Характерные особенности и последствия лоббизма

Лоббизм вносит в жизнедеятельность общества как определенные позитивные, так и негативные последствия. К плюсам лоббизма следует отне­сти следующие.

Влияя на управленческие решения, он заставляет «держаться в форме» органы государственной власти и управления, в определенном смысле конкурирует, соревнуется с ними, придает им большую динамику и гибкость. В условиях разделения властей каждая из ветвей может использовать то или иное лобби в своих интересах. Так, в Конгрессе США законодатели официально сотрудничают с лоббистскими кадрами определенных заинтересованных групп, что, бес­спорно, только усиливает позиции законодательной власти.

Лоббизм выступает инструментом самоорганизации гражданского общества, с помощью которого мобилизуется общест­венная поддержка или оппозиция какому-либо законопроекту, оказы­вается влияние на политику. Лоббизм в этой ситуации — своего рода соперник бюрократии. Учитывая также, что государство в условиях становления рыночных отношений все больше и больше оставляет многое из своих позиций в сфере защиты интересов различных соци­альных групп и слоев, этот вакуум должен быть заполнен соответствующими структурами гражданского общества.

Он создает возможности для обеспечения интересов меньшинства, ибо выступает в качестве специфической формы проявления политического плюрализма.

Лоббизм воплощает собой принцип свободы социальных негосударственных структур: ассоциаций, общественных организа­ций, слоев и т.п. С помощью лоббирования они сами пытаются решать свои проблемы, обладая определенным выбором путей и средств по­добного решения.

Он применяется как своеобразное социально-политичес­кое стимулирование, направленное на ускорение претворения в жизнь тех или иных целей и интересов, на побуждение к конкретным дейст­виям. При таком подходе лоббизм выступает как способ активизации каких-либо процессов и явлений в сфере политики.

Лоббизм позволяет расширить информационную и организа­ционную базу принимаемых решений, обратить внимание на первостепенные проблемы. Лоббисты обеспечи­вают органы государственной власти потоком информации по тому или иному вопросу, который вносится на парламентское слушание, информируют законодателей о том, что происходит на самом нижнем общественном уровне (и на других уровнях). Поэтому они больше походят на торговцев информацией. Через лоббирование придается интересам различных групп и слоев большая злободневность, актуальность, социальная значимость, убеждаются властные структуры в при­оритетном, оперативном и более полном их удовлетворении. То есть лоббирование выступает в виде системы аргументации, механизма подготовки и принятия соответствующих актов.

Лоббизм можно рассматривать как инструмент взаимодействия представительной и исполнительной власти. Разделение властей не противопоставляет их друг другу, оно должно иметь рабочий характер. Поэтому взаимопомощь министерских лоббистов и депутатских комитетов идет на пользу делу, она лишена корыстного интереса и вполне укладывается в рамки нормальной политической жизни.

Лоббизм можно оценивать и как более широкое, средство достижения компромисса, способ взаимного уравновешивания и примирения между собой разнообразных интересов. Общепри­знанно, что лоббистские группы, отстаивающие порою диаметрально противоположные интересы своих «хозяев» (государственных, классовых, частных и т.п.), как это ни странно, на первый взгляд, способст­вуют сохранению своего рода равновесия различных сил, нахождению точек соприкосновения и достижению консенсуса при принятии управленческих решений, т.к. стержнем лоббизма является вза­имовыгодное сотрудничество.

К минусам лоббизма следует отнести следующие.

Он может стать инструментом приоритетного удовлетворения иностранных интересов в ущерб интересам государственным, т.е. реализоваться подчас как «непатриотическое» средство.

Лоббизм выступает иногда проводником неправового воз­действия (давления) на государственные органы. Здесь уже надо гово­рить о преступных видах лоббизма (взяточничестве, коррупции и т.п.), которые подтачивают фундамент власти.

Он может служить фактором развития и защиты ведом­ственности, местничества, национализма и т.п., усиливать крайние формы удовлетворения специальных интересов.

Лоббизм таит в себе немалую опасность «размы­вания» народовластных устоев общества, превращения демократичес­ких институтов в мощный инструмент отдельных властных групп.

Лоббистские мероприятия выступают в определенных условиях и в форме проявления социальной несправедливости. Как показывает социальная практика некоторых западных государств, ре­зультативность лоббизма большого бизнеса несравненно выше (в виду главным образом финансово-материальных возможностей), чем у дру­гих групп и структур. Подобная ситуация, повторяющаяся постоянно, способна дестабилизировать обстановку, дисбалансировать интересы, содействовать росту социальной напряженности.

Лоббизм может использоваться и в более прозаич­ных целях — как инструмент обогащения отдельных слоев, элит. Лоб­бизм как таковой — это существование мощных групп людей у власти, предпринимающих все возможные меры для перераспределения мате­риальных ресурсов и благ в свою пользу.

Лоббизм, как и всякое иное социальное средство, может быть упот­реблен как на благо всего общества (в конечном счете, разумеется), так и в узкопартийных, узкогрупповых и т.п. «узких» интересах. Все зави­сит от социально-экономического, политического и культурного фона, от ряда обстоятельств, которые способны наделить лоббизм как плюсами, так и минусами.

Для того чтобы он приносил пользу всему обществу, необходимы соответствующие условия: реальное действие демократических инсти­тутов и норм, экономическая и политическая стабильность, свобода средств массовой информации, устойчивое гражданское общество и т.д. Только при наличии данного набора факторов расширяются шансы на использование лоббизма в общественных интересах, он на­чинает «работать» в общесоциальных (общечеловеческих) режимах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: