Содержание модуля. Тема № 1. Археологическая типология(лекция – 4 академических часа)

Тема № 1. Археологическая типология (лекция – 4 академических часа).

Цели: рассмотреть основные принципы и проблемы археологической типологии; критерии выделения археологической культуры, и использование этого понятия в современных научных исследованиях.

Задачи: рассмотреть понятия «археологический тип», «археологическая культура»; проанализировать проблемы, связанные с выделением археологических типов и археологических культур; определить сущность современного понимания таких понятий как культурно-историческая общность и культурно-историческая область.

План:

1. Понятие «археологический тип». Прослеживание на основе типологии эволюции ископаемых предметов во времени и пространстве.

2. Проблемы археологической типологии.

3. Археологическая культура. Определение понятия в специальной литературе. Археологическая культура и этнос. Группировка археологических культур в более широкие понятия – «культурно-исторические общности» и «области».

Ключевые термины: археологический тип; археологическая типология; археологическая культура; культурно-историческая общность; культурно-историческая область; этнос.

Тема №2. Методы датировки (практическое занятие – 4 академических часа).

Цели: рассмотреть основные методы датировки археологических памятников.

Задачи: рассмотреть методы абсолютного и относительного датирования археологических памятников, естественнонаучные методы датировки археологических материалов.

План:

1. Стратиграфический метод в археологии и его роль в относительном датировании изучаемых археологических комплексов.

2. Понятие «культурный слой», его происхождение, характер и методы изучения.

3. Методы абсолютного датирования в археологии.

4. Письменные источники.

5. Радиоуглеродный анализ С-14. Дендрохронология. Термолюминесценция. Метод ленточных глин. Калий-аргоновый метод. Естественно-научные методы в археологии. Физическая антропология. Палеозоология. Палеоботаника. Палеогеография. Геология. Физика и Химия. Математика и ЭВМ.

Тема № 3. Реконструкции и интерпретации археологических материалов (лекция – 4 академических часа)

Цели: рассмотреть принципы реконструкции и интерпретации археологических материалов.

Задачи: рассмотреть основные методы реконструкции археологических данных; основные этапы исследований археологических данных, методы использования других источников для реконструкции и интерпретации археологических материалов.

План:

1. Археология и этнография. Роль этнографических аналогий для социально-экономических, идеологических и этнокультурных реконструкция в археологии. Трудности в применении этнографических данных к археологическому материалу.

2. Археология и письменные источники.

3. Методы реконструкций (социально-экономических, этно-исторических, идеологических) в археологии. Два этапа исследования: первый – точная фиксация, описание и обработка первичных археологических данных; второй – с помощью этнографических, исторических, лингвистических данных и методов естественных наук – реконструкция социальных систем, религиозных воззрений и других аспектов жизни давно исчезнувших человеческих обществ.

Ключевые термины: этнографические аналогии; реконструкции в археологии.

Форма текущего контроля Критерий оценки Описание критерия
  подготовка к практическим занятиям по основным вопросам Оценивается по 100 балльной шкале 102 Баллов выставляется, если студент смог грамотно сформулировать цель и задачи, объект и предмет вопроса, содержательно изложить теоретический материал, сопроводить его эмпирическими примерами. 60 баллов выставляется, если студент смог грамотно сформулировать цель и задачи, объект и предмет содержательно изложить, теоретический материал, сопроводить его эмпирическими примерами. Однако были допущены некоторые ошибки 52 Баллов выставляется, если литературы, студент смог грамотно сформулировать цель и задачи, объект и предмет реферата, содержательно изложить теоретический материал, сопроводить его эмпирическими примерами. Однако в допущено несколько ошибок фактического характера. Менее 50 балловвыставляется, если студент не смог грамотно сформулировать цель и задачи, объект и предмет, содержательно изложить теоретический материал и сопроводить его эмпирическими примерами, содержится большое количество фактических ошибок
  подготовка к практическим занятиям по темам докладов (докладчик заранее определяется преподавателем) Оценивается по 100 балльной шкале

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: