Единое пространство данных

Обоснование необходимости создания

Единое информационное пространство

В настоящее время, несмотря на значительное расширение информационных услуг и продуктов, информационное обеспечение коммерческих организаций и государственных органов остается на низком уровне. Возможность доступа к информации, как правило, ограничивается корпоративными Интересами и ведомственной принадлежностью.

Информационно-телекоммуникационные системы функционируют, в основном, обособлено, в интересах отдельных органов и подразделений, без необходимого их взаимодействия. Такое положение дел приводит к:

– дублированию работ и избыточности в сборе первичной информации;

– удорожанию разработок и эксплуатации систем;

– затруднению обмена информацией и доступа к ней.

В силу ряда причин (исторических, культурных, экономических, административных и др.) информационный потенциал распространен по территории страны крайне неравномерно. Такое распределение соответствует распределению основных научных и информационных центров и не учитывает потребности населения, предприятий и организаций и органов управления. Не решена полностью проблема доступа к территориально удаленным информационным ресурсам.

Указанные проблемы можно решить только путем формирования единого информационного пространства.

Формирование единого информационного пространства позволит существенно повысить эффективность функционирования всех ветвей власти и организаций за счет повышения уровня информационной поддержки их деятельности на основе использования всей накопленной информации и более динамической организации информационного взаимодействия при решении комплексных проблем управления.

Единое информационное пространство (ЕИП) представляет собой совокупность хранилищ данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, и обеспечивающих информационное взаимодействие территориально-распределенных систем. Иными словами, единое информационное пространство — электронная версия информационного поля, поддерживаемая совокупностью программно-технических средств.

Единое информационное пространство складывается из следующих главных компонентов:

– информационные ресурсы, содержащие данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации;

– организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие единого информационного пространства, в частности, сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации;

– средства информационного взаимодействия, обеспечивающие доступ к информационным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий, включающие программно-технические средства.

При этом следует разграничивать понятия «единого информационного пространства» и «единого пространства данных». Это две взаимосвязанные, но не тождественные концепции. Организация единого пространства данных (ЕПД) является базисом, необходимым, но не достаточным условием для создания единого информационного пространства. Представляется справедливым рассмотрение ЕИП как логичного эволюционного развития концепции ЕПД.

В концепции единого пространства данных под информационными ресурсами понимают только данные, т.е. задача сводится к организации доступа к удаленным базам данных, а информационные системы выступают в роли клиента и сервера.

Модель их взаимодействия такова: информационная система-клиент посылает информационной системе-серверу запрос, который их обрабатывает и возвращает клиенту результат, оформленный как блок данных.

Важным условием формирования информационных ресурсов является обеспечение кооперативных связей, как по горизонтали, так и по вертикали.

«Горизонтальная кооперация» необходима для создания единой методологии комплексного сбора различными независимыми агентами первичной информации о различных объектах (географические объекты и др.) Целью горизонтальной кооперации данного вида является сокращение затрат на подготовку первичной информации.

«Вертикальная кооперация» основана на том, что на всех уровнях управления используется информации, созданная на местах, а также содержащаяся в межотраслевых банках данных, учитывающих потребности нескольких групп потенциальных потребителей. В этом случае кооперация ставит целью сокращения затрат на обработку информации в различных ведомственных информационных системах.

Фактически, при построении единого пространства данных используется архитектура доступа к удаленным данным, являющаяся аналогом двухуровневой архитектуры клиент-сервер. Эта архитектура предполагает реализацию на стороне клиента как функций ввода и отображения данных, так и чисто прикладных функций приложения, т.е. методов обработки данных.

Описанному сценарию взаимодействия систем присущи и все недостатки, характерные для двухуровневой архитектуры клиент-сервер:

– необходимо знать на стороне клиента структуру удаленного хранилища данных и особенности используемой информационной системы управления данными, что накладывает серьезные ограничения и снижает уровень безопасности всей системы в целом;

– затруднено сопровождение и модификация тех приложений информационных систем-клиентов,которые общаются с базами данных информационных систем-серверов,т.к. любое изменение схемы удаленной БД на стороне сервера влечет за собой изменение приложений клиента, что усложняет обслуживание, обновление или замену приложений, установленных на десятках - сотнях компьютеров;

– значительно усложняется администрирование БД информационной системы сервера;

– дублирование приложений сервера в информационной системе клиента, что приводит к неэффективному использованию ресурсов взаимодействующих информационных систем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: