УК(П). Лекция 3. Основные методы управления качеством

1. Планирование процесса управления качеством Под планированием качества продукции понимается установление обоснованных заданий по ее выпуску с требуемыми значени­ями показателей качества на заданный момент или в течение заданного интервала времени.Планирование повышения качества должно опираться на научно обоснованное прогнозирование потреб­ностей внутреннего и внешнего рынка. При этом большую роль в правильном обосновании планов повышения качества приобретают использование данных о результатах эксплуатации продукции, обобщение и анализ информации о фактическом уровне ее качества. Действенность планирования повышения качества должна обеспе­чиваться тем, что оно осуществляется на разных уровнях управления и этапах жизненного цикла изделий, включая проектирование, произ­водство и эксплуатацию. Планы повышения качества должны обеспечиваться необхо­димыми материальными, финансовыми и тру­довыми ресурсами, а планируемые показатели и мероприятия по по­вышению качества тщательно обосновываться расчетами экономической эффективности. В перечень главных задач планирования повышения качества продукции входят:
  • обеспечение выпуска продукции с максимальным соответствием ее свойств существующим и перспективным потребностям рынка;
  • достижение и превышение технического уровня и качества лучших отечественных и зарубежных образцов;
  • установление экономически оптимальных заданий по повышению качества продукции с точки зрения их ресурсного обеспечения и запросов потребителей;
  • совершенствование структуры выпускаемой продукции путем оптимизации ее типоразмерного ряда; увеличение выпуска сертифицированной продукции;
  • улучшение отдельных потребительских свойств уже выпускаемой продукции (надежности, долговечности, экономичности и др.);
  • своевременная замена, сокращение производства или снятие с производства морально устаревшей и неконкурентоспособной продук­ции;
  • обеспечение строгого соблюдения требований стандартов, техни­ческих условий и другой нормативной документации, своевременное внедрение вновь разработанных и пересмотр устаревших стандартов;
  • разработка и реализация конкретных мероприятий, обеспечива­ющих достижение заданного уровня качества;
  • увеличение экономической эффективности производства и ис­пользование продукции улучшенного качества.
К методам планирования относят: – расчетно-аналитический, основанный на расчленении выпол­няемых работ и группировке используемых ресурсов по элементам и взаимосвязям, анализе условий наиболее эффективного их взаимо­действия и разработке на этой основе проектов планов; – экспериментальный (опытный) – проектирование норм, нормати­вов и моделей подсистем управления предприятием на основе проведе­ния и изучения замеров и опытов, а также учета опыта менеджеров, плановиков и других специалистов; – отчетно-статистический – разработка проектов планов на основе отчетов, статистики и иной фактической информации, характеризующей реальное состояние и изменение характеристик подсистем управления. В плановой деятельности по обеспечению необходимого уровня качества применяются и специфические виды работ: · анализ требований потребителей; · изучение спроса; · анализ рекламаций; · учет требований перспективных стандартов и результатов НИР; · изучение патентной информации; · учет изменений требований к сертификации продукции; · осуществление плановых расчетов; · увязка плановых мероприятий. Планирование увязывает планы подразделений предприятия с его общей стратегией и оперативными задачами. Задачи планирования – это формиро­вание системы планов и показателей оценки их выполнения. Для обеспечения предусмотренного в планах улучшения качества собст­венной продукции предприятия должны требовать от своих поставщиков соответствующего улучшения качества поставляемых ими сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, узлов, запчастей и других компонентов конечной продукции. Предъявление повышенных требований к качеству поставок должно сопровождаться оказанием разнообразной помощи предприятиям-поставщикам по улучшению качества их продукции. Формы подобной помощи, а так­же расходы на ее оказание должны быть предметом планирования повышения качества на предприятии. Наиболее часто основу плана повышения качества продукции на предприятии составляют задания по достижению и превышению технического уровня и качества лучших отечественных и зарубежных образцов, увеличению выпуска сертифицированной продукции, улуч­шению отдельных показателей качества выпускаемой продукции, модернизации или снятию с производства неконкурентоспособной продукции, разработке и реализации конкретных мероприятий по достижению заданного уровня качества и др. Как самостоятельные направления планирования повышения ка­чества продукции на предприятии обычно выделяют: · внутрифирменное планирование качества продукции; · планирование внедрения системы управления качеством на пред­приятии; · планирование кадрового обеспечения повышения качества про­дукции; · планирование снижения потерь предприятия от внутреннего и внешнего брака; · планирование качества продукции в договорах и контрактах. В последние годы широкое распространение получили стандарты ИСО серии 9000, в которых отражен международный опыт управления качеством продукции на предприятии. В соответствии с этими документами определя­ется политика в области качества, включающая совершенствование управления качеством продукции и его обеспечение. Политика в области качества может быть сформулирована в виде принципа деятельности предприятия или долгосрочной цели плановой деятельности и должна включать: · улучшение экономического положения предприятия; · расширение или завоевание новых рынков сбыта; · достижение технического уровня продукции, превышающего уровень ведущих предприятий и фирм; · ориентацию на удовлетворение требований потребителя определенных отраслей или регионов; · освоение изделий, функциональные возможности которых реализуются на новых принципах; · улучшение важнейших показателей качества продукции; · снижение уровня дефектности изготавливаемой продукции; · увеличение сроков гарантии на продукцию; · развитие сервиса. Управлению качеством продукции во всех странах уделяется достаточно много внимания. В последние годы сформировался новый подход, новая стратегия в управлении качеством, которая реализуется с помощью стратегического и долгосрочного планирования. Она характеризуется рядом моментов: · обеспечение качества понимается не как техническая функция, реализуемая каким-то одним подразделением, а как систематический процесс, пронизывающий всю организационную структуру фирмы; · новому понятию качества должна отвечать соответствующая организационная структура предприятия; · вопросы качества актуальны не только в рамках производственного цикла, но и в процессе разработок, конструирования, маркетинга и послепродажного обслуживания; · качество должно быть ориентировано на удовлетворение требований потребителя, а не изготовителя; · повышение качества продукции требует применения новой технологии производства, начиная с автоматизации проектирования и кончая автоматизированным измерением в процессе контроля качества; · всеобъемлющее повышение качества достигается только заинтересованным участием всех работников. Вышеперечисленное осуществимо только при действии четко организованной системы управления качеством, направленной на интересы потребителей, затрагивающей все подразделения и приемлемой для всего персонала. 2. Организация, координация и регулирование процесса управления качеством За предварительным управлением, включающим в себя прогнозирование и планирование качества продукции, следует этап оперативного управления, который согласно теории управления состоит из процессов организации, координации, регулирования и мотивации. Эти процессы применительно к управлению качеством основаны на создании условий для: эффективного проведения мероприятий по совершенствованию качества продукции и работ; стабилизации производства, сбыта и послепродажного обслуживания высококачественной продукции; оперативного воздействия на причины возникновения дефектов и устранения брака; использования механизма коллективной и индивидуальной ответственности и стимулирования выпуска продукции высокого качества. Эти функции реализуются многими методами непосредственного руководства, присущими общему менеджменту, но вместе с тем в управле­нии качеством существуют и специфические, присущие именно этому виду деятельности, к которым прежде всего относятся стандартизация и сертифи­кация продукции. Задачи повышения качества жизни людей и в том числе качества про­дукции и услуг столь значимы в наше время, что привели к межго­сударственному взаимодействию и координации усилий в этой области. В настоящее время существует множество международных организа­ций, которые осуществляют работу по управлению качеством и способству­ют динамичному развитию научно-технических, экономических, торговых и иных связей между государствами всего мира. Это, в первую очередь, Международная организация по стандартизации (ISO), Международная энергети­ческая комиссия (IEC), Европейская организация по качеству (ЕОQ), имею­щие отделения в подавляющем большинстве стран мира и решающие межна­циональные проблемы управления качеством и защиты прав потребителей. В России всю методологическую и организационно-методическую работу по управлению качеством осуществляет Государственный комитет по стандартизации и метрологии (Госстандарт) как представитель Правитель­ства РФ, а законотворческую – представительные органы власти. Госстан­дарт имеет разветвленную сеть отделений и организаций по всей территории страны, которые осуществляют организационно-методические, регламенти­рующие и контрольные функции. В состав таких организаций входят НИИ и ОКБ, органы стандартизации и сертификации, метрологические и испыта­тельные лаборатории и ряд иных организаций. На уровне отраслевых министерств существуют специальные подразделения, координирующие работу в области управления качеством в своей отрасли. В их подчинении находятся различные отраслевые учреждения и лаборатории (часто при предприятиях отрасли). Государственные и отраслевые органы по управлению качеством имеют региональные центры по осуществлению различных функций – стандартизации, сертификации, метрологии, контроля и т.д. На предприятиях службы управления качеством, как правило, выделяют организационно, а конкретные организационные формы такой службы зависят от места системы управления качеством в общей системе управления предприятием, масштабов и специфики производства. На типовом среднем предприятии машиностроения такую службу возглавляет заместитель директора по качеству (директор по качеству), в подчинении которого находятся подразделения по аналитической работе, связанной с совершенствованием управления качеством, отдел (управление) технического контроля (отдел контроля качества), испытательные и измерительные лаборатории, метрологическая служба. Организационная работа по управлению качеством на предприятии заключается в выполнении всего комплекса работ, связанных с планированием, осуществлением и контролем деятельности, направленной на совер­шенствование качества продукции и всех процессов производственно-хозяйственной деятельности. 3. Премии по качеству. В 1950 г. в Японию из США приехал доктор У.Э. Деминг и провел ряд краткосрочных семинаров по управлению качеством. Авторский гонорар от книги, составленной на основе лекций, прочитанных на этих семинарах, был использован для учреждения премий Деминга. Этих премий две: для отдельного лица и для предприятия. Премия Деминга для отдельного лица присуждается одному или нескольким лицам, которые способствовали распространению и развитию теоретических принципов статистических методов контроля качества. Существует несколько различных категорий премий предприятию, но в первую очередь это премии, присуждаемые фирме, которая в данном финансовом году добилась исключительно больших успехов в области применения статистических методов контроля качества. С каждым годом по мере повышения уровня статистического контроля качества и комплексного управления качеством в Японии претенденты на присуждение премий Деминга должны удовлетворять все более высоким требованиям. Эти премии наиболее престижные награды для японских предприятий. Премии предприятиям, стимулирующие высокие экономические показатели, привели к организационной перестройке в отраслях промышленности, где применяются методы статистического контроля качества и комплексного управления качеством и осуществляется инспектирование систем управления качеством. Пример учреждения премии Деминга оказался заразительным (хотя и с большим опозданием) для других развитых стран. В США по инициативе бывшего министра торговли М. Болдриджа в 1987 г. для стимулирования за выпуск высококачественной продукции стала премия, названная именем ее учредителя, присуждаемая за достижения в области качества трем категори­ям предприятий: промышленным, в области услуг и мелкому бизнесу. В 1991 г. Европейским фондом по управлению качеством (EFQM), осно­ванным 14-ю крупнейшими компаниями Европы, такими как «Филипс», «Фолькс­ваген», «Нестле», «Рено», «Электролюкс», «Фиат», «Оливетти», «Бритиш теле­ком» и другими, была учреждена Европейская премия по качеству, присуждаемая по результатам оценки предприятий по девяти критериям: роль руководства, управление персоналом, политика и стратегия, ресурсы, процессы, удовлетворение персонала, удовлетворение потребителей, воздействие на общество, результаты бизнеса. И, наконец, в 1996 г. в России была учреждена ежегодная правитель­ственная премия в области качества, присуждаемая организациям за достижение «...значительных результатов в области качества продукции или услуг, обеспечение их безопасности, а также за внедрение организациями высокоэффективных методов управления качеством». Ежегодно присуждается не более 12 премий. Роль премий заключается не только в том, чтобы отметить достижения лучших предприятий. В последнее время премии стали играть не меньшее значение в проведении ими самооценки по критериям премий и принятия необходимых мер для улучшения работ в области качества. В частности, большое значение имеет внедрение критериев премий в качестве функций и элементов в действующие системы качества, что позволяет повысить эффективность этих систем, приблизив их уровень к тотальному управлению качеством. Для участия в конкурсе на присуждение российской премии по качеству предприятие представляет в Совет по присуждению премии заявку, анкету-декларацию и отчет по самооценке на соответствие критериям премии. Основными руководящими документами российской премии по качеству являются «Руководство для участников конкурса» и «Рекомендации по самооценке». Модели американской и европейской (российской) премий включают две группы критериев – обеспечение результатов (возможности) и сами результаты. Для большего представления приведем пример самооценки по критерию «Политика и стратегия», где оцениваются следующие комплексные показатели: базирование политики и стратегии предприятия на принципах TQM; определение политики и стратегии на основе достоверной и полной информации; реализация единой политики и стратегии на всем предприятии; информация о политике и стратегии внутри и вне предприятия; периодическая актуализация и улучшение политики и стратегии. Без преувеличения можно сказать, что на предприятиях с подобным подходом чувствуется серьезное стремление во что бы то ни стало существенно улучшить качество и поставить свою организацию в число лучших. Учреждение Премии Правительства РФ в области качества явилось закономерным и давно ожидаемым событием как среди специалистов, так и среди руководителей предприятий и организаций, принявших для себя в качестве стратегической задачу коренного изменения подходов к менеджменту качества. Особенность российской премии в том, что, как и другие национальные премии в области качества, она призвана не только выделять и награждать лидеров в этой области, но и ориентировать те предприятия, кото­рые намерены ликвидировать или же сократить свое отставание от них. Основу такого ориентирования составляет процедура самооценки по критериям премии.

Вопрос 3

1. Сколько международных стандартов серии 9000 Х по системам качества были разработаны и утверждены в 1987 г. Техническим комитетом Международной организации по стандартизации?

Начало формы

  четыре
   
  Шесть Да
   
  три
   
  два
   
  Пять

В 1987 году ISO опубликовала пять стандартов серии ISO (ISO 9000-87, ISO 9001-87, ISO 9002-87, ISO 9003-87, ISO 9004-87), а также словарь терминов в области обеспечения качества (ISO 8402-86).

https://www.coolreferat.com/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%B2_%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8_%D0%BA%D0%B0%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%BC_%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C=2

2. Сколько основополагающих условий сформулированы в современном менеджменте качества?

Начало формы

  Десять Да
   
  пятнадцать
   
  пять
   
  двенадцать
   
  семь

В современном менеджменте качества сформулированы десять основополагающих условий:

1. Отношение к потребителю как важнейшей составляющей данного процесса.

2. Принятие руководством долгосрочных обязательств по внедрению системы управления фирмой.

3. Вера в то, что нет предела совершенству.

Рис. 3.3. Управление качеством продукции

4. Уверенность в том, что предотвращение проблем лучше, чем реагирование на них, когда они возникают.

5. Заинтересованность, ведущая роль и непосредственное участие руководства.

6. Стандарт работы, выражающийся в формулировке “ноль ошибок”.

7. Участие работников фирмы, как коллективное, так и индивидуальное.

8. Уделение основного внимания совершенствованию процессов, а не людей.

9. Вера в то, что поставщики станут Вашими партнерами, если будут понимать Ваши задачи.

10. Признание заслуг.

https://www.cfin.ru/management/iso9000/qmanbook-3.shtml

3. Сколько этапов жизненного цикла продукции предусматривает стандарт ИСО?

Начало формы

   
   
  12 Да
   
   
   
   
   
   

этапе маркетинговых исследованийэтапе проектирования и разработки продукциипроцессе закупокпроцессе производстваПроверка Упаковывание и хранение Распределение и реализацияэтапе эксплуатации стадии +2 Конец формы

Конец формы

Конец формы

https://metrologe.ru/metrologiya-sertifikatsiya-i-standatizatsiya/17-sistema-kachestva.html

4. Принятие решений в управлении качеством продукции на предприятии базируется на контроле, учете и...

Начало формы

  маркетинге
   
  прогнозировании
   
  проектировании
   
  Анализе Да
   
  планировании

Управление качеством включает принятие решений, чему предшествует контроль, учет, анализ. Конец формы

https://xreferat.ru/113/9386-1-kontrol-v-upravlenii-kachestvom.html

5. С производства какого вида товара следует начинать освоение производства?

Начало формы

  пользующегося спросом
   
  Технологичного Да
   
  менее трудоемкого
   
  на которое разработана техническая документация?
   
  дорогого

Оценка за ответы на вопросы: 5 из 5 Ваша текущая оценка: 100.0 из 100

Конец формы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: