Два условия существования лоббизма

Лоббизм - протекционизм, агитация и представление чьих-либо политических либо экономических интересов в органах государственной власти. Лоббизм же­стко связан с политической властью. Наблюдается такая закономерность: лоб­бизма больше там, где больше реальной власти. Лоббизм - признак власти.

Для становления лоббизма как полноценного института необходимо наличие двух условий:

• большого многообразия интересов в обществе, возникающих вследствие его социальной дифференциации, расслоения;

• расширения доступа к власти на основе политического плюрализма, что характерно для демократических режимов.

Виды лоббизма:

• в зависимости от того, в какой ветви власти "решается вопрос", лоббизм подразделяют на законодательный, исполнительный и судебный;

• в зависимости от того, в каком управленческом решении достигаются цели лоббирования: правотворческчй (в законодательных органах через нормативные акты), правоприменительный (через акты применения пра­ва) и правоинтерпретационный (через акты толкования права);

• в зависимости от характера интереса, который "продавливается": поли­тический, социальный, экономический, экологический, военный, аграрный, про­мышленный, финансовый;

• в зависимости от времени действия: "одноразовый и постоянный;

• в зависимости от того, на каком уровне власти происходит лоббирова­ние: федеральный (осуществляется в системе высших органов государ­ственной власти и управления) и местный (осуществляется в республи­канских, краевых, областных органах);

• в зависимости от того, в чью пользу "решается вопрос", говорят о лоббизме различных социальных структур: общественных организаций, движений, партий, групп, слоев (профсоюзов, антивоенных и эколо­гических движений, предпринимательских союзов); ведомственном лоббизме (министерств, ведомств, государственных комитетов); региональ­ном лоббизме; иностранном лоббизме;

• в зависимости от взаимоотношений объекта и субъекта лоббирования:

плюралистический (давление на государственные органы снизу вверх со стороны определенных групп населения) .корпоративный (скрытое со­глашение властей с какой-либо группой в расчете получить лояльность и гарантию содействия государственным органам в обмен на предос­тавление привилегий).

Достоинства и недостатки лоббизма

Достоинства лоббизма:

• влияя на управленческие решения, заставляет "держаться в форме" органы государственной власти и управления, в определенном смысле конкури­рует, соревнуется с ними, придает им большую динамику и гибкость;

• выступает инструментом самоорганизации гражданского общества, с помощью которого мобилизуется общественная поддержка или оппо­зиция какому-либо законопроекту, оказывается влияние на политику;

• создает возможности для обеспечения интересов меньшинства, ибо выступа­ет в качестве специфической формы проявления политического плюрализма;

• воплощает собой принцип свободы социальных негосударственных струк­тур: ассоциаций, общественных организаций, слоев;

• применяется как своеобразное социально-политическое стимулирова­ние, направленное на ускорение претворения в жизнь целей и интере­сов, на побуждение к конкретным действиям;

• позволяет расширить информационную и организационную базу при­нимаемых решений и обратить внимание на "кричащие" проблемы;

• лоббизм можно рассматривать как инструмент взаимодействия пред­ставительной и исполнительной властей;

лоббизм можно оценивать и как более широкое средство достижения компромисса, способ взаимного уравновешивания и примирения ин­тересов, взаимовыгодного сотрудничества.

Недостатка лоббизма:

• лоббизм может стать инструментом приоритетного удовлетворения ино­странных интересов в ущерб интересам национальным;

• иногда выступает проводником неправового воздействия на государ­ственные органы, вплоть до преступных видов (взяточничество, кор­рупция), которые "подтачивают" фундамент власти;

• может служить фактором развития и защиты ведомственности, местни­чества, национализма, усиливать крайние формы удовлетворения "спе­циальных интересов";

• таит в себе немалую опасность "размывания" народовластных устоев об­щества, превращения демократических институтов в мощный инстру­мент отдельных властных групп;

• лоббистские мероприятия в определенных условиях могут проявляться в форме социальной несправедливости;

зачастую блокирует действительно нужные управленческие решения, препятствует удовлетворению общественно ценных интересов, сопут­ствуя осуществлению интересов чиновничьих;

иногда существенно мешает претворению стабильной и оперативной го­сударственной политике, ибо может быть направлен на постоянное пе­рераспределение бюджета, на частую смену приоритетов, на усиление позиций одной ветви власти при одновременном ослаблении другой;

• лоббизм может использоваться и в более "прозаических" целях - как инструмент обогащения отдельных слоев, элит.

Для того, чтобы лоббизм приносил пользу всему обществу, необходимы соответствующие условия: реальное действие демократических институ­тов и норм, экономическая и политическая стабильность, свобода средств массовой информации, устойчивое гражданское общество, четкое и непротиворечивое правовое регулирование.

ТЕМА 9. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ.

Политический менеджмент. Технология демократических выборов. Избирательные системы: мажоритарная система и система пропорционального представительства. Зависимость характера избирательной кампании от существующей избирательной системы. Технология организации иведения избирательных кампаний. Сопровождение избирательной кампании. Технология политического лидерства. Имидж политического лидера. Качества политического лидера общенационального масштаба в экстремальных условиях функционирования общества.

Избирательные системы современности

Избирательная система есть порядок организации и проведения выборов в представительные учреждения или индивидуального руководящего представителя (например, президента страны), закрепленный в юридических нормах, а также сложившейся практикой деятельности государственных и общественных организаций.

Избирательная система - это совокупность правил, приемов и про­цессов, обеспечивающих и регулирующих легитимное формирование государственных представительных органов политической власти В каж­дой стране избирательная система функционирует на основе законо­дательства, которое детализирует основные положения данной систе­мы, зафиксированные в конституции страны В законодательстве отражены положения о порядке выдвижения кандидатов, требования к ним, процедура голосования и подсчета голосов, возможности пользо­вания услугами средств массовой информации, а также источники фи­нансирования

Избирательная система подразделяется на структурные компоненты, из которых выделяются:

· избирательное право (активное избирательное право – право гражданина участвовать в выборах в качестве избирающего; пассивное избирательное право - право гражданина участвовать в выборах в качестве избираемого);

· избирательная процедура (избирательный процесс).

Избирательное право - это совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах, организацию и проведение последних, взаимоотношения между избирателями и выборными органами или должностными лицами, а также порядок отзыва не оправдавших доверие избирателей выбранных представителей.

Концепция демократических выборов предполагает соблюдение четырех основных принципов:

Всеобщее избирательное право – все граждане, независимо от пола, расы, социального и имущественного положения, профессии, образования, конфессии имеют право голоса и могут быть избраны.

Равное избирательное право – голоса всех, кто избирает, имеют одинаковый вес и не различаются по имущественному положению, уровню образования, религиозной и расовой принадлежности, полу и политическим взглядам.

Соблюдение тайны голосования – решение избирателя, отдающего свой голос, держится в тайне.

Процедура прямых выборов - избиратели сами определяют, кто займет должность или получит мандат. Процесс непрямых выборов предполагает существование промежуточной ступени между избирателями и избираемыми (косвенные выборы).

Периодичность выборов – выборы проводятся регулярно, в соответствии с установленным в законе сроком.

Избирательные системы прошли длительный эволюционный путь. В итоге трехвекового развития представительная демократия вырабо­тала две основные системы участия граждан в формировании органов государственной власти и местного самоуправления мажоритарную и пропорциональную избирательные системы На их основе в современ­ных условиях применяются и смешанные формы

Мажоритарная избирательная система - это такая система, при ко­торой победителем на выборах признается кандидат (или список кандидатов), набравший предусмотренное законом большинство голосов. Системы абсолютного большинства 50% голосов + 1 голос избирателей, принявших участие в голосовании или более). Система относительного большинства – побеждает на выборах тот, кто набирает голосов больше, чем каждый из его соперников («система первого пришедшего к финишу»).

При мажоритарной системе возникают и упрочиваются непосредствен­ные связи между кандидатом и избирателями Кандидаты хорошо знают положение дел в своих избирательных округах, интересы избирателей, лично знакомы с их наиболее активными представителями

Соответственно и избиратели имеют представление о том, кому они доверяют выражать свои интересы в органах власти При мажоритарной системе на выборах побеждают представители более сильного полити­ческого течения в стране Это способствует вытеснению из парламента и других органов власти представителей мелких и средних по своему значению партий Мажоритарная система способствует возникновению и укреплению тенденции к становлению в странах, где она использует­ся, двух- или трехпартийных систем

Достоинства мажоритарной системы заключаются в том, что в ней заложены возможности формирования эффективно работающего и ста­бильного правительства Она позволяет крупным, хорошо организован­ным политическим партиям легко побеждать на выборах и создавать однопартийные правительства

Недостатки мажоритарной системы При мажоритарной системе для распределения парламентских мандатов имеет значение только факт получения кандидатом относительного большинства голосов Голоса, отданные всем другим кандидатам, во внимание не принимаются и про­падают Главные из недостатков

• значительная часть избирателей страны остается непредставленной в органах власти,

• партия, получившая на выборах меньше голосов, чем ее соперники, может оказаться представленной в парламенте большинством депутатс­ких мест,

• две партии, набравшие одинаковое или близкое количество голосов, проводят в органы власти неодинаковое число кандидатов

Пропорциональная и смешанная избирательные системы

Пропорциональная система предполагает голосование по партийным спис­кам, разделение соответствующих депутатских мандатов пропорциональ­ных числу голосов, набранных той или иной партией на выборах При этом почти во всех законодательствах существует барьер (обычно это 5% голосов избирателей), который необходимо преодолеть партии для того, чтобы она была представлена в законодательном органе

Пропорциональная система имеет две разновидности

• пропорциональная избирательная система на общегосударственном уров­не В этом случае избиратели голосуют за политические партии в масш­табах всей страны, избирательные округа не выделяются,

• пропорциональная избирательная система, основывающаяся на много­мандатных округах В этом случае депутатские мандаты распределяются на основе влияния политических партий в избирательных округах

К достоинствам пропорциональной избирательной системы относит­ся то, что сформированные с ее помощью органы власти отражают реальную картину политической жизни общества, расстановку полити­ческих сил Она обеспечивает систему обратной связи между государ­ством и организациями гражданского общества и в итоге способствует развитию политического плюрализма и многопартийности

Недостатки системы

• при пропорциональной избирательной системе возникают сложности в формировании правительства. Причины: отсутствие доминирующей партии с четкой и твердой программой; создание многопартийных ко­алиций, включающих партии с разными целями и задачами Прави­тельства, созданные на такой основе, отличаются нестабильностью,

• пропорциональная избирательная система приводит к тому, что поли­тические силы, не пользующиеся поддержкой в рамках всей страны, могут получить представительство в органах государственной власти,

• вследствие того, что голосование происходит не за конкретных канди­датов, а за партии, непосредственная связь между депутатами и избира­телями весьма слаба,

• поскольку при пропорциональной системе голосование идет за полити­ческие партии, это обстоятельство устанавливает сильную зависимость депутатов от своих партий и ее руководства Данное обстоятельство свя­зывает руки парламентариям и может отрицательно сказаться на про­цессе обсуждения и принятия важных законодательных актов

Смешанная избирательная система включает элементы обеих выше­указанных систем В современной России половину депутатов избирают по пропорциональности, а другую - по мажоритарности.

Суть смешанной системы заключается в том, что определенная часть депутатских мандатов распределяется в соответствии с принципами мажоритарной системы Это способствует формированию устойчивого правительства Другая часть мандатов распределяется в соответствии с принципами пропорциональной избирательной системы

ТЕМА 10. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭЛИТЫ.

Возникновение понятия и теории элит. Г.Моска: «политический класс», его формирование и закрепление, типы политической организации и управления. В.Парето: понятие элиты, циркуляция элит. Р.Михельс о «железном законе» олигархических тенденций. Направления современной элитарной теории. Теории демократического элитизма. Концепции плюрализма элит. Леволиберальные концепции. Типология, социальная результативность и рекрутирование политической элиты. Социальная представительность элиты. Системы рекрутирования политических элит. Номенклатурная система.

Тема 5. Политическая элита.

Слово "элита" происходит от французского слова "elite" - лучший, из­бранный.

Политическая элита - это привилегированная группа, которая зани­мает руководящие позиции во властных структурах и непосредственно участвует в принятии важнейших решений, связанных с использовани­ем власти. Элиты формируют цели и перспективы развития общества. Они принимают стратегически важные решения и используют ресурсы государственной власти для их реализации.

Функции политической элиты:

стратегическая - определение политической программы действий пу­тем генерирования новых идей, отражающих интересы всего общества, отдельных классов и слоев;

коммуникативная - предусматривает эффективное представление, вы­ражение и отражение в политических программах интересов и потреб­ностей различных социальных групп и слоев населения и реализацию их в практических действиях;

организаторская - осуществление на практике выработанного курса, воплощение политических решений в жизнь;

интегративная - укрепление стабильности и единства общества, ус­тойчивости его политической и экономической систем, недопущение и разрешение конфликтных ситуаций.

Типы элит

В обществе и государстве существуют достаточно много типов элит. К основным (разделение по функциональному признаку) относятся:

Политическая элита - это группа людей, обладающая инструментами власти. Имеет сложную структуру и внутренне дифференцированна. Кри­терием для выделения основных видов политической элиты является объем властных функций. Виды политической элиты: высшая, средняя, административная.

Экономическая - социальный слой, включающий представителей круп­ного капитала, крупных собственников. Осуществляет свое экономи­ческое господство и экономическую власть, определяя решение таких проблем, как занятость, уровень жизни, заработная плата, доходы на­селения.

Военная - играет важнейшую роль в жизни общества, в политических процессах, используется как решающее средство в политике.

Научная и техническая - включает одаренную часть интеллектуальной элиты. Роль ее определяется степенью воздействия на развитие науки и техники, научный и технический процесс.

Культурная и духовная - включает наиболее авторитетных и влиятель­ных деятелей искусства, просвещения, литературы, представителей твор­ческой интеллигенции. Роль ее определяется характером и степенью воздействия на развитие искусства, литературы, образования, духов­ной жизни общества, его нравственного потенциала.

К другим типам элит (по месту в политической системе) относятся:

· контрэлита (элита оппозиции) - часть, которая лишена возможности осуществлять властные фун­кции.

· властвующая элита (правящая). К ней относят­ся все типы элит, которые влияют на власть и реально принимают важнейшие решения.

Сама элита делится на высшую и среднюю. Высшая элита непосредственно влияет на принятие решений, значимых для всего государства. Принадлежность к ней может быть обусловлена репутацией, например, неофициальные советники президента, его «кухонный кабинет», или положением в структурах власти. В западных демократиях на каждый миллион жителей приходится примерно 50 представителей высшей элиты. Среди самой высшей элиты часто выделяют ядро, характеризующееся особой интенсивностью коммуникаций, взаимодействия и насчитывающее обычно 200—400 человек.

К средней элите относят примерно 5 процентов населения, выделяющихся одновременно по трем признакам — доходу, профессиональному статусу и образованию. Лица, обладающие высшими показателями лишь по одному или двум из этих критериев, относятся к маргинальной элите. Как отмечает Карл Дойч, «в целом люди, чей образовательный уровень гораздо выше, чем их доход, обычно более критичны к существующим отношениям, в своих политических убеждениях тяготеют к центризму или левому радикализму. Лица, чей доход заметно превышает уровень образования, также зачастую не удовлетворены своим положением, престижем и, как правило, занимают правые политические позиции. Таким образом, взгляды 5 процентов взрослого населения страны, составляющего элиту общества, определяемые соотношением доходов, профессионального статуса и образовательного уровня, могут многое поведать о том, что политически приемлемо и что не приемлемо для данной страны»6.

Многие политологи отмечают тенденцию возрастания роли средней элиты, особенно ее новых слоев, называемых «субэлитой», — высших служащих, менеджеров, ученых, инженеров и интеллектуалов — в подготовке, принятии и реализации политических решений. Эти слои обычно превосходят высшую элиту в информированности, организованности и способности к единым действиям.

К политической элите, непосредственно участвующей в процессе принятия политических решений, примыкает элита административная, предназначенная для исполнительской деятельности, однако на деле обладающая большим влиянием на политику.

Одной из достаточно содержательных классификаций политической элиты в демократическом обществе является выделение в зависимости от степени развитости и соотношения вертикальных (социальная представительность) и горизонтальных (внутригрупповая сплоченность) связей элиты ее четырех основных типов: стабильной демократической («этаблированной») элиты — высокая представительность и высокая групповая интеграция; плюралистической — высокая представительность и низкая групповая интеграция; властной — низкая представительность и высокая групповая интеграция и дезинтегрированной — низкие оба показателя (см. табл.).

  Социальная представительность
высокая низкая
Групповая интеграция высокая стабильная демократическая властная
низкая плюралистическая дезинтегрированная

Оптимальной для общества является стабильная демократическая элита, сочетающая тесную связь с народом с высокой степенью групповой кооперации, позволяющей понимать политических оппонентов и находить приемлемые для всех, компромиссные решения.

Системы рекрутирования элит

Большое влияние на социальную представительность, качественный состав, профессиональную компетентность и результативность элиты в целом оказывают системы ее рекрутирования (отбора). Такие системы определяют: кто, как и из кого осуществляет отбор, каковы его порядок и критерии, круг селектората (лиц, осуществляющих отбор) и побудительные мотивы его действий.

Существуют две основные системы рекрутирования элит: гильдий и антрепренерская (предпринимательская). В чистом виде они встречаются довольно редко. Антрепренерская система преобладает в демократических государствах, система гильдий — в странах административного социализма, хотя ее элементы широко распространены и на Западе, особенно в экономике и государственно-административной сфере.

Каждая из этих систем имеет свои специфические черты. Так, для системы гильдий характерны:

1) закрытость, отбор претендентов на более высокие посты главным образом из нижестоящих слоев самой элиты, медленный, постепенный путь наверх. Примером здесь служит сложная чиновническая лестница, предполагающая постепенное продвижение по многочисленным ступенькам служебной иерархии;

2) высокая степень институциализации процесса отбора, наличие многочисленных институциональных фильтров — формальных требований для занятия должностей. Это могут быть партийность, возраст, стаж работы, образование, характеристика руководства и т.д.;

3) небольшой, относительно закрытый круг селектората. Как правило, в него входят лишь члены вышестоящего руководящего органа или один первый руководитель — глава правительства, фирмы и т.п.;

4) подбор и назначение кадров узким кругом руководителей, отсутствие открытой конкуренции;

5) тенденция к воспроизводству существующего типа элиты. По существу, эта черта вытекает из предыдущих — наличия многочисленных формальных требований, назначения на должность высшим руководством, а также длительного пребывания претендента в рядах данной организации.

Антрепренерская система рекрутирования элит во многом противоположна системе гильдий. Ее отличают: 1) открытость, широкие возможности для представителей любых общественных групп претендовать на занятие лидирующих позиций; 2) небольшое число формальных требований, институциональных фильтров; 3) широкий круг селектората, который может включать всех избирателей страны; 4) высокая конкурентность отбора, острота соперничества за занятие руководящих постов; 5) изменчивость состава элиты, первостепенная значимость для этого личностных качеств, индивидуальной активности, умения найти поддержку широкой аудитории, увлечь ее привлекательными идеями и программами.

Эта система больше ценит выдающихся людей. Она о1крыта для молодых лидеров и нововведений. В то же время определенными недостатками ее использования являются относительно большая вероятность риска и непрофессионализма в политике, сравнительно слабая предсказуемость политики, склонность лидеров к чрезмерному увлечению внешним эффектом. В целом же, как показывает практика, антрепренерская система рекрутирования элит хорошо приспособлена к динамизму современной жизни.

Система гильдий также имеет свои плюсы и минусы. К числу ее сильных сторон относятся уравновешенность решений, меньшая степень риска при их принятии и меньшая вероятность внутренних конфликтов, большая предсказуемость политики. Главные ценности этой системы — консенсус, гармония и преемственность. В то же время система гильдий склонна к бюрократизации, организационной рутине, консерватизму, произволу селектората и подмене формальных критериев отбора неформальными. Она порождает массовый конформизм и затрудняет исправление ошибок и устранение недостатков по инициативе снизу. Без дополнения конкурентными механизмами эта система ведет к постепенной дегенерации элиты, ее отрыву от общества и превращению в привилегированную касту.

Теории элит


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: