи, фрукты, битая дичь и т, п.), цветы.

Орнамент — узор, построенный на ритмическом чередовании и сочета­нии геометрических или изобразительных элементов. По закономерностям по­строения обычно выделяют три широко распространенные разновидности орна­ментов: орнаментальные ленты (фризы, бордюры, окаймления), розеты (орна­мент, вписанный в круг), сетчатые орнаменты (заполняющие поверхность предмета сплошным узором).

Палитра — небольшая тонкая доска четырехугольной или овальной фор­мы, на которой художник смешивает краски во время работы.

Папьё-машё — бумажная масса с добавлением гипса, клея и крахмала.

Для изготовления предметов из папье-маше сначала приготавливают фор­му из гипса, дерева, металла и т. п., в которую вдавливают мягкую бумажную массу. Последняя после высыхания и затвердевания подвергается соответству­ющей отделке, окраске, лакировке.

Паспарту — картонная рамка или подклейка для рисунков или фото­графий.

Перспектива — один из способов изображения пространственных форм. Различают три вида перспективы. Линейная перспектива — способ изо­бражения, при котором предметы передаются на плоскости тем меньшими,, чем дальше они находятся от зрителя. Например, дорога, уходящая вдаль, изо­бражается линиями, сходящимися в одной точке, где условно проводится ли­ния горизонта. Воздушная перспектива — способ изображения предметов на плоскости со всеми переменами света, тени и красок по мере удаления изобра­жаемых предметов от зрителя. Воздушная перспектива последовательно смяг­чает контуры отдаленных предметов, тона делает менее яркими, тени — менее густыми. Обратная перспектива — способ изображения, при котором предметы уменьшаются по мере их приближения к зрителю. Ею пользовались восточная живопись, русская иконопись и др.

П л а сти л и н —пластическая масса, применяемая для скульптурной леп­ки. Состоит из очищенного, тщательно размельченного порошка глины с при­месью воска и красящих веществ.

Пропорции — определенные соотношения форм (частей) предмета по величине, соответствующие его внешнему виду. Понятие «пропорция» приме­нимо как к изображению, так и к самой натуре.

Репродукция — воспроизведение художественного произведения (ори­гинала) типографским способом или средствами фотографии.

Ритм (в декоративно-прикладном искусстве)—строгая повторяемость или чередование элементов узора.

Роспись— (в прикладном искусстве) — сюжетные и орнаментальные изображения, наносимые на предметы кистью или другим специальным инстру­ментом. Например, хохломская роспись по дереву, палехская роспись по папье-маше и др.

Симметрия — соразмерность в расположении частей целого в прост­ранстве, полное соответствие по величине, форме и расположению одной поло­вины целого другой половине. Примером осевой симметрии в природе может служить бабочка, у которой крылья симметричны относительно тельца, являю­щегося осью этой симметрии. Примером центральной симметрии может быть цветок ромашки, лепестки которого симметричны относительно центра цветка Скульптура — художественное произведение, созданное путем резьбы, лепки или отливки.

Материалом для скульптуры может быть: глина, воск, пластилин (мягкие вещества), дерево и камень (твердые вещества), расплавленная бронза, чугун, гипс, бетон (затвердевающие жидкие вещества) и др.

Стилизация (в декоративно-прикладном искусстве) — декоративное обобщение природных форм путем упрощения их рисунка, уплощения объема.

Сюжет—совокупность действий, событий, явлений, в которых определя­ется или раскрывается основное содержание художественного произведения.

Тр а ф а р ёт —шаблон из бумаги, картона и других материалов с отвер­стиями определенной формы или рисунка, составляющими орнамент или другое изображение, а также образец плоской фигуры, вырезанный по контуру из бу­маги, картона и т. п.

Фон (в живописи) —основной цвет, тон, на котором пишется картина или создается узор.

Фриз — изобразительная или орнаментальная композиция в виде гори­зонтальной полосы, расположенная на верхней части стены,

Ш р и ф т — определенный рисунок букв, цифр и других знаков, имеющий общие черты композиционного построения.

Шт р и х — линия, выполняемая одним движением руки. Основной -простей­ший элемент техники рисования.

Эмблема — условное обозначение какой-либо идеи или понятия с по­мощью наглядного изображения или условного знака. Например, серп и мо­лот—эмблема союза рабочих и крестьян, голубь — эмблема мира.

Эскиз — предварительный беглый набросок рисунка, картины,

Э е т а м п — печатный оттиск на бумаге с изображения, сделанного худож­ником на металле, дереве, линолеуме или литографском камне. Тираж эстампа делается специалистом-печатником под наблюдением автора, по авторскому образцу и подвергается авторской корректуре. Каждый оттиск художник под­писывает своим именем.

Этюд (в живописи) —произведение вспомогательного характера и огра­ниченного размера, выполненное целиком с натуры.

ЛИТЕРАТУРА

Гаврилушкина О. П. О некоторых особенностях изобразительной деятельности умственно отсталых

Головина Т. Н. Изрбразительная деятельность учащихся вспомога­тельной школы. М„ «Педагогика» 1974.

Головина Т. Н. Недостатки пространственной ориентировки у умст­венно отсталых учащихся и. коррекционное влияние занятий рисованием на ее развитие.— В кн.; Психологические вопросы коррекционной работы во вспомо­гательной школе. Под ред. Ж И. Шиф. М., «Педагогика», 1972.

Головина Т. п. О некоторых особеннхтях развития цветоразличеиия у умственно отсталых школьников.—«Специальная школа», 1968, вып. 4.

Грошенков И, А. Цвет в рисунках учащихся вспомогательной шко­лы.—В кн.: Вопросы олигофренопедагогики. М., 1972.

Грошенков И. А, Подготовительный период в обучении рисованию учащихся вспомогательной школы.— «Специальная школа», 1963, вып. 2.

Грошенков И. А. Уроки рисования в V—VI классах вспомогательной школы. Изд. 2-е. М., «Просвещение», 1970.

Грошенков И. А. Уроки рисования в IV—VI классах вспомогательной школы. М., «Просвещение», 1969.

Г р о ш е н к* в И. А. О преподавании риссвания во вспомогательной шко­ле. Методические рекомендации и планирование..М, 1969

Грошенков И. А. О степени готовности учащихся вспомогательной школы к изобразительной деятельности.— «Дефектология», 1970, №'6.

Грузинова Е. Н. Из опыта формирования элементарной изобрази­тельной деятельности у глубоко умственно отсталых детей.— В кн.: Эстетиче­ское воспитание во вспомогательной школе. М., «Просвещение», 1972.

Д е м б и н ск и й. С. И., Лавров А. М., Триселев А. В. Методи­ческое руководство к таблицам по изобразительному искусству для I—IV клас­сов восьмилетней школы. М„ «Просвещение», 1968.

Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности детей. Изд. 2-е, доп. М., Учпедгиз, 1961.

Методика обучения рисованию, лепке и аппликации в детском саду. Учеб­ник для дошкольных педагогических училищ. Под ред. Н. П, Сакулиной. Изд. 4-е испр. и доп. М., «Просвещение», 1966.

Пинский Б. И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников. М., «Просвещение», 1965.

Рожкова Е. Е., Херсонская Е. Л, Рисование в V классе. М., «Просвещение», 1964.

Рожкова Е. Е., Макоед Л. Л, Изобразительное искусство. VI класс. М., «Просвещение», 1969.

Эстетическое воспитание во вспомогательной школе. Под ред. Т. Н. Го­ловиной. М., «Просвещение», 1972.

Предисловие…………………………………………………………………………3

Глава I. Значение изобразительной деятельности в системе обучения учащихся специальной (коррекционной) школе VIII вида……………………………4

Глава II. Некоторые особенности изобразительной деятельности умственно отсталых школьников……………………………………………………………6

Глава 3.Пропедевтика обучения………………………………………………..13

Глава 4 Декоративное рисование……………………………………………..20

Глава 5. Рисование с натуры……………………………………………………31

Глава 6. Рисование на темы……………………………………………………..42

Глава 7. Беседы об изобразительном искусстве……………………………….51

Глава 8. Организация урока по изобразительному искусству……………… 56

Краткий словарь терминов……………………………………………………...63

Литература……………………………………………………………………….69

1. Суть Декрета о земле и его реализация.Уравнительный раздел земель.

2. Положение о социалистическом землеустройстве.

3. Земельне отношения в годы гражданской войны.

1.Суть Декрета о земле и его реализация.Уравнительный раздел земель.

Одним из первых декретов Советской власти явился исторический декрет О земле положивший начало революционному преобразованию всего земельного строя, всей системы общественных отношений по поводу владения и пользования землей как средством производства.

Вечером 25 октября (7 ноября) 1917 г. открылся II Всероссийский съезд Советов, который взял власть в России в свои руки и принял в числе первых советских декретов декрет О земле. Отражая надежды трудового крестьянства, декрет отменил немедленно и без всякого выкупа помещичью собственность на землю.

Основополагающим принципом декрета О земле стал принцип национализации всей земли, ее недр, лесов и вод. Свое выражение национализация земли, согласно декрету О земле, нашла в ликвидации частной собственности на землю, в обращении ее во всенародное достояние и в учреждении исключительной собственности на землю государства, в создании единого земельного фонда страны и государственного управления им.

В декрете отмечалось, что формы пользования землей должны быть совершенно свободны: подворная, хуторская, общинная, артельная, в зависимости от того, как будет решен этот вопрос в отдельных селениях и поселках. Исключение составляли земельные участки, не подлежащие распределению (рассадники племенного скота, опытные и показательные поля, питомники, конные заводы, семенные хозяйства, хозяйства, производящие технические культуры, промысловые хозяйства), которые должны были поступить в пользование государственных хозяйств. Декрет предусматривал три основные формы землепользования: государственную, коллективную (артельную) и единоличную, (в различных ее разновидностях). Отсюда вытекает следующий принцип Декрета — принцип свободы выбора форм землепользования. Согласно декрету О земле, были запрещены сдача земли в аренду и применение наемного труда. Следовательно, одним из принципов декрета является принцип трудового землепользования. Его сущность заключается в том, что каждый, кому государство выделяет в пользование землю, обязан обрабатывать ее своим трудом и трудом членов своей семьи без найма дополнительной рабочей силы. Это требование распространялось и на единоличные, и на коллективные хозяйства. Поскольку аренда и субаренда земли являются источником нетрудовых доходов землепользователей, они также категорически запрещались.

Принцип уравнительного землепользования устанавливал, что земля распределяется в пользование трудящимися по потребительской или трудовой норме. Выше уже отмечалось, что этот принцип не совпадал с позициями большевиков по земельному вопросу, но соответствовал требованиям большинства крестьянства. В существовавших тогда условиях такое решение было единственно правильным. Крестьяне должны были сами убедиться, что их надежды на уравнительное распределение земли как на единственно правильный путь спасения от помещичьей и кулацкой кабалы являются иллюзией, что никакая уравнительная дележка не предотвратит имущественного и классового расслоения крестьянства, что только замена мелкого производства крупным общественным создаст условия для ликвидации нищеты и эксплуатации.

Для появления такой убежденности понадобилось немного времени, уже к 1928 г. основные массы крестьянства поняли всю порочность уравнительного землепользования и единоличного ведения хозяйства. Этот принцип распространялся только на ту часть земель, которая подлежала распределению. Сюда не входили земли несельскохозяйственного назначения, государственные хозяйства и другие земли, не подлежащие распределению.

Осуществление этого принципа сыграло определенную положительную роль в переходный период, но с проведением коллективизации он утратил свое значение и в дальнейшем развитии земельных отношений не применялся.

Впервые в истории развития общества в качестве государствейного требования в законодательном документе провозглашался в декрете О земле принцип рационального использования земли в интересах всего общества. На первом этапе построения социализма этот принцип еще не содержал в себе всего многообразия факторов, которые вкладываются в понятие рационального использования земель в настоящее время. Но уже тогда установление государственной собственности на землю, ликвидация феодальнокрепостнических пережитков в землепользовании, стремление обеспечить использование земель в интересах всего народа обусловило важность реализации этого принципа. Одним из его проявлений уже в первые месяцы Советской власти явилось сохранение и превращение в образцы рационального использования земель крупных высококультурных хозяйств.

Важнейшим принципом декрета О земле стал принцип безвозмездного отчуждения земли из частной собственности. Его осуществление практически ликвидировало все возможности реставрации частного землепользования. Из этого же принципа вытекает принцип бесплатного землепользования, который был установлен сразу же после принятия декрета О земле.

Конфискация помещичьих и иных земель проходила осенью и зимой 1917—1918 гг., а уравнительное их распределение было проведено весной и летом 1918 г. на основе принятого 9 февраля 1918 г. в дополнение к декрету О земле декрета «О социализации земли», регламентирующего уравнительное распределение конфискованных земель.

2.Положение о социалистическом землеустройстве.

Аграрные преобразования первых лет Советской власти были тесно связаны с созданием в деревне государственных и коллективных хозяйств. Сельскохозяйственные объединения возникли на базе конфискованных помещичьих имений, монастырей, на удельных землях, на крестьянских надельных землях. Формы этих объединений были различными: товарищества по совместной обработке земли (ТОЗы), артели, коммуны, различного рода простейшие формы коопера ции. И хотя их удельный вес в производстве продукции и занимаемой площади земель невелик, политическое их значение трудно переоценить.

Чрезвычайно важное значение в аграрной революции партия большевиков придавала организации государственных сельских хозяйств, как опорных пунктов развития социалистического земледелия в стране.

14 февраля 1919 г. ВЦИК утвердил постановление, получившее название «Положение о социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию», которое явилось документом, создавшим новое по своей сути и содержанию советское, социалистическое землеустройство.

Перед землеустройством была поставлена четкая задача всемерно способствовать созданию коллективных хозяйств. Особенно четко она сформулирована во второй части Положения: «Землеустройству подвергается вся площадь сельскохозяйственного фонда...». На первое место при землеустройстве были поставлены общественные хозяйства, а единоличным крестьянским хозяйствам должны были отводиться земли в последнюю очередь, после того, как обеспечивалось государственное и коллективное землепользование.

В целях совершенствования землепользования и устранения его недостатков Положение предусматривало широкое проведение работ по землеустройству, которые должны были включать в себя не только формирование новых землепользовании и дополнительные отводы земель уже существующим хозяйствам, но и ликвидировать такие недостатки в пространственной организации территории, как дальноземелье, чересполосица, вклинивания, вкрапливания и другие неудобства.

3. Земельне отношения в годы гражданской войны

В 1914 году Российская империя вступила в первую мировую войну на стороне государств Антанты (Англия, Франция, со временем США) против Германии Австрии и их союзников.Война проходила со сменным успехом. Россия получала победы, но больше было поражений, в результате чего немцы захватили всю Польшу (которая входила в состав России), Литву, части Латвии и Украины.

Война проходила на территории Украины до конца 1917 года, ее остановила Октябрьская революция в России. Хозяйство страны находилось в ужасном положении: промышленность значительно сократила выпуск продукции, транспорт почти остановился, сельское хозяйство пришло в упадок в связи с призывом в армию миллионов мужчин трудоспособного возраста; в городах промышленных районов не хватало продуктов и топлива. Земельный вопрос стал одним из центральных в политике.

Правые и социалистические партии не могли найти между собой понимания, этим воспользовались большевики и захватили власть в России, выдвинув лозунг "земля – крестьянам, фабрики и заводы - рабочим". На всей территории империи началась гражданская война. Наиболее сильно она развернулась в Украине, котора фактически была житницей страны – каждая воюющая сторона старалась ее захватить. Власть в Украине менялась несколько раз – в разных регионах поразному. Центральными политическими вопросами стали земельный и национальный.

Украинские политические партии (консервативные, либеральные и социалистические) наибольшее влияние уделяли национальному вопросу; они создали в 1917 году правительство Украины – Центральную Раду, то есть достигли своей цели – создания Украинского государства, но земельного вопроса не решили – землю крестьянам не передали.

Центральная Рада издала 4 универсала – документы, которые определяли направление государственной политики:

1универсал провозглашал, что Украина должна входить как автономия в состав России; по всей России помещичьи, казенные и монастырские земли юудут переданы народу после созыва Всероссииских и Украинских установочных сборов.

2универсал провозглашал о создании генерального секретариата, который будет сотрудничать с Временным правительством России. О земельном вопросе не было ничего.

3универсалпровозглашал о образовании Украинской Народной Республики в составе Россииской федерации и созыве Украинских установочных сборов; право собственности на землю не трудовых хозяйств анулируется, будет издан закон, как устроить землю для передачи в собственность трудового народа без выкупа.

4универсал сообщал о создании самостоятельной Украинской Народной Республики, и земельная комиссия Центральной Рады уже выпустила закон о передаче земли трудовому народу без выкупа, которыц на днях будет рассмотрен.

Не решили земельного вопроса Директория в 1918-1919 годах и власть главного атамана С. Петлюры в 1919-1920 годах.

Недооценку украинскими социалистическими партиями земельного вопроса можно объяснить тем, что в Центральной Раде, а познее в Директории руководили больше социал-демократы во главе с Винниченко, которые основное внимание обращали на рабочих, а партия украинских эссеров, которая представляла украинское крестьянство в то время, почти не была при руководстве, хотя на выборах в установочных сборах, которые проходили дважды, она получала решающие победы, собрав до 80 % голосов избирателей. Следует заметить, что отношение к общине со стороны этой апртии было прохладным.

Другие партии,правительства и силы, еще некоторое время были при власти во время гражданской войны на территории Украины.

Правительство гетьмана Скоропадского в 1918 году.

Социальной базой гетьмана Скоропадского были великая российская буржуазия и землевладельцы, объединенные в союзе хлеборобов. Это объясняет земельную политику правительства, в котором ведущую роль играет российская партия кадетов (конституционно- демократическая) – при помощи окупационных немецких и австрийских войск возвратившую земели и дома помещиков, захваченные и разграбленные крестьянами. Помещики прибывали с карательными отрядами, проводили массовые экзекуции людей прямо на площадях и отбирали все захваченное крестьянами имущество, землю, урожай. Это привело к вооруженным выступлениям крестьянских масс против гетьмановского режима и окупационных войск.

Военное командование белогвардейских армий Деникина и Врангеля.

В декларациях комондования белогвардейских армий откладывалось развязание земельного вопроса до издания закона о земле после ликвидации большивицкого режима; до того времени право на землю оставалось за помещиками, от которых зависило предоставление земель малоземельным крестьянам, но за определенный выкуп. С засеяных крестьянами земель помещикам нужно было сдать две третих зерна и половину травы собранного урожая.

Махновцы-партизаны в 1917-1921 годах.

С начала политической борьбы махновцы ставили своей задачей передачу земли крестьянам с разделом помещичьих земель по трудовым нормам. Они воевали за землю с немцами, гетманцами, войсками Директории, белогвардейскими армиями Деникина и Врангеля, с большевиками (с ними они несколько раз объединялись). Они были под влиянием анархостов. Базой для пополнения их армии было крестьянство.

Польские окупационные власти

В квитни-червни 1920 года на территории Волыни, Подолья и Киевщины находились Польские окупационные власти. Весь путь Польской армии по Украинебыл отмечен брутальностью поляков, реквизициями и грабежами населения, что вызвало его возмущение. Варшавский договор был воспринят как большая беда (по этому договору польские землевладельцы возвращали себе свои земли, захваченные крестьянами).

Большевики.

В 1917 году большевики выдвинули лозунг «земля-крестьянам». В 1918 году, весною, под их властью оказалась вся Украина. На иестах начали организовывать областные ревкомы, которые управляли стихийным захватом помещичьих земель и разорением имущества помещиков. В 1919 весною снова вернулась советская власть – начали создаваться коммуны и совхозы на помещичьих землях. Государство забирало у крестьянского хозяйства по твердым ценам все остатки хлеба и фуража, которые превышали установленные нормы. Это вызвало огромное возмущение у крестьянских масс, начались вооруженные выступления против советской власти. Осенью 1919 года советская власть снова вернулась на Украину после победы над белогвардейской армией Деникина летом 1919 года. За это время на Украине прошел процесс создания партии боротбистов, которая вышла из рядов партии украинских эссеров; эта партия стояла на советской платформе, имела большое влияние на крестьянские массы, но отстаивала независимость Украинской Советской республики. Правительство Ленина сменило тактику – в сични 1920 года в письме рабочим и крестьянам Украины сообщалось, что партия большевиков и московское правительство признали независимость Украины. Этой новой политике6 большевиков, их союзу с боротбистами поверили много крестьян и интеллегенции и присоединились к борьбе с деникинцами. В селах начали создаваться коммитеты бедных крестьян, которые поддерживали советскую власть. Одновременно на Украине начался процесс украинизации.

Первые шаги землеустройства при советской власти (1921-1922 года)

Официально гражданская война закончилась в листопаде 1920 года после победы Красной армии над белогвардейской армией Врангеля в Крыму, но еще больше года Украина кипела от борьбы крестьянских масс за землю. Значительная часть крестьян не верила заманчивому большевистскому лозунгу "земля-крестьянам". В основном законе, который регулировал земельные отношения в стране – Земельном кодексе-было записано: 'Частная собственность на землю, воду, недра и леса упраздненная навсегда и все земли сельскохозяйственного назначения составляют государственный земельный фонд в распоряжении Наркомзема и его местных органов". На местах были образованы областные ревкомы, которые взяли на учет все помещичьи земли и проводили их разделение между крестьянами.

Некоторая часть помещичьих имений была передана новообразовавшимся сельскохозяйственным коммунам –группа демобилизованных красноармейцев и бедняков из села получала землю, дом, скот, коней для общего хозяйствования. Большинство этих коммун в скоре прекращало свою деятельность из-за неумения вести хозяйство, после того как проедали свои основные фонды.

Распределение земли между крестьянами, в подавляющем большинстве, велся таким образом: каждое село получало землю ближайшего к нему помещика (количество земли у любого из них было разное), которое распределялось между всеми крестьянскими дворами пропорционально количества членов двора. Таким образом площадь надела землей в любом селе была разная.

Помещичью землю разделили, а государству зерно сдавали по принципу "продрозверстки", которую устанавливали местные уездные органы советской власти. Это вызвало неудовольствие значительной массы крестьян, приводило даже к вооруженным конфликтам. Система хозяйствования и сдачи продукции на селе была заменена другой-новой экономической политикой (нэпом) еще при жизни Ленина.

В составе Наркомзема было образовано специальное землеустроительное управление, на работу в котором назначили квалифицированныхспециалистов-землемеров, экономистов. Первыми шагами работы новых землеустроительных органов были:

1.Организация землеустроительной службы на местах-в каждом округе образовано окружное землеустроительное управление, в состав которого входили отдельные землеустроительные партии со специалистами разной квалификации. В каждом районе ввели должность районного землеустроителя, на которого были положены обязанности учета земель, решение земельных споров, вопрос организации новых землепользований, регулирование земельных отношений и сохранения планов землеустройства;

2.Организация подготовки кадров землемеров для проведения в будущем значительного объема работ землеустройства. В Харькове было образовано высшее учебное учреждение (по образцу Московского межевого института, единственного учреждения такого типа на территории России) с отделениями геодезии и землустройства.

Открыто 7 техникумов, которые готовили землемеров-инженеров узкого профиля (в Полтаве, Чернигове, Киеве, Житомире, Днепропетровске, Одессе). В многих городах открыли профшколы, которые готовили техников-землемеров, и краткосрочные курсы (12-17 месяцев обучения), на которые зачисляли людей с законченным средним образованием, которые в условиях тогдашней безработицы с готовностью шли учиться на землемера;

3.Создание в районах производства "белого золота" – сахарныхбуряков специальных комиссий по изъятию земель для сахарной промышленности с целью обеспечения сахароварень сырьем. Было образовано значительное количество свеклосовхозов, переданных в ведения сахарной промышленности, что спасло эту важную область сельского хозяйства Украины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: