Таблица 1
Прогнозирование продаж методом экстраполяции
Месяц | Фактические продажи | Прогноз продаж |
Январь | ||
Февраль | ||
Март | ||
Апрель | ||
Май | ||
Июнь | ||
Июль | ||
Август | ||
Сентябрь | ||
Октябрь | ||
Ноябрь | ||
Декабрь | ||
Январь | ||
Февраль |
Полученные данные можно отразить на графике (рис. 1).
Рис.1. Прогнозирование продаж методом экстраполяции
В прогнозировании методы экстраполяционных трендов дополняются методами корреляции трендов, в рамках которых исследуется взаимосвязь между различными тенденциями в целях установления их взаимного влияния и, следовательно, повышения качества прогнозов.
Методы экстраполяции оказываются наиболее эффективными в условиях краткосрочного планирования.
Методы экономико-математического моделирования. Во внутрифирменном прогнозировании используются:
модели внутренней среды фирмы, так называемые корпоративные модели;
- макроэкономические модели, к которым относятся эконометрические модели, модели "затраты-выпуск".
Корпоративные модели обычно представляют собой набор формул (уравнений), которые выражают отношения ряда переменных к определенному объекту, например, к объему продаж.
Помимо формульных моделей во внутрифирменном планировании могут использоваться матричные модели (модели в виде таблиц), структурно-иерархические модели, описывающие внутреннюю структуру и взаимосвязь в рамках экономической организации.
Большая часть математических моделей представлена в виде компьютерных программ.
К недостаткам применения методов экономико-математического моделирования в рамках прогнозирования будущего периода можно отнести:
Необходимость серьезных затрат на организацию исследовательской работы и оплату труда специалистов:
- невозможность охватывать в моделях все наиболее существенные тенденции развития;
-высокую вероятность внезапных изменений, разрушительных событий, существенно снижающий полезный эффект модели.
В условиях рыночных отношений каждое предприятие стремится обеспечить непрерывный рост производства и сбыта продукции и на этой основе — собственное процветание. Жесткое планирование ситуации на перспективу при этом не оправдывает себя. Требуется долгосрочная программа «быстрого реагирования», связанная с конъюнктурой рынка и конкуренцией.
Многие предприятия, учитывая меняющуюся конъюнктуру рынка, вынуждены вносить оперативные изменения в организацию и технику производства, добиваясь при этом:
- повышения возможности перестройки машин и оборудования;
- унификации комплектующих компонентов и материалов как условия повышения гибкости предприятия в целом;
- повышения качества изделий, расширения их ассортимента.
Стратегическая проблема включает в себя:
- выбор стратегической цели предприятия, которая не создавала бы препятствий для решения текущих задач, связанных с ситуацией на рынках;
- формирование материальных, кадровых и финансовых ресурсов предприятия, с помощью которых, ориентируясь на стратегические цели, можно было бы эффективно реагировать на самые сложные и непредвиденные явления и внешние тенденции.
Современное понимание стратегии обусловливается необходимостью сохранять максимальную эластичность фирмы и не укладывается в жесткие рамки долгосрочного планирования.
Стратегия касается лишь процесса формирования общей идеи будущего, не затрагивая его деталей и компонентов, и не увязывается жестко со структурой и состоянием имеющихся ресурсов, учитывая неизбежные изменения. Например, не устанавливается полная зависимость от размера ресурсов и текущей специализации.
Предприятие может поставить перед собой не одну, а несколько стратегических целей, не полностью связанных с его текущей деятельностью;
- освоить производство принципиально новой, не имеющей прямых аналогов продукции;
- установить на определенных рынках монополию на продажу выпускаемой им продукции;
- диверсифицировать специализацию предприятия до такой степени, чтобы ему не угрожал кризис сбыта в какой-либо области производства, и др.
В любом случае для достижения таких целей вовсе не обязательно задействовать все структуры и звенья предприятия, расходовать все имеющиеся ресурсы. Количество участников, как внутренних, так и внешних (по договорам кооперации), а также объем привлекаемых ресурсов по мере изменения ситуации могут постоянно изменяться. Конечная цель (возможно, подвергаясь модернизации) остается в принципе неизменной.
Изложенный метод стратегического регулирования называют стратегическим управлением. Главным ориентиром для всех компонентов стратегического управления является соотношение "предприятие — среда -ситуация", которое детерминируется самой сущностью стратегии как метода сохранения равновесия предприятия в его взаимодействии с окружающей средой, в непрерывно меняющейся ситуации.
Стратегическое управление включает в себя 2 взаимно дополняющих друг друга процесса:
- формулирование стратегии;
- реализацию стратегии.
Формулирование стратегии — это собственно процесс стратегического регулирования, включающий в себя:
- оценку потенциальных шансов достижения цели;
- возможные альтернативы целей;
- оценку действия внутренних и внешних факторов, связанных с достижением цели;
- выбор и окончательную формулировку цели, т.е. принятие стратегии.
Реализация стратегии в отличие от ее формулирования включает организационно-административные, интегрирующие, координирующие и контрольные действия, в результате которых фирма постепенно модифицирует свою структуру, ресурсы и конечную цель, ориентируясь на образцы будущего поведения, намеченные стратегией.
Из сказанного следует, что в понятие стратегического управления входят:
- два традиционных элемента - стратегическое планирование и стратегический контроль;
- задания, которые непосредственно связаны с реализацией стратегии и выступают в качестве управляющего и корректирующего элемента между планированием и контролем.
Такой широкий объем содержания рассматриваемого понятия предопределяет, в свою очередь, высокую степень сложности стратегического управления. Независимо от области функционирования предприятия — внешние связи или внутренняя структура — в любом случае нужно учитывать согласно основным положениям стратегического управления тройную обусловленность:
- технико-экономическую;
- психолого-социологическую;
- политическую.
Роль внутренних и внешних социологических факторов непрерывно возрастает и в настоящее время уже ни одна фирма не может позволить себе сосредоточить внимание исключительно на решении технико-экономических проблем.
Значительное возрастание роли общественных факторов в период реформ наблюдается в функционировании российских предприятий. Нормальным явлением становится факт, что руководители предприятий должны считаться с интересами рабочего коллектива, а также уметь действовать совместно с его представителями. Все чаще наблюдаются случаи отрицательного отношения общественности и местных властей к предприятиям, деятельность которых приносит явный вред естественной среде.