Планирование здравоохранения

Державні органи

Міжнародна співпраця

Тематичні ресурси

Зовнішні ресурси

Також за адресою https://nubip.edu.ua/node/2395 можна отримати доступ до наступних зовнішніх інформаційних ресурсів.

Агросектор

Агровеб Україна

Аграрний сектор України

Каталог установ вищої аграрної освіти і досліджень у сільському господарстві

III Всесвітня конференція GCHERA

Глобальний консорціум вищої освіти і досліджень у сільському господарстві (GCHERA)

Комітет Верховної Ради України з питань науки і освіти

Міністерство аграрної політики

Міністерство освіти і науки України

Міністерство охорони навколишнього середовища

Державний комітет лісового господарства України

Державний департамент ветеринарної медицини України

Все государства мира, и преуспевающие и развивающиеся, занимаются планированием. Планирование всех сторон деятельности в нашем государстве играет исключительно важную роль. С 1994 г. в составе Совета Министров появилось Министерство экономики и планирования. Во всех министерствах и ведомствах имеются планово-финансовые управления (отделы). В Министерстве здравоохранения вопросами планирования деятельности отрасли занимается главное управление планирования и экономики здравоохранения. Соответствующие подразделения имеются и в территориальных органах управления здравоохранением: в областных управлениях здравоохранения — планово-экономическое управление (сектор); в ТМО района — отделение (группа); в крупных лечебно-профилактических учреждениях введены должности экономистов.

Планирование здравоохранения на современном этапе следует рассматривать как специально созданную многофакторную подсистему управления, имеющую динамические цели, многоотраслевой целеобразующий комплекс и функциональные связи как между элементами внутри здравоохранения, так и с другими отраслями народного хозяйства.

Конкретным результатом деятельности по планированию является план. По срокам исполнения планы делятся на перспективные (на 5, 10, 20 лет) и текущие (менее 5 лет). С учетом охвата территории разрабатываются планы здравоохранения республики, области, города, района, отдельного медицинского учреждения. По функциональному назначению различают планы деятельности, социально-экономического развития территории (конкретного учреждения), комплексный. Среди них большое значение имеет план социально-экономического развития. Он охватывает все сферы, в том числе социальную, важнейшей составной частью которой является здравоохранение.

Ведущее место в планировании здравоохранения занимают перспективные планы, рассчитанные на 5 лет и более и предусматривающие решение крупных задач в области охраны и улучшения здоровья населения. В текущих планах на основе перспективных планов уточняются и конкретизируются задания на год.

Разработка плана требует большого количества исходной информации и включает ряд последовательных стадий:

I — это сбор и анализ предварительных предложений (основных направлений) на планируемый период и составление научных прогнозов.

II — всесторонний учет указаний директивных органов. Это постановления правительства по вопросам здравоохранения, приказы и постановления вышестоящих органов управления, а также анализ демографической ситуации в зоне административной территории или обслуживания конкретным медицинским учреждением и состояния здоровья населения, оценка показателей деятельности медицинского учреждения, социально-экономической ситуации, материально-технической базы и пр. При необходимости может быть использована более узкая информация. Например, показатели о выполнении плана за 11 месяцев текущего года, отчеты врачей о результатах выезда на подконтрольные объекты, акты проверки, итоги разбора заявлений и жалоб и др.

III — стадия разработки самого проекта плана развития здравоохранения.

В конце текущего года в медицинском учреждении издается приказ о формировании группы по планированию деятельности на следующий год (период). В эту группу входят заместители главного врача, заведующие отделениями, ведущие специалисты. Им поручается разработка проекта плана. Доработка его осуществляется с участием руководителя учреждения и может вестись по различным направлениям. Примером одного из направлений доработки является доведение плана на основе контрольных цифр вышестоящих органов управления. К контрольным цифрам (государственным) относятся все виды государственных заказов по организации оказания медицинской помощи; долговременные экономические нормативы, лимиты; объем выполняемых учреждением медицинских и других услуг.

Для амбулаторно-поликлинических учреждений контрольными цифрами являются количество прикрепленных жителей, дифференциация их по группам здоровья; для стационара — количество пролеченных больных в зависимости от категории сложности; для скорой помощи — количество вызовов, дифференцированных по категории сложности; для консультативных поликлиник, диспансеров — число консультативных приемов, диагностических исследований; для учреждений санитарно-эпидемиологической службы — численность обслуживаемого населения с учетом санитарно-гигиенической и эпидемиологической ситуации в районе.

Доводятся также качественные показатели деятельности ЛПУ. Они должны отражать степень достижения конечных результатов в удовлетворении потребности населения вмедицинской помощи.

Для медицинских учреждений с однородными направлениями деятельности разрабатываются эталоны качества оказания медицинской помощи. Эталоны качества должны отражать необходимые объемы диагностических и лечебных мероприятий соответствующего уровня. Они являются обязательной составной частью процесса медицинской помощи и лечения.

По общепринятой схеме годовой план работы ЛПУ состоит из 4 основных разделов.

Первый раздел — общие организационные мероприятия. В нем отражены связь деятельности ЛПУ с решениями вышестоящих органов власти и управления; вопросы, которые должны быть решены на медико-санитарных советах; работа организационно-методического кабинета (учетно-отчетная деятельность учреждения, плановые контрольные выезды и др.); работа с кадрами.

Второй раздел — лечебно-профилактические мероприятия. В него включены показатели по оказанию амбулаторно-поликлинической (стационарной) медицинской помощи. В настоящее время деятельность системы здравоохранения анализируется более чем по 12 000 показателей. Их делят на 2 группы: утверждаемые и расчетные. К важнейшим утверждаемым показателям относятся фонд заработной платы, штатное расписание, плановая занятость койки и др. Важнейшими расчетными показателями являются функция врачебной должности, средняя длительность пребывания больного на койке, оборот койки и др.

Третий раздел — меры по укреплению материально-технической базы. В нем планируются оснащение медицинского учреждения инструментарием, оборудованием, аппаратами, организация рабочих мест и др.

Четвертый раздел — санитарно-противоэпидемические мероприятия. Планируются мероприятия, направленные на снижение заболеваемости, заболеваемости с ВУТ, общие санитарно-оздоровительные мероприятия, пропаганда здорового образа жизни, предупреждение травматизма и др.

Проект плана выносится на обсуждение трудового коллектива. После утверждения его выполнение становится обязательным для всех сотрудников. В плане определены цели, задачи, объем, методы работы конкретного коллектива. Основное содержание плана, его специфика, направленность зависят от профиля, мощности, функций медицинского учреждения.

Выполнение планов соответствующим образом контролируется. Различают следующие виды контроля: количественный, качественный, календарный, а также предварительный, текущий и последующий. Количественный контроль предусматривает проверку использования коек, нагрузки врачей, отпуска процедур и др.; качественный — своевременности и полноты диагностики, лечения, консультативных осмотров; календарный — сроков выполнения конкретных мероприятий (контроль предварительный, текущий, последующий).

В процессе предварительного контроля проверяются правильность и целесообразность включения того или иного пункта в план. Текущий контроль сопровождает оперативную деятельность исполнителей. Последующий контроль предполагает проверку полноты выполнения плановых показателей.

В современных условиях планировать деятельность здравоохранения в целом или отдельных его звеньев — задача чрезвычайно трудная. Это обусловлено множеством различных факторов. К основным из них относятся:

• экономический спад, инфляция, снижение жизненного уровня населения;

• нарастание неблагоприятных демографических тенденций;

• нарастающее неблагоприятное воздействие на человека среды его обитания;

• ухудшение общего состояния здоровья населения;

• рост социально опасных заболеваний и ухудшение эпидемиологической ситуации и др.;

• дефицит лекарств, медицинского оборудования; необходимость создания фармацевтической и медицинской промышленности в республике;

• адаптация отрасли здравоохранения к условиям суверенитета;

• формирование республиканского уровня оказания медицинской помощи;

• реформирование здравоохранения; внедрение рыночных элементов деятельности;

• создание (пересмотр) правовой и нормативной базы здравоохранения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: