ТЕМА: Особенности земельных отношений и землеустройства в период становления народного хозяйства и индустриализации страны

1.Развитие земельных отношений в связи с переходом к новой экономической политике.

2.Земельный кодекс 1922 года. Его основные положения, суть и значение.

3.Землеустройство в период НЭПа и индустриализации страны.

4. Земельные отношения в период НЭПа и землеустройство ко двору.

1.Развитие земельных отношений в связи с переходом к новой экономической политике.

К началу 1921 г. гражданская война закончилась. К осени 1922 г. на Дальнем Востоке были окончательно изгнаны японские интервенты и ликвидированы остатки белогвардейских банд. Борьба переносится на хозяйст­венный фронт, на первый план выдвигаются экономиче­ские проблемы.

Сельское хозяйство страны к концу гражданской войны находилось в состоянии упадка и тяжелейшего кризиса. Резко сократились посевные площади, из-за ухудшения обработки снизилась урожайность, почти вдвое уменьшились валовые сборы зерна, что вызвало острый недостаток хлеба в стране. Значительно сокра­тилось поголовье скота, особенно тяглового. Крайне тя­желое положение еще более усугубил неурожай 1920 г. Упадок сельского хозяйства гибельно отражался и на развитии промышленности. Недостаток сырья, топли­ва, нехватка продовольствия вынуждали пролетариат покидать заводы и фабрики и уходить из города. Нара­стало недовольство и среди крестьян, и среди рабочих.

Одной из причин возникающего недовольства и кри­зиса в сельском хозяйстве была продразверстка, кото­рая вполне оправдывала себя в условиях осуществле­ния политики «военного коммунизма», но после оконча­ния гражданской войны она вошла в противоречие с объективными законами развития сельскохозяйствен­ного производства. Продразверстка не стимулировала увеличение объемов производства, расширение посев­ных площадей и увеличение поголовья скота, крестья­нин не был объективно заинтересован в росте урожай­ности на базе совершенствования агрокультуры, так как вся дополнительная продукция по-прежнему изы­малась без всякого материального эквивалента.

Развитию крестьянского хозяйства препятствовали многочисленные переделы земли и вытекающая отсюда неустойчивость землепользования, которая подрывала уверенность крестьян в постоянстве закрепления за ни­ми земельных участков и не способствовала улучшению производительных свойств земли, введению севообо­ротов и т. д.

В создавшихся условиях было необходимо коренным образом изменить экономическую политику, направить ее на новые, социалистические рельсы и на установле­ние взаимовыгодных хозяйственных и политических взаимоотношений между городом и деревней.

Состоявшийся в марте 1921 г. X съезд РКП (б) принял решение о переходе к осуществлению новой экономической политики. Ее основ­ной смысл в области преобразования земельных отно­шений заключался в замене продразверстки проднало­гом и в принятии мер по обеспечению устойчивости кре­стьянского землепользования.

Новая экономическая политика предусматривала не­которую уступку среднему крестьянству, предоставляя ему право на свободу продажи избытков сельскохозяй­ственной продукции после уплаты твердого продоволь­ственного налога, чтобы создать у него заинтересован­ность в расширении производства, укрепить его союз с рабочим классом и на этой основе приобщить к строи­тельству социализма.

В целях укрепления устойчивости крестьянского землепользования в марте 1921г. было принято поста­новление ВЦИК «Об обеспечении за крестьянским на­селением уравнительного и устойчивого пользования землей», согласно которому все земли, поступившие в пользование крестьян до принятия постановления, счи­тались закрепленными за ними по фактическому поль­зованию и сохранялись до окончания землеустройства. Постановление утверждало ранее принятое положение о том, что переделы земли могут производиться не ра­нее чем через 9 лет.

Создание устойчивого землепользования в сложив­шихся условиях признавалось важнейшим делом в уст­ранении препятствий к развитию производительных сил сельского хозяйства. 22 мая 1922 г. был принят Закон о трудовом землепользовании, ко­торым было предусмотрено прекращение дальнейшего уравнительного распределения земель и закрепление прав землепользователей на полученную ими на дан­ный момент землю. Ставилась задача установить в зем­лепользовании такой порядок, который бы обеспечил возможность получения наибольшего количества сырья и продовольствия.

Принятые меры положительно отразились на разви­тии производства, однако страшная засуха 1921 г., пора­зившая 28 губерний с населением, составляющим около половины населения республики, не позволила изменить положение дел в деревне. Переломной вехой в развитии сельского хозяйства стала весна 1922 г. На всей терри­тории страны развернулась борьба за расширение по­севных площадей, внедрение передовой агрокультуры, распространение сельскохозяйственных знаний, органи­зацию обмена опытом ведения хозяйства и т. д.

С 1923 г. начался рост посевных площадей, и к 1925 г. они стали такими, какими были в начале первой мировой войны. Хороший урожай 1922 г. улучшил экономику, ликвидировал продовольст­венный кризис. Новая экономическая политика оказала существен­ное воздействие на развитие коллективного производ­ства в сельском хозяйстве.

На Украине число кол­хозов постоянно росло: в 1921 г. их было 1700, в 1922 г. 2707, а в 1923 г. — уже 4500. Сокращение чис­ла хозяйств произошло в основном за счет слабых. Во многих случаях распадались коллективы, созданные из промышленных рабочих, возвратившихся с началом вос­становления промышленности в города, а также коллек­тивы, которые потребляли все, что производили. Проч­ные же коллективные хозяйства в новых условиях зна­чительно укрепились организационно, окрепли эконо­мически.

Примечательно, что в эти годы новые сельскохозяй­ственные коллективы создавались уже не на выделяе­мой из государственного фонда земле, как в первые годы Советской власти, а преимущественно на надель­ной, переданной ранее в индивидуальное пользование. Это свидетельствовало о значительных перспективах развития колхозного движения. Таким образом, новая экономическая политика не только не затруднила соци­алистическое строительство на селе, но, напротив, соз­дала условия для укрепления коллективного хозяйства.

2.Земельный кодекс 1922 года. Его основные положения, суть и значение.

Новые задачи совершенствования землепользования, поставленные в связи с осуществлением новой экономи­ческой политики, потребовали пересмотра некоторых ранее принятых положений о регулировании земельных отношений и правового обоснования различных форм землепользования, соответствующих потребностям раз­вития сельского хозяйства. В частности, очень остро были поставлены вопросы об аренде земли и найме ра­бочей силы, об отношении к участковому землепользованию (хуторам и отрубам) и др. Кроме того, возникла необходимость приведения в единую систему всех зако­ноположений о землепользовании и землеустройстве, которых за пять лет Советской власти было издано очень много, причем некоторые дублировали своим со­держанием ранее принятые, а некоторые противоречили по отдельным вопросам друг другу.

Все это обусловило подготовку и принятие 30 октяб­ря 1922 г. Земельного кодекса, прекращающего действие ранее изданных за­конов и положений, вошедших в его состав или проти­воречащих ему.

3емельный кодекс состоял из основных положений и трех взимосвязанных частей: «О трудовом землеполь­зовании», «О городских землях и государственных земельных имуществах» и «О землеустройстве и переселе­нии». Содержание его в полной мере характеризует земельные отношения и меры по их регулированию в условиях осуществления новой экономической политики.

В первой и второй статьях основных положений вновь подчеркивалась незыблемость принципа национа­лизации земли:

1. Право частной собственности на землю, недра, воды и леса в пределах отменено навсегда.

2. Все земли, в чьем бы ведении они ни состояли, составляют собственность Рабоче-крестьянского государства.

Далее отмечалось, что право непосредственного пользования землями из состава единого государствен­ного земельного фонда предоставляется трудовым зем­ледельцам и их объединениям, городским поселениям, государственным учреждениям и предприятиям. Земли, не находящиеся в непосредственном пользовании, со­стоят в распоряжении Наркомзема и предоставляются государством по особым постановлениям и на особых условиях учреждениям, обществам, организациям и от­дельным лицам. До предоставления в пользование зем­ли являются государственным земельным имуществом. Все землепользователи подчиняются общему контролю земельных органов и несут в отношении правильного использования земель обязанности, определяемые ко­дексом.

Первая часть кодекса «О трудовом землепользова­нии» состояла из 10 разделов.

1. О праве на землю трудового пользования.

2. О трудовой аренде земли (временная переуступка прав на землю трудового пользования).

3. О вспомогательном наемном труде в трудовых земледельческих хозяйствах.

4. О земельном обществе (общество землепользова­телей).

5. О дворе (трудовое земледельческое хозяйство).

6. О порядке трудового землепользования.

7.О переделах земли в обществах с общинным порядком землепользования.

8. Об усадебных и луговых землях.

9. О выделах земли.

10. Об укреплении и устройстве земель трудового зем­лепользования.

В этой части кодекса отмечается, что право на поль­зование землей для ведения крестьянского хозяйства имеют все граждане без различия пола, вероисповедания и национальности. Наделение землей производится или земельными обществами, в состав которых входят желающие получить землю, или земельными органами, если в их распоряжении имеется запасная земля, пред­назначенная для трудового пользования. Право на зем­лю может быть осуществлено в составе земельного об­щества или отдельно в виде:

а) права на земельный участок в одном или нескольких местах (хутор, отруб, чересполосные участки),

б) права на долю земли из на­дела земельного общества,

в) права на участие в сов­местном пользовании угодьями земельного общества.

Покупка, продажа, завещание или дарение, а также залог земли считаются недействительными, а лица, их совершившие, помимо наказания в уголовном порядке, лишаются земли, находящейся в их пользо­вании.

Кодексом законодательно разрешались аренда зем­ли и наем труда. Сдача земли в аренду разрешалась на срок не более двух ротаций севооборота при условии использования ее только силами семьи съемщика с привлечением на­емного труда в рамках, предусмотренных кодексом. Субаренда категорически запрещалась. Наемный труд допускался лишь при условии, что все трудоспособные члены семьи нанимателя участвуют в труде наравне с наемными рабочими.

В условиях кризиса сельскохозяйственного производ­ства аренда земли и наем рабочей силы под контролем советских органов способствовали более рациональному использованию земли и повышению потенциала кресть­янского хозяйства и сыграли определенную положи­тельную роль в подъеме экономики страны. Вместе с тем даже под контролем соответствующих органов эти процессы способствовали расслоению крестьянства и обогащению зажиточной части деревни.

В разделе «О земельном обществе», кроме сущест­вующих крестьянских земельных обществ, таковыми признавались сельскохозяйственные коммуны и артели, добровольные объединения отдельных дворов или сово­купность дворов, выделившихся из прежних обществ, устанавливалось, что делами земельного общества ве­дают общее собрание его полноправных членов и вы­борные органы. Общее собрание решает все вопросы, касающиеся земельного общества:

а) устанавливает и изменяет порядок пользования различными угодьями;

б) составляет земельный устав общества;

в) принимает решения о зачислении в общество и исключении из него;

г) постановляет о производстве землеустройства, о пе­реходе на широкие полосы, хутора, отруба, о разделе земли между частями общества и пр.;

д) производит земельные переделы и разверстки и др.

В разделе «О порядке трудового землепользования» устанавливалось, что способ землепользования может быть:

а) общинный (с уравнительными переделами зем­ли между дворами);

б) участковый (с тем же правом двора на землю, предоставляемую в виде чересполос­ных, отрубных или хуторских участков)

в) товарище­ский (с совместным пользованием землею членами общества, составляющими сельскохозяйственную ком­муну, артель или товарищество по общественной обра­ботке земли).

Каждый крестьянский двор имел право выбора способа землепользования.

Важным моментом в содержании этого раздела были указания, что «...Земельные общества с товарищеским порядком землеполь­зования образуются в целях наивыгоднейшего исполь­зования труда своих членов... В каждом земельном об­ществе, независимо от существующего в нем порядка землепользования, по постановлению большинства пол­ноправных его членов может быть введена на всей пло­щади его земель, или на их части, общественная обра­ботка земли, путем совместного приложения труда и общего использования средств и орудий производства при запашке, засеве земель, уборке урожая и т. п....Со­гласному на совместную обработку земли меньшинству,...по его требованию, общество обязано выделить соот­ветствующий участок к одному месту по общим прави­лам выделов земель и с соблюдением взаимных удобств землепользования. Земли, состоящие в общественной обработке, сохраняются за соответствующими землепользователями при переделах, а также не подлежат уменьшению, хотя бы они и превышали количество зем­ли, приходящейся на их долю по разверсточным едини­цам».

Кодекс нацеливал крестьянство на товарищескую обработку земли и указывал на определенные преимущества коллективного землепользования.

Далее определялся порядок переделов земель. При этом указывалось, что для обеспечения устойчивости землепользования переделы могли производиться не ранее трехкратной ротации правильных севооборотов, а при их отсутствии не ранее 9 лет. В заключительном, десятом разделе первой части было указано, что за во­лостями и селениями признается закрепленным в поль­зование все то количество земли, которое находится в их фактическом пользовании и было законно им предоставлено.

Вторая часть Земельного кодекса «0 городских, землях и государственных земельных имуществах» в первом разделе устанавливала понятие и порядок пользования городскими землями, к которым были отнесены все земли внутри действующей городской черты. Второй раздел этой части предусматривал, что государ­ственные земельные имущества разделяются на:

а) совхозы;

б) доходные статьи, до­пускающие использование находящихся в их составе земельных участков и хозяйственного обзаведения,

в) участки обшегосударственного земельного запаса, не получившие в установленном порядке прямого наз­начения, то есть не предоставленные в чье-либо по­стоянное либо срочное пользование.

В содержание третьей части кодекса «0 землеустройстве и переселении» вошли разделы:

1. О землеустройстве.

2. О государственной записи землепользовании.

3. О порядке рассмотрения земельных споров.

4. О переселении.

В первом разделе отмечалось, что землеустройство «...имеет задачей упорядочение существующих земле­пользовании и образование новых соответственно правам на землю и требованиям хозяйственно-техниче­ской целесообразности». В его содержание включались следующие виды землеустроительных действий:

а) от­вод земель, предоставляемых в пользование;

б) обра­зование земельных фондов специального назначения (переселенческого, концессионного, лугового и др.);

в) изъятие земель для государственных и обществен­ных надобностей;

г) установление городской черты;

д) раздел земель, состоящих в пользовании земельных обществ;

е) устранение или уменьшение чересполосности отдельных землепользовании, вклиниваний и вкрапливаний их, дальнеземелья, неправильности очер­таний границ и других недостатков землепользования;

ж) проложение, перемещение или упразднение дорог, предоставление водопоев и перемещение землепользо­вании в связи с производством коренных улучшений земельных угодий (мелиорации);

з) распланирование сельских мест поселения;

и) установление и изменение границ волостей.

Выполнение землеустроительных действий предусматривалось под общим наблюдением, руководством и контролем Наркомзема местными землеустроительными учреждениями через уполномоченных на то зем­лемеров (землеустроителей).

Устанавливалась следующая последовательность производства землеустроительных дел:

1) возбуждение землеустроительного дела по хода­тайствам заинтересованных землепользователей или по решению землеустроительного учреждения;

2) составление, землеустроительного проекта и предъявление его участникам землеустройства как на плане, так и в натуре;

3) утверждение землеустроительного проекта;,

4) исполнение землеустроительногопроекта с установлением межевых знаков, составление и выдача сторонам землеустроительных документов.

Составление проекта заключалось в установлении состава земель, подлежащих землеустройству, хозяйст­венно-техническом обследовании землеустраиваемой местности, определении земельных прав, выяснении земельных пожеланий участников землеустройства и в подробном и точном указании в натуре мест отвода земель с изображением их на проектном плане земле­устройства. Проектируемые границы земель должны были обозначаться на местности межевыми знаками установленного образца.

Вторым разделом третьей части кодекса вводилась государственная запись землепользовании (земельная регистрация). Она предусматривала сбор и хранение в систематизированном и наглядном виде современных сведений о правовом и хозяйственном положении всех землепользовании, в интересах общегосударственного управления землями, а также для нужд различных отраслей народного хозяйства и для защиты прав и интересов землепользователей: сведения о местополо­жении и названии участков, их площади в целом и по отдельным видам угодий, о наименованиях зем­лепользователей и основаниях на право пользова­ния и др.

Заключительный раздел Земельного кодекса уста­навливал порядок и правовую основу переселений и связанного с этим землеустройства.

Таким образом, Земельный кодекс явился не только сводом законоположений по вопросам земель­ных отношений и землеустройства, но и, по существу, изменил земельную политику, привел ее в соответствие с новыми задачами хозяйственного строительства в деревне. Содержание Земельного кодекса РСФСР послу­жило основой для разработки Земельных кодексов всех союзных и автономных республик, вошедших в состав СССР, и явилось базой для окончательного установле­ния советского земельного строя на всей территории Советского государства.

3.Землеустройство в период НЭПа и индустриализации страны.

Осуществление в развитии сельскохозяйственного производства новой экономической политики было неразрывно связано с землеустройством. С его помощью в деревне создавались такие условия землепользования, которые в наибольшей степени соответствовали решению хозяйственных задач и проведению классовой политики Коммунистической партии в деревне.

Землеустроительные работы необходимо было организовать на всей территории страны. Однако недостаток кадров, инструментов и других необходимых средств для их проведения обусловили принятие в 1922 г. решения об отказе от обязательного государственного землеустройства и переходе к землеустройству по инициативе трудового населения и за его счет. В 1922 г. в РСФСР было всего 4767 специалистов по землеустройству и колонизации; на всей территории Сибири работало лишь 160 землеустроителей. При этом значительный удельный вес среди них занимали землеустроители старой, реакционной, столыпинской школы.

Сущность и содержание землеустройства в период осуществления новой экономической политики и индустриализации страны определил именно Земельный кодекс РСФСР 1922 г. и принятые в 1923—1926 гг. кодексы союзных и автономных республик. С 1922 г. кодекс стал основным документом (с учетом дополняющих и расшифровывающих его инструкций и положений), регламентирующим цели, порядок и способы осуществления землеустроительных действий.

Принятие кодекса стимулировало значительное расширение работ по землеустройству. Уже на 1923 г. было намечено проведение работ по организации территории на площади более 12 млн. десятин, в том числе на площади более 2 млн. десятин за счет государства. Инструкциями по землеустройству, дополняющими Земельный кодекс, было предусмотрено два вида землеустройства земель трудового пользования: межселенное, направленное на устранение внешних недостатков землепользования и раздел угодий общего пользования между земельными обществами или выдел земли из этих угодий отдельным обществам, и внутриселенное. Внутриселенное землеустройство включало в себя:

а) землеустройство коллективных хозяйств (коммун, артелей, товариществ по совместной обработке земли), предусматривающее раздел земельных обществ на группы для коллективного пользования землей или выдел из земельных обществ земли отдельным группам для коллективного ее использования;

б) групповое землеустройство, связанное с разделом или выделением земли на выселки;

в) внутрихозяйственное землеустройство;

г) землеустройство обособленных хозяйств, связанное с разверстанием земель или выделением их для хуторов и отрубов.

Внутрихозяйственное землеустройство, которое на первых порах хотя и занимало незначительный удельный вес, имело чрезвычайно важное значение для роста производительных сил сельского хозяйства и рационального использования земли. В его содержание входила разбивка земель земельного общества или колхоза на поля севооборота, сверстание земель отдельных дворов земельного общества в широкие полосы для организации на них севооборотов, планировка сельских поселений, размещение дорог, скотопрогонов и водопоев. В последующем этот вид землеустройства значительно расширяет свое содержание и становится одним из основных.

В качестве отдельных видов землеустройства проводились землеустройство государственных земельных имуществ, в состав которого входило установление внешних границ и внутрихозяйственное устройство совхозов; образование фондов для заселения, отвод земель специального назначения; землеустройство городов и поселений городского типа; отграничение лесного фонда.

В процессе развития землеустройства в период индустриализации страны и подготовки коллективизации сельского хозяйства все большее значение приобретала его направленность на переход крестьянства к коллективным формам землепользования. Это находит отражение в ряде инструкций, изданных в этот период. В частности, в Инструкции по производству землеустроительных работ на основании Земельного кодекса РСФСР, утвержденной наркомом земледелия 24 апреля 1928 г., указывается, что основная линия землеустроительных работ должна заключаться в стимулировании путем правильной организации земельной территории обобществления производства в крестьянских хозяйствах, а также в активном создании крупных хозяйств (колхозов и совхозов).

Начиная с 1925— 1926 гг. соотношение видов землеустройства постепенно меняется в сторону уменьшения доли межселенного и увеличения объемов внутриселенного землеустройства. Основная задача последнего сводилась к обеспечению перехода к таким формам организации территории, которые бы в наибольшей степени способствовали обобществлению крестьянских хозяйств. Увеличению объемов землеустроительных работ способствовали специальные ассигнования для этих целей.

Индустриализация страны, усиление помощи города деревне способствовали увеличению оснащенности сельского хозяйства средствами механизации. В 1926/27 г. в сельском хозяйстве имелось уже 24,5 тыс. тракторов. Появление на селе значительного количества тракторов и мощных сельскохозяйственных машин стимулировало дальнейшее ускорение землеустроительных работ. Несмотря на принимаемые меры, землеустройство значительно отставало от требований времени.

Несмотря на принятые меры, развитие сельского хозяйства шло еще медленными

Новые условия развития народного хозяйства в связи с индустриализацией страны и подготовкой к проведению коллективизации сельского хозяйства в широких масштабах обусловили необходимость изменения земельного законодательства.

Принятие общих для всех союзных и автономных республик основ землепользования и землеустройства было предусмотрено Конституцией СССР 1924 г. Уже в 1926 г. началась подготовка общесоюзного земельного закона.

В декабре 1928 г. был рассмотрен и утвержден проект общесоюзного закона «Общие начала землепользования и землеустройства».

Главной особенностью нового закона о землепользовании и землеустройстве явилась его направленность на создание коллективных форм ведения хозяйства. Вновь подчеркивая незыблемость для советского земельного строя принципов национализации земли и трудового землепользования, закон устанавливал ряд льгот и преимуществ в землепользовании колхозам и советским хозяйствам и ряд ограничений кулацким хозяйствам. В частности, преимущественное право на получение земель в трудовое пользование при их перераспределении предоставлялось колхозам, бедняцким и середняцким хозяйствам. Они могли выбрать земельные участки, более удобные по расположению и лучшие по качеству. Кулакам же и особенно лицам, лишенным избирательных прав, земля должна отводиться в последнюю очередь. При проведении землеустроительных работ первоочередным правом пользовались колхозы и государственные предприятия и учреждения, затем землепользователи, создающие благоприятные условия для последующего кооперирования хозяйств, и только в последнюю очередь следовало проводить землеустройство хозяйств, переходящих на хутора и отруба. В отдельных случаях, когда выделение хуторов и отрубов влекло за собой укрепление позиций кулачества, заявки на землеустройство должны были оставаться без исполнения.

При сохранении добровольности перехода к коллективным формам ведения хозяйства закон устанавливал, что государство оказывает особое содействие и поощрение образованию и деятельности колхозов.

Таким образом, политическая и социально-экономическая направленность «Общих начал землепользования и землеустройства» характеризовалась усилением курса на коллективизацию сельского хозяйства, создание необходимых предпосылок для массового вступления крестьянства в колхозы и последовательное ограничение кулачества.

С 1928 г. резко изменилась структура землеустроительных работ в сторону увеличения удельного веса землеустройства в колхозах. В основных сельскохозяйственных районах страны количество землеустроенных коллективных хозяйств увеличилось за год более чем в 3 раза.

Одновременно с землеустройством колхозов в 1928 г. были начаты работы по организации новых совхозов и внутрихозяйственному устройству их территории.

4.Земельные отношения в период НЭПа и землеустройство ко двору.

С введением нэпа началось значительное развитие всех областей экономики страны, в частности сельского хозяйства. Крестьянин ощутил, что он до некоторой степени стал хозяином земли, и значительно увеличил производительность своей работы, а это принесло ему благосостояние.

Одним из факторов подъема сельского хозяйства стало землеустройство ко двору. В каждом селе была образованная земельная община (в больших селах – две или большее). Каждая община имела свою землю, избирала себе форму землепользования (хутора, отрубы, образование новых выселков или определенный общественный севооборот), заключала с окружным управлением землеустройства договор на проведение работ. Землеустройство состояло из нескольких стадий:

- определение права отдельных хозяйств (дворов) на землю;

- установление границ земель общины;

- прокладывание теодолитных ходов;

- снятие ситуации методом теодолитной съемки и составление планов;

- оценка земель и установление площади пользования отдельного хозяйства (двора);

- проектирование путей, полей севооборота, отдельных гонов и участков земли каждого хозяйства;

- перенесение составленного проекта в натуру;

- составление окончательного плана землеустройства.

Право любого хозяйства (двора) на землю определялось на основании документов об уплате налога за последний год.

Границы земель общины закреплялись межевыми знаками –столбами с насыпанием курганов и оформлялись соответствующими актами, составленными со смежными землепользователями. Кроме теодолитныхходов, по границам земель общины прокладывались диагональные хода вдоль путей государственного и районного значения. Углы округлялись до 1 минуты, длины линий и координаты точек –до 0,1м. Исходные румбы линий для ориентирования планов определялись буссолью. Уравновешенность при вычислении теодолитных ходов проводили методом сравнения невязки. Геодезические данные:углы и длины линий) на границах прежде благоустроенных земельных общин исправлению не подлежали. Планы съемки складывались в масштабах 1:5000и1:10000 на листах бумаги. Оценку качества земель проводила комиссия в составе уполномоченных земельной общины, землемера и агронома, которое устанавливало несколько категорий качества земли с разными коэффициентами качества. Комиссия определяла в натуре границы земель этих категорий. Потом вычисляли площадь земель каждой категории в полях севооборота и площадь земли каждому двору на участках разной категории качества.

После проведения землеустройства каждое крестьянское хозяйство продавало определенное количество продукции пропорционально площади земли (так называемую хлебозаготовку).

Проектные работы начинались с ликвидации так называемых недостатков землепользования; вклинивание и ломанные границы выравнивались, вкрапление и топографическая чересполосица ликвидировались обменом земель, дальноземелье-образованием выселок (новых населенных пунктов).

Проектирование полей севооборотов и отдельных участков выполнялось аналитическим, графическим или механическим методами. Участки должны были иметь отношение длины к ширине не больше 5:1. При значительной ширине поля севооборота участка группировались в гоны, с обязательным обеспечением подъезда к каждой проектированной единице. Составленный проект землеустройства переносился в натуру инструментально, границы пропахивались плугом. Составленные планы красились (пашня – желтым цветом, сенокосы - зеленым, воды – голубым и т.п.).

В большинстве случаев работы землеустройства проводились 1-2 года и обязательно проверялись в поле инспекторами. В зимний период, если полевые измерения не проводили, тщательно проверяли составленные планы (это называлось объяснением).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: