Функции политических партий

Функционирование и типология политических партий

От всех других политических институтов партию отличают свойственные ей функции и характерные способы их осуществления, определенная внутренняя организация и структура, наличие политической программы действий, та или иная идеологическая система ориентации, а также ряд других, менее значимых признаков.

Появившись на политической сцене, партии превратились в важный фактор общественного развития. Их роль обуслов­ливается теми функциями, которые они выполняют в общест­ве. Количество функций может варьироваться по странам и зависит от уровня экономической, социальной, культурной и политической зрелости общества. В индустриально развитых странах, где высока специализация ролей и функций полити­ческих институтов, партии выполняют в представительной системе относительно ограниченные функции, и прежде всего такие, как формирование общественного мнения, отбор кан­дидатов и обеспечение условий деятельности депутатов. На­званные функции вычленяются с акцентом на электоральное и парламентское направление деятельности партий.

В модернизирующихся обществах, где специализация поли­тических ролей и структур еще ограниченна, партии выпол­няют широкий спектр функций и оказываются включенными в многочисленные виды деятельности. По своей природе они заметно отличаются от парламентских партий в развитых странах и напоминают деятельность тоталитарных партий.

В политической науке, однако, не существует единства мнений по вопросу о функциях партий. Различные авторы рассматривают функции партии, используя разные теоретиче­ские подходы.

Классический подход (М. Дюверже) акцентирует внимание на такой функции партий в развитых странах, как формирова­ние общественного мнения. Обеспечивая население информа­цией о программах и возможностях кандидатов, партии не только стимулируют свободный выбор каждым гражданином того или иного кандидата, но и сплачивают избирателей и кандидатов на определенной идеологической основе. В результате выбор избирателя происходит осмысленно, а не на основе веры.

Некоторые авторы называют эту функцию партий электо­ральной и считают ее наиболее важной. В частности, Д. Эптер отмечал, что «основная функция политических партий - струк­турировать общественное мнение, измерять его состояние и со­общать ответственным членам правительства и руководству так, чтобы руководители и подчиненные, общественное мнение и власть разумным образом сблизились друг с другом. Принцип представительной власти целиком основан на этих связях».

Отбирая кандидатов на выборы и предлагая их избирате­лям, партии выполняют функцию политического рекрутирования. Кадровые партии проводят рекрутирование закрыто, на заседаниях руководящих органов. Массовые партии отбирают кандидатов посредством прямого или косвенного участия ря­довых членов партии. И в первом, и во втором случаях замет­ны олигархические тенденции. Однако отмеченные недостатки нейтрализуются теми преимуществами, которые партии пре­доставляют политической системе.

Прежде всего, целенаправленным отбором кандидатов пар­тии обеспечивают циркуляцию элит. «Система позволяет, - отмечал М. Дюверже, - создать правящий класс, вышедший из народа и приходящий на смену прежнему... Самый глубокий смысл политических партий в том, что они пытаются создать новые элиты... Всякое правительство олигархично по природе, однако, источники олигархии и пути их образования могут быть весьма различными… Режим без партий увековечивает правящие элиты, пришедшие к власти благодаря деньгам или положению... Режим без партий - это обязательно консерва­тивный режим... Исторически партии зародились, когда на­родные массы начали реально участвовать в политической жизни: они создали необходимые рамки, позволяющие им набирать из своих рядов собственные элиты...»

Партии выступают связующим звеном между избирателями и депутатами. Влияние на избирателей они оказывают, разъяс­няя позицию депутатов и одновременно информируя послед­них о чаяниях избирателей. Не менее важно и то, что партии создают среду, в которой действуют депутаты-парламентарии. Партии объединяют депутатов одной политической ориента­ции и обеспечивают их согласованные действия, задавая дис­циплину голосования. Так называемые «мягкие» партии не заставляют голосовать своих депутатов одинаково, а «жесткие» партии предписывают своим депутатам четко соблюдать дис­циплину голосования.

В отличие от структурного Г. Алмонд и Д. Пауэлл исполь­зуют системный подход к анализу функций партий. С их точки зрения, партии выступают элементом, обеспечивающим жиз­неспособность социальной системы благодаря эффективному реагированию на импульсы, поступающие из внешней среды. Следуя такой исходной посылке, они расширяют список функций, выполняемых партиями. Наиболее важной им пред­ставляется функция агрегирования интересов (т. е. согласования и обобщения разнородных интересов). Данная функция явно преобладает у партий, действующих в условиях значительного многообразия интересов.

Обобщенные интересы формулируются в программах, тре­бованиях, лозунгах и представляются властным структурам. Это функция артикуляции (представительства) интересов. На­ряду с двумя указанными партии могут выполнять и «прави­тельственные» функции, участвуя в разработке, внедрении и применении правил взаимодействия политических институтов, подчиняя или контролируя органы власти.

Представляя интересы и требования социальных групп вла­сти, партии выполняют функцию коммуникации, т. е. взаимо­связи властных структур и общества, обеспечивая их устойчи­вый диалог, способствуя сближению их позиций. Приспособ­ление социальной системы к постоянно изменяющимся усло­виям своего функционирования, обеспечение динамического равновесия групп интересов партии осуществляют путем реа­лизации функций политического рекрутирования и политической социализации. Отбирая наилучших кандидатов на руководящие должности, партии способствуют улучшению качественного состава элиты. Добровольное принятие гражданами целей и установок политической системы происходит благодаря куль­тивированию партиями определенных ценностей и стереоти­пов поведения.

Функции партий могут варьироваться в зависимости от по­литического режима. Для тоталитарных партий (коммунисти­ческого и фашистского толка) одной из наиболее важных функций является функция политической мобилизации. Моби­лизация означает обеспечение форсированной поддержки по­литических целей со стороны широких слоев населения. Вы­сокий уровень участия масс в политике осуществляется с помощью идеологической обработки населения, манипулиро­вания общественным сознанием, выдвижения лозунгов, соот­ветствующих ожиданиям масс, контроля за информацией, на­конец, применения насилия к инакомыслящим.

В тоталитарных системах партия непосредственно выпол­няет функцию реализации власти. Поскольку представительная система отсутствует либо имеет декоративный характер, по­стольку именно партия концентрирует в своих руках весь объем властных функций, вмешиваясь во все сферы жизнедеятельно­сти человека. Властвующая партия, и в этом ее особенность, не отделена от государства, она сращивается с ним и является его несущей конструкцией. Негативные последствия всеохват-ности функций партий, их сращивания с государством показа­ла политическая практика СССР в 20 - 40-х годах и Германии в 30 - 40-х годах, где сложились тоталитарные системы.

Партия выполняет также внутренние функции, к которым относятся формирование партийного бюджета, выборы руководства, поддержание отношений партийной бюрократии и рядовых членов и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: