double arrow

УК(П). Лекция 3. Основные методы управления качеством


1. Планирование процесса управления качеством Под планированием качества продукции понимается установление обоснованных заданий по ее выпуску с требуемыми значени­ями показателей качества на заданный момент или в течение заданного интервала времени.Планирование повышения качества должно опираться на научно обоснованное прогнозирование потреб­ностей внутреннего и внешнего рынка. При этом большую роль в правильном обосновании планов повышения качества приобретают использование данных о результатах эксплуатации продукции, обобщение и анализ информации о фактическом уровне ее качества. Действенность планирования повышения качества должна обеспе­чиваться тем, что оно осуществляется на разных уровнях управления и этапах жизненного цикла изделий, включая проектирование, произ­водство и эксплуатацию. Планы повышения качества должны обеспечиваться необхо­димыми материальными, финансовыми и тру­довыми ресурсами, а планируемые показатели и мероприятия по по­вышению качества тщательно обосновываться расчетами экономической эффективности. В перечень главных задач планирования повышения качества продукции входят:
  • обеспечение выпуска продукции с максимальным соответствием ее свойств существующим и перспективным потребностям рынка;
  • достижение и превышение технического уровня и качества лучших отечественных и зарубежных образцов;
  • установление экономически оптимальных заданий по повышению качества продукции с точки зрения их ресурсного обеспечения и запросов потребителей;
  • совершенствование структуры выпускаемой продукции путем оптимизации ее типоразмерного ряда; увеличение выпуска сертифицированной продукции;
  • улучшение отдельных потребительских свойств уже выпускаемой продукции (надежности, долговечности, экономичности и др.);
  • своевременная замена, сокращение производства или снятие с производства морально устаревшей и неконкурентоспособной продук­ции;
  • обеспечение строгого соблюдения требований стандартов, техни­ческих условий и другой нормативной документации, своевременное внедрение вновь разработанных и пересмотр устаревших стандартов;
  • разработка и реализация конкретных мероприятий, обеспечива­ющих достижение заданного уровня качества;
  • увеличение экономической эффективности производства и ис­пользование продукции улучшенного качества.
К методам планирования относят:расчетно-аналитический, основанный на расчленении выпол­няемых работ и группировке используемых ресурсов по элементам и взаимосвязям, анализе условий наиболее эффективного их взаимо­действия и разработке на этой основе проектов планов; – экспериментальный (опытный) – проектирование норм, нормати­вов и моделей подсистем управления предприятием на основе проведе­ния и изучения замеров и опытов, а также учета опыта менеджеров, плановиков и других специалистов; – отчетно-статистический – разработка проектов планов на основе отчетов, статистики и иной фактической информации, характеризующей реальное состояние и изменение характеристик подсистем управления. В плановой деятельности по обеспечению необходимого уровня качества применяются и специфические виды работ: · анализ требований потребителей; · изучение спроса; · анализ рекламаций; · учет требований перспективных стандартов и результатов НИР; · изучение патентной информации; · учет изменений требований к сертификации продукции; · осуществление плановых расчетов; · увязка плановых мероприятий. Планирование увязывает планы подразделений предприятия с его общей стратегией и оперативными задачами. Задачи планирования – это формиро­вание системы планов и показателей оценки их выполнения. Для обеспечения предусмотренного в планах улучшения качества собст­венной продукции предприятия должны требовать от своих поставщиков соответствующего улучшения качества поставляемых ими сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, узлов, запчастей и других компонентов конечной продукции. Предъявление повышенных требований к качеству поставок должно сопровождаться оказанием разнообразной помощи предприятиям-поставщикам по улучшению качества их продукции. Формы подобной помощи, а так­же расходы на ее оказание должны быть предметом планирования повышения качества на предприятии. Наиболее часто основу плана повышения качества продукции на предприятии составляют задания по достижению и превышению технического уровня и качества лучших отечественных и зарубежных образцов, увеличению выпуска сертифицированной продукции, улуч­шению отдельных показателей качества выпускаемой продукции, модернизации или снятию с производства неконкурентоспособной продукции, разработке и реализации конкретных мероприятий по достижению заданного уровня качества и др. Как самостоятельные направления планирования повышения ка­чества продукции на предприятии обычно выделяют: · внутрифирменное планирование качества продукции; · планирование внедрения системы управления качеством на пред­приятии; · планирование кадрового обеспечения повышения качества про­дукции; · планирование снижения потерь предприятия от внутреннего и внешнего брака; · планирование качества продукции в договорах и контрактах. В последние годы широкое распространение получили стандарты ИСО серии 9000, в которых отражен международный опыт управления качеством продукции на предприятии. В соответствии с этими документами определя­ется политика в области качества, включающая совершенствование управления качеством продукции и его обеспечение. Политика в области качества может быть сформулирована в виде принципа деятельности предприятия или долгосрочной цели плановой деятельности и должна включать: · улучшение экономического положения предприятия; · расширение или завоевание новых рынков сбыта; · достижение технического уровня продукции, превышающего уровень ведущих предприятий и фирм; · ориентацию на удовлетворение требований потребителя определенных отраслей или регионов; · освоение изделий, функциональные возможности которых реализуются на новых принципах; · улучшение важнейших показателей качества продукции; · снижение уровня дефектности изготавливаемой продукции; · увеличение сроков гарантии на продукцию; · развитие сервиса. Управлению качеством продукции во всех странах уделяется достаточно много внимания. В последние годы сформировался новый подход, новая стратегия в управлении качеством, которая реализуется с помощью стратегического и долгосрочного планирования. Она характеризуется рядом моментов: · обеспечение качества понимается не как техническая функция, реализуемая каким-то одним подразделением, а как систематический процесс, пронизывающий всю организационную структуру фирмы; · новому понятию качества должна отвечать соответствующая организационная структура предприятия; · вопросы качества актуальны не только в рамках производственного цикла, но и в процессе разработок, конструирования, маркетинга и послепродажного обслуживания; · качество должно быть ориентировано на удовлетворение требований потребителя, а не изготовителя; · повышение качества продукции требует применения новой технологии производства, начиная с автоматизации проектирования и кончая автоматизированным измерением в процессе контроля качества; · всеобъемлющее повышение качества достигается только заинтересованным участием всех работников. Вышеперечисленное осуществимо только при действии четко организованной системы управления качеством, направленной на интересы потребителей, затрагивающей все подразделения и приемлемой для всего персонала. 2. Организация, координация и регулирование процесса управления качеством За предварительным управлением, включающим в себя прогнозирование и планирование качества продукции, следует этап оперативного управления, который согласно теории управления состоит из процессов организации, координации, регулирования и мотивации. Эти процессы применительно к управлению качеством основаны на создании условий для: эффективного проведения мероприятий по совершенствованию качества продукции и работ; стабилизации производства, сбыта и послепродажного обслуживания высококачественной продукции; оперативного воздействия на причины возникновения дефектов и устранения брака; использования механизма коллективной и индивидуальной ответственности и стимулирования выпуска продукции высокого качества. Эти функции реализуются многими методами непосредственного руководства, присущими общему менеджменту, но вместе с тем в управле­нии качеством существуют и специфические, присущие именно этому виду деятельности, к которым прежде всего относятся стандартизация и сертифи­кация продукции. Задачи повышения качества жизни людей и в том числе качества про­дукции и услуг столь значимы в наше время, что привели к межго­сударственному взаимодействию и координации усилий в этой области. В настоящее время существует множество международных организа­ций, которые осуществляют работу по управлению качеством и способству­ют динамичному развитию научно-технических, экономических, торговых и иных связей между государствами всего мира. Это, в первую очередь, Международная организация по стандартизации (ISO), Международная энергети­ческая комиссия (IEC), Европейская организация по качеству (ЕОQ), имею­щие отделения в подавляющем большинстве стран мира и решающие межна­циональные проблемы управления качеством и защиты прав потребителей. В России всю методологическую и организационно-методическую работу по управлению качеством осуществляет Государственный комитет по стандартизации и метрологии (Госстандарт) как представитель Правитель­ства РФ, а законотворческую – представительные органы власти. Госстан­дарт имеет разветвленную сеть отделений и организаций по всей территории страны, которые осуществляют организационно-методические, регламенти­рующие и контрольные функции. В состав таких организаций входят НИИ и ОКБ, органы стандартизации и сертификации, метрологические и испыта­тельные лаборатории и ряд иных организаций. На уровне отраслевых министерств существуют специальные подразделения, координирующие работу в области управления качеством в своей отрасли. В их подчинении находятся различные отраслевые учреждения и лаборатории (часто при предприятиях отрасли). Государственные и отраслевые органы по управлению качеством имеют региональные центры по осуществлению различных функций – стандартизации, сертификации, метрологии, контроля и т.д. На предприятиях службы управления качеством, как правило, выделяют организационно, а конкретные организационные формы такой службы зависят от места системы управления качеством в общей системе управления предприятием, масштабов и специфики производства. На типовом среднем предприятии машиностроения такую службу возглавляет заместитель директора по качеству (директор по качеству), в подчинении которого находятся подразделения по аналитической работе, связанной с совершенствованием управления качеством, отдел (управление) технического контроля (отдел контроля качества), испытательные и измерительные лаборатории, метрологическая служба. Организационная работа по управлению качеством на предприятии заключается в выполнении всего комплекса работ, связанных с планированием, осуществлением и контролем деятельности, направленной на совер­шенствование качества продукции и всех процессов производственно-хозяйственной деятельности. 3. Премии по качеству. В 1950 г. в Японию из США приехал доктор У.Э. Деминг и провел ряд краткосрочных семинаров по управлению качеством. Авторский гонорар от книги, составленной на основе лекций, прочитанных на этих семинарах, был использован для учреждения премий Деминга. Этих премий две: для отдельного лица и для предприятия. Премия Деминга для отдельного лица присуждается одному или нескольким лицам, которые способствовали распространению и развитию теоретических принципов статистических методов контроля качества. Существует несколько различных категорий премий предприятию, но в первую очередь это премии, присуждаемые фирме, которая в данном финансовом году добилась исключительно больших успехов в области применения статистических методов контроля качества. С каждым годом по мере повышения уровня статистического контроля качества и комплексного управления качеством в Японии претенденты на присуждение премий Деминга должны удовлетворять все более высоким требованиям. Эти премии наиболее престижные награды для японских предприятий. Премии предприятиям, стимулирующие высокие экономические показатели, привели к организационной перестройке в отраслях промышленности, где применяются методы статистического контроля качества и комплексного управления качеством и осуществляется инспектирование систем управления качеством. Пример учреждения премии Деминга оказался заразительным (хотя и с большим опозданием) для других развитых стран. В США по инициативе бывшего министра торговли М. Болдриджа в 1987 г. для стимулирования за выпуск высококачественной продукции стала премия, названная именем ее учредителя, присуждаемая за достижения в области качества трем категори­ям предприятий: промышленным, в области услуг и мелкому бизнесу. В 1991 г. Европейским фондом по управлению качеством (EFQM), осно­ванным 14-ю крупнейшими компаниями Европы, такими как «Филипс», «Фолькс­ваген», «Нестле», «Рено», «Электролюкс», «Фиат», «Оливетти», «Бритиш теле­ком» и другими, была учреждена Европейская премия по качеству, присуждаемая по результатам оценки предприятий по девяти критериям: роль руководства, управление персоналом, политика и стратегия, ресурсы, процессы, удовлетворение персонала, удовлетворение потребителей, воздействие на общество, результаты бизнеса. И, наконец, в 1996 г. в России была учреждена ежегодная правитель­ственная премия в области качества, присуждаемая организациям за достижение «...значительных результатов в области качества продукции или услуг, обеспечение их безопасности, а также за внедрение организациями высокоэффективных методов управления качеством». Ежегодно присуждается не более 12 премий. Роль премий заключается не только в том, чтобы отметить достижения лучших предприятий. В последнее время премии стали играть не меньшее значение в проведении ими самооценки по критериям премий и принятия необходимых мер для улучшения работ в области качества. В частности, большое значение имеет внедрение критериев премий в качестве функций и элементов в действующие системы качества, что позволяет повысить эффективность этих систем, приблизив их уровень к тотальному управлению качеством. Для участия в конкурсе на присуждение российской премии по качеству предприятие представляет в Совет по присуждению премии заявку, анкету-декларацию и отчет по самооценке на соответствие критериям премии. Основными руководящими документами российской премии по качеству являются «Руководство для участников конкурса» и «Рекомендации по самооценке». Модели американской и европейской (российской) премий включают две группы критериев – обеспечение результатов (возможности) и сами результаты. Для большего представления приведем пример самооценки по критерию «Политика и стратегия», где оцениваются следующие комплексные показатели: базирование политики и стратегии предприятия на принципах TQM; определение политики и стратегии на основе достоверной и полной информации; реализация единой политики и стратегии на всем предприятии; информация о политике и стратегии внутри и вне предприятия; периодическая актуализация и улучшение политики и стратегии. Без преувеличения можно сказать, что на предприятиях с подобным подходом чувствуется серьезное стремление во что бы то ни стало существенно улучшить качество и поставить свою организацию в число лучших. Учреждение Премии Правительства РФ в области качества явилось закономерным и давно ожидаемым событием как среди специалистов, так и среди руководителей предприятий и организаций, принявших для себя в качестве стратегической задачу коренного изменения подходов к менеджменту качества. Особенность российской премии в том, что, как и другие национальные премии в области качества, она призвана не только выделять и награждать лидеров в этой области, но и ориентировать те предприятия, кото­рые намерены ликвидировать или же сократить свое отставание от них. Основу такого ориентирования составляет процедура самооценки по критериям премии.

Вопрос 3








1. Сколько международных стандартов серии 9000 Х по системам качества были разработаны и утверждены в 1987 г. Техническим комитетом Международной организации по стандартизации?

Начало формы

  четыре
   
  Шесть Да
   
  три
   
  два
   
  Пять

В 1987 году ISO опубликовала пять стандартов серии ISO (ISO 9000-87, ISO 9001-87, ISO 9002-87, ISO 9003-87, ISO 9004-87), а также словарь терминов в области обеспечения качества (ISO 8402-86).

http://www.coolreferat.com/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%B2_%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8_%D0%BA%D0%B0%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%BC_%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C=2

2. Сколько основополагающих условий сформулированы в современном менеджменте качества?

Начало формы

  Десять Да
   
  пятнадцать
   
  пять
   
  двенадцать
   
  семь

В современном менеджменте качества сформулированы десять основополагающих условий:

1. Отношение к потребителю как важнейшей составляющей данного процесса.

2. Принятие руководством долгосрочных обязательств по внедрению системы управления фирмой.

3. Вера в то, что нет предела совершенству.

Рис. 3.3. Управление качеством продукции

4. Уверенность в том, что предотвращение проблем лучше , чем реагирование на них , когда они возникают.

5. Заинтересованность, ведущая роль и непосредственное участие руководства.

6. Стандарт работы, выражающийся в формулировке “ноль ошибок”.

7. Участие работников фирмы, как коллективное, так и индивидуальное.

8. Уделение основного внимания совершенствованию процессов, а не людей.

9. Вера в то, что поставщики станут Вашими партнерами, если будут понимать Ваши задачи.

10. Признание заслуг.

http://www.cfin.ru/management/iso9000/qmanbook-3.shtml

3. Сколько этапов жизненного цикла продукции предусматривает стандарт ИСО?

Начало формы

 
   
  12 Да
   
 
   
 
   
 

этапе маркетинговых исследованийэтапе проектирования и разработки продукциипроцессе закупокпроцессе производстваПроверка Упаковывание и хранение Распределение и реализацияэтапе эксплуатации стадии +2 Конец формы

Конец формы

Конец формы

http://metrologe.ru/metrologiya-sertifikatsiya-i-standatizatsiya/17-sistema-kachestva.html

4. Принятие решений в управлении качеством продукции на предприятии базируется на контроле, учете и ...

Начало формы

  маркетинге
   
  прогнозировании
   
  проектировании
   
  Анализе Да
   
  планировании

Управление качеством включает принятие решений, чему предшествует контроль, учет, анализ. Конец формы

http://xreferat.ru/113/9386-1-kontrol-v-upravlenii-kachestvom.html

5. С производства какого вида товара следует начинать освоение производства?

Начало формы

  пользующегося спросом
   
  Технологичного Да
   
  менее трудоемкого
   
  на которое разработана техническая документация ?
   
  дорогого

Оценка за ответы на вопросы: 5 из 5 Ваша текущая оценка: 100.0 из 100

Конец формы







Сейчас читают про: