Особенности лоббизма в Украине

В общественном сознании нашей страны процесс лоббирования является составной частью развития коррупционных процессов. Но это не значит, что за лоббизмом не признают его важную коммуникативную роль в социальных интеракциях.

Лоббизм - это деятельность, которая охраняется конституциями многих стран, в том числе и Конституцией Украины. Конституция Украины, хоть прямо и не регулирует лоббистскую деятельность, но создает условия для такой деятельности, гарантируя «каждому право на свободу мысли и слова, на свободное выражение своих взглядов и убеждений» (статья 34); «на свободу объединения в политические партии и общественные организации для осуществления и защиты своих прав и свобод и удовлетворения политических, экономических, социальных, культурных и других интересов» (статья 36); «принимать участие в управлении государственными делами» (статья 38); и «направлять индивидуальные или коллективные письменные обращения либо лично обращаться в органы государственной власти, органы местного самоуправления...» (статья 40). Из этого видно, что лоббирование, по крайней мере, не противоречит Конституции Украины.

На основании того, что лоббирование природно содержит в себе конфликт интересов различных социальных или профессиональных групп, законодатели многих стран контролируют этот процесс различными постановлениями и правилами. Пока еще в Украине не существует никаких юридических механизмов, которые бы регулировали деятельность лоббистов, хотя, без сомнения, лоббирование присуще украинской политике.

В данном контексте интересным представляется механизм, разработанный Законом Украины «Об обращениях граждан» в развитие нормы Конституции Украины о праве граждан на обращение в органы власти. Некоторые положения этого закона прямо подразумевают механизм лоббирования (правда, в основном в индивидуальных отношениях гражданин-государство), но само это понятие в Законе не обозначается.

«Граждане Украины имеют право обратиться в органы государственной власти, местного самоуправления, объединения граждан, на предприятия, в учреждения, организации независимо от форм собственности, средства массовой информации, к должностным лицам в соответствии с их функциональными обязанностями с замечаниями, жалобами и предложениями, касающимися их уставной деятельности, заявлением или ходатайством о реализации своих социально-экономических, политических и личных прав, законных интересов и жалобой об их нарушении» (статья 1)2. Эта норма является производной от указанной выше статьи 40 Конституции Украины. Среди органов, учреждений и лиц, к которым возможно обращение следует отдельно выделить те, в обязанностях которых работа с обращениями граждан является одной из главных. Из этих органов и лиц для исследования особый интерес представляют депутаты.

В соответствии со ст.ст. 10, 24 Закона Украины от 17 ноября 1992 г. «О статусе народного депутата Украины» депутат рассматривает полученные им предложения, заявления и жалобы избирателей, принимает меры к их законному и обоснованному решению; изучает причины, порождающие жалобы, может вносить соответствующие предложения в Верховную Раду Украины и ее органы, местные советы, в иные государственные органы и органы объединений граждан, предприятия, учреждения, организации. Депутат имеет право с привлечением, при необходимости, своих референтов-консультантов, представителей объединений граждан, контрольных органов осуществлять контроль за рассмотрением полученных предложений, заявлений и жалоб в государственных и прочих органах и принимать личное участие в их рассмотрении.

Как видно, указанные законы оставляют довольно широкое поле для лоббирования, что, однако, не означает такую же широкую практику в этом вопросе. По всей видимости, это связано с особенностями индивидуального политического сознания гражданина, которые определяют и низкую политическую активность в целом.

В связи с тем, что лоббизм имеет такой широкий «веер» возможных последствий, он, безусловно, нуждается в упорядочении, юридическом оформлении. Общество и государство должны совместно участвовать в налаживании механизмов трансформации негативных моментов лоббирования в позитивные. В зависимости от того как будет организована практика лоббирования на законодательном уровне, а также с учетом политической культуры лоббизм может приобретать как отрицательные так и положительные последствия для всей системы управления. Позитивные влияния лоббизма связывают с тем, что лоббизм:

- усиливает легитимность парламента;

- является источником информации не только для граждан, но и для самих депутатов;

- благоприятствует обмену знаниями взаимопониманию между депутатами и общественностью;

- содействует становлению парламента как демократического открытого органа; 5) влияет на популярность депутатов;

- выполняет представительскую функцию;

- повышает эффективность принятия решений.

Негативное влияния лоббизма на систему упрваления связывают с тем, что лоббизм:

- учитывает частные интересы в ущерб общественным;

- приводит к коррупции;

- приводит к неэффективным решениям.

Для повышения эффективности публичного управления необходимо создавать легальные формы для лоббирования. Это дает возможность вывести определенную часть коррупционных деяний из тени, взять ее под контроль (по крайней мере, в законодательной сфере), придать открытый характер самой лоббистской деятельности, преодолеть негативное отношение к ней общества. В указанных правилах можно установить разнообразные правовые стимулы и правовые ограничения, упорядочивающие лоббирующие процессы.

Вместе с тем надо отдавать себе отчет в том, что абсолютного контроля над данным явлением установить невозможно. Он многолик, многогранен, воплощается зачастую в уникальных формах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: