Периодизация. Определение археологии как науки

Определение археологии как науки

Лекции Марка Юрьевича Ульянова

Лекция № 1

Введение: основы археологии и история первобытно-общинного общества. Периодизация

Задача курса – познакомиться с периодом в истории человечества, который предшествовал возникновению государства. Этот период изучается науками археология.

Археология – это часть исторической науки, которая изучает прошлое человечества по вещественным памятникам при помощи специальных методов.

От истории как таковой она отличается тем, что у нее другой основной источник, а именно не письменные памятники, а остатки материальной культуры. Поэтому особенно важную роль археология играет в реконструкции дописьменной истории.

Археологи изучают архаические (т.е. дописьменные) общества по материальным остаткам – поселениям, могильникам, орудиям труда и т.д. Одна из ее задача – реконструкция быта людей через изучение вещей.

Письменные источники появляются 5 000 лет назад, на стыке 4 –3 тысячелетия до н.э. а человек появился более двух миллионов лет назад. Эта разница и покрывается археологией. В отличие от письменной истории археология непрерывно пополняется новыми материалами.

Периодизация подразумевает деление процессов развития на основные, качественно отличающиеся друг от друга периоды. Она устанавливает границы между качественно отличающимися этапами в развитии тех или иных исторических процессов, которые изучает историк. Смена периодов обусловлен различными процессами, происходящими в рассматриваемом обществе. В археологии используется несколько видов периодизации древнейшей истории человечества, основные: археологическая, геологическая.

Археологическая периодизация основана на развитии орудий труда. Название периодов связано с тем, что основным сырьем для изготовления орудий был камень, поэтому его еще называют «Эпохой камня». На смену эпохе «камня» пришла эпоха «металла», но при этом, каменные орудия еще продолжают изготовляться в течение длительного времени. Для данного периода принципиально важно то, что далеко не везде переход к использованию металла сопровождался переходом к созданию государственности (Китай и страны ЮВА).

Укажем основные периоды:

«Эпоха камня»

Палеолит (древний каменный век): ок. 2,4 мил. – 12 тыс. до н.э.

Мезолит (средний каменный век) – 12 – 10 тыс. до н.э.

Неолит (новый каменный век) 10 – 4 тыс. до н.э.

«Эпоха металла»:

Энеолит (меднокаменный век) – 5 – 3 тыс. до н.э.

Бронза – 3 – 2 тыс. до н.э.

Железо – с конца 2 тыс. до н.э.

Основную часть данной системы периодизации – выделение палеолита и неолита, впервые сформулировал 1865 г. английским ученым (историком культуры) Джоном Леббок лордом Эвбюри. Несколько позже французский ученый Габриэль де Мортилье предложил внутреннее деление для палеолита. В 1892 в. Аллен Броун предложил выделить мезолит.

Мы познакомились с общей универсальной периодизацией, принятой в большинстве научных работ. Но из-за различий природно-климатических условий в догосударственную эпоху сложились многочисленные варианты культурно-хозяйственных типов деятельности.

Уже в этот период проявилась важнейшая закономерность исторического процесса – неравномерность социального и экономического развития. Вступает в действие третий закон истории – закон неравномерного развития. Поэтому не следует удивляться, если при рассмотрении отдельных культур или отдельных периодов в специальной или учебной работе будут указаны несколько отличающиеся даты. Общая периодизация является универсальной.

Мы познакомились с исторической периодизацией древнейшей истории. В специальной литературе часто встречается геологическая периодизация, особенно когда речь идет об антропогенезе. Приведем ее:

Лекций №2

Научные гипотезы о происхождении предполагаемых предшественников человека современного вида (с точки зрения эволюционистской теории антропогенеза)

Два основных направления: 1. эволюционистская теория: люди – результат естественного развития земной природы. 2. креционистская: люди – порождение высших сил. Есть также менее популярная гипотеза пришествия: люди – прибыли на Землю с других планет.

Ниже подробнее познакомимся с первой теорией.

Антропогенез – биологический процесс, в ходе которого происходило приспосабливание не только к естественной среде, но и к среде искусственной – культуре. Это то, что отличает человека от животного. Именно ей человек обязан и появлением и существованием. Культура – это все формы поведения основанные на внегенетической и избирательно усваиваемой, хранимой и передаваемой информации.

Вместе с этим очевидно, что человек естественная часть окружающей природы, биологически (т.е. анатомически, физиологически, генетически) человек близок в другим обитателям Земли. Кроме того найдено большое число останков различных существ, которые анатомически занимаю промежуточное положение между человеком современного вида и животными предшественниками.

Происходила эволюция благодаря мутациям – наследуемым изменениям в структуре генов, что отражается на анатомии, физиологии, характере развития и поведения живых существ. Они происходили в течение длительного времени в условиях меняющихся условий окружающей среды. Это очень важно, поскольку среда – фактор нестабильный, ее изменения диктуют необходимость эволюционистских преобразований, ведь все живые существа либо приспосабливаются к этим изменениям, либо вымирают. Так было сначала 6 млн. лет назад, когда окончательно выделилось семейство гоминид, так было и 2,5 мил. лет назад, когда началась ускоренная эволюция рода Хомо.

Вступают в действие факторы естественного отбора. Приспособление также ведут к изменениям, которые закрепляются. Мутации ведут к изменению последовательности нуклеоидов ДНК. Так возникли крупный и сложный мозг, прямохождение, верхние конечности, способные к сложным манипуляциям.

В 90-е гг. ХХ в. эволюционисткая теория возникновения и развития человека как биологического вида переживала бурное развитие, постоянно поступающие находки останков гоминид позволили получить новые данные, и на основе их анализа – выявить новые виды, упорядочить уже существующие представления.

Кратко изложим новейшие представления об эволюции человека (Л.Б. Вишняцкий «Человек в лабиринте эволюции», М. 2004)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: