Концепции политической культуры

Активная разработка идеи политической культуры в запад­ной политологии началась в 50-х годах XX в. Предполагалось, что она станет той универсалией, которая окажется в состоя­нии объяснить природу стремительных политических измене­ний в мире и поможет предотвратить их негативные последст­вия. Глобальным фактором мирового развития того времени стало массовое вовлечение широких слоев ранее пассивного населения в активную политическую деятельность. Однако политическое участие масс наталкивалось на низкий уровень их политической культуры, что порождало политическую на­пряженность в западных странах. Насыщение материальных потребностей большинства населения промышленно развитых стран сопровождалось ростом их многообразия, структурными сдвигами в пользу нематериальных ценностей. Институты парламентской демократии не всегда эффективно реагировали на процессы усложнения, возрастания числа, дифференциации интересов и потребностей, что порождало к ним недоверие со стороны населения. Наконец, неудачные попытки перенести западные политические институты в новые независимые госу­дарства Африки, Азии, Латинской Америки, находившиеся в ситуации выбора форм правления, заметно активизировали внимание к культурной составляющей политического разви­тия. Предрасположенность одних обществ к идеям демократии и невосприимчивость других к принципам толерантности, по­литической конкуренции, плюрализму были обусловлены гос­подствовавшими в них идеалами, установками, убеждениями, предписывавшими населению ориентацию на определенные образцы политического поведения. Использование методологии компаративных (сравнительных) исследований взаимодейст­вий власти и индивида, практики функционирования полити­ческих институтов различных стран способствовали быстрому становлению концепции политической культуры.

Однако стремление представить политическую культуру как универсальный объяснительный принцип всех процессов по­литической жизни привело к тому, что само содержание поня­тия постепенно размывалось и грозило оказаться вовсе неуловимым. Об этом свидетельствует наличие в западной полито­логии около 50 определений термина. Контекст исследования политической культуры достаточно широк. Она рассматрива­ется и как составная часть общей культуры, и как психологи­ческий феномен (т. е. как совокупность ориентации на поли­тические объекты), и как элемент политической жизни (т. е. как совокупность норм и стандартов политического поведе­ния), и как свойство социальной группы, класса и т. д. Оче­видно, что в каждом из подходов на первый план всякий раз выходят различные ее стороны и характеристики.

Политическая культура является качествен­ной характеристикой политической сферы, критерием ее зрело­сти. Введение термина «политическая культура» в свое время было вызвано потребностью измерения направленности поли­тической деятельности (конструктивная или негативная, сози­дательная или разрушительная). Определяя характер и содер­жание политических взаимодействий, политическая культура является конечной детерминантой политики, основополагаю­щим объяснительным принципом.

Наибольшие споры в процессе становления концепции по­литической культуры вызвала проблема определения ее содер­жания. Дискуссия выявила две точки зрения: согласно первой, политическая культура есть совокупность политических пози­ций; сторонники второй рассматривали политическую культу­ру через поведение. Определение природы политической культуры либо через позиции, либо через поведение сохраняет свою акту­альность для политической науки и сегодня. Кроме того, непре­одолимого препятствия на пути сближения указанных точек зре­ния не существует. Если политическую культуру рассматривать как ценностно обусловленный тип отношения субъекта политики к политическим объектам - политическому режиму, политическим силам, обществу и т. д., то нетрудно заме­тить, что это отношение может приобретать форму познаватель­ной, эмоциональной, оценочной и практической деятельности.

Приоритет в разработке идеи политической культуры при­надлежит американскому политологу Г. Алмонду, создавшему оригинальную концепцию, в разработке которой активное участие принимали члены возглавляемого Г. Алмондом Комите­та по сравнительной политике при Исследовательском совете по социальным наукам Л. Пай, С. Верба, Дж. Пауэлл.

В анализе политической культуры Г. Алмонд использовал функциональный подход, с позиций которого политическая культура рассматривалась преимущественно как психологиче­ский феномен. «Каждая политическая система, - отмечает Г. Алмонд, - включена в особый образец ориентации на поли­тические действия. Я счел полезным назвать это «полити­ческой культурой». Наиболее полное определение политиче­ской культуры с перечнем ее важнейших компонентов пред­ложил С. Верба: «Политическая культура общества состоит из системы эмпирических убеждений, экспрессивных символов и ценностей, определяющих ситуацию, в которой происходит политическое действие. Она формирует субъек­тивную ориентацию на политику». Признавая наличие в об­ществе множества конкурирующих политических ориентаций, авторы концепции обнаружили, что различные политические культуры определяются через превосходство некоторых осно­вополагающих политических позиций. Политическая позиция обусловливает предрасположенность к определенным типам поведения в рамках существующей политической системы.

Политические ориентации (или политические позиции) индивида, по Г. Алмонду и Дж. Пауэллу, включают три вида компонентов: 1) когнитивный компонент, т. е. знания, полу­ченные индивидом о политиках, политических институтах и партиях; 2) аффективный компонент, т. е. чувства, обусловли­вающие реакцию индивида (чувства симпатии или антипатии, влечения или отвращения, восхищения или презрения); 3) оценочный компонент, т. е. ценности, верования, идеалы, идеологию. В зависимости от доминирования одного из трех компонентов Г. Алмонд и Дж. Пауэлл выделили в большей или меньшей степени секуляризованные культуры, т. е. то, в какой мере политическое поведение индивида основано на рацио­нальных знаниях или верованиях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: