Тема 3. Методика проведения комплексного экономического анализа

1. Основные этапы работ по организации проведения экономического анализа на предприятии.

Важным условием для успешной деятельности предприятия является проведение анализа его работы и разработка, на основе результатов анализа, мер по использованию выявленных резервов.

Методическое руководство за ходом проведения экономического анализа осуществляет экономический отдел. Ответственность за организацию проведения анализа несет заместитель директора по экономике. Экономические службы в силу своей компетенции проводят анализ определенных сфер деятельности.

В бухгалтерии проводят анализ баланса в результате которого дается оценка: имущественного состояния предприятия, финансового состояния предприятия и затрат на производство.

Работники финансового отдела анализируют:

- поступление выручки от реализации;

- формирование прибыли и ее распределения;

- денежные притоки и оттоки;

- взаимодействие с бюджетом и внебюджетными фондами;

- взаимодействие с дебиторами и кредиторами.

Работники отдела организации труда и его оплаты (ОТиЗ) анализируют: производительность труда, использование рабочего времени и ФОТи, обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами.

Отдел маркетинга занимается анализом рынка сбыта, объема продаж, цен и рентабельности продаж.

Экономический отдел проводит анализ выполнения заданий производственной программы и себестоимости продукции, работ и услуг.

Этапы проведения анализа на предприятии:

1. Разработка рабочей программы анализа, которая отражает объект анализа, цель и круг анализируемых вопросов, исполнителей, ответственных лиц и сроки проведения анализа.

2. Четкое распределение заданий по исполнителям.

3. Отбор необходимой информации, проверка документов, используемых в анализе, и показателей на предмет их достоверности. Основным источником является бухгалтерская отчетность, которая используется при проведении финансово-инвестиционного анализа.

4. Аналитическая обработка данных – самый сложный этап, в ходе которого, с помощью специальных приемов и методов, проводится сам экономический анализ. Данный этап предполагает широкое применение аналитических таблиц, расчетов.

5. Обобщение результатов анализа – этап, связанный с установлением положительных и отрицательных факторов, повлиявших на результаты деятельности предприятия.

6. Выводы и рекомендации – по итогам проведенного анализа устанавливаются резервы улучшения деятельности предприятия, предлагаются конкретные мероприятия по их исполнению.

Результаты анализа, в зависимости от целей и масштабов, оформляются в виде пояснительной записки к годовому отчету докладной записки на имя руководителя.

Последовательность проведения анализа и оценки потенциала предприятия включает ряд определенных процедур:

- аналитическая структуризация анализируемого объекта, цель которой получить представление о его составе, структуре, свойствах, отношениях;

- группировка и классификация элементов хозяйственной деятельности предприятия;

- изучение количественных и качественных характеристик этих элементов;

- изучение видов связей между элементами;

- количественная и качественная оценка резервов;

- оценка факторов, влияющих на эффективность хозяйственной деятельности предприятия;

- обобщение аналитических данных, сравнение однородных показателей, выявление связей, закономерностей и противоречий,

- установление критерия эффективности хозяйственной деятельности предприятия;

- оценка результатов анализа (расчет социально-экономической эффективности или описательная характеристика основных результатов).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: