double arrow

Вопрос 2. Основные положения порядкового (ординалистского) подхода в теории полезности. Кривые безразличия

Правило максимизации общей полезности

Потребитель, располагая ограниченным денежным бюджетом, стремится купить такие товары и в таком количестве, по­требление которых позволило бы с его точки зрения извлечь максимум общей полезности.

Для достижения этого потребитель должен так распределить денежный бюджет, чтобы последняя денежная единица (напри­мер, рубль), истраченная на приобретение каждого вида товара, приносила бы одинаковую предельную полезность.

Правило максимизации общей полезности в алгебраической форме записывается следующим образом:

MUх/Рх = MUy/Рy (1)

где MUX — предельная полезность товара X;

MUy — предельная полезность товара Y;

Рx и Py — соответственно цена товара X и товара Y.

Когда правило максимизации общей полезности выполняется, то, согласно микроэкономической терминологии, потреби­тель находится в равновесии, другими словами, приобретается оптимальный набор товаров.

Преобразовав формулу 1, получим следующее равенство:

MUх/ MUy = Рх /Рy (2)

Экономический смысл этого соотношения заключается в том, что предельные полезности товаров X и У находятся в за­висимости от соотношения цен этих товаров. Изменение ры­ночных цен непосредственно влияет на равновесное положение потребителя.

Отличие порядкового подхода от количественного состоит в том, что он отбрасывает необходимость измерять полезность в каких-либо единицах (ютилях), считал достаточным ранжирова­ние благ потребителем с точки зрения их

Порядковый подход предполагает наличие трех основных положений, касающихся предпочтений потребителя одного товарного набора другому.

1. Предпочтения уже сформировались. Это значит, что потребитель из двух товарных наборов X и У предпочитает или X > Y или, наоборот, Y > X либо будет одинаково удовлетворим обоими наборами (X ~ Y).

2. Предпочтения транзитивны, если потребитель предпочитает товарный набор X товарному набору У, а последний — товарному набору Z (X > Y > Z), этоозначает, что он предпочитает товарный набор X товарному набору Z (X > Z).

3. Все товары дляпотребителя желательны и, оставив в стороне их цены, он всегда предпочитает большее количество любого товара меньшему (3 X > 2Y)

Анализ потребительского поведения в порядковой теории полезности осуществляется с помощью кривых безразличия.

Для рассмотрения кривой безразличия достаточно ограничиться двумя товарными наборами, допустим, X (одежда) и Y (питание). Предположим, что приводимые в таблицы 2 наборы X и Y обеспечивают потребителю одинаковый уровень полезности. Используя данные этой таблицы, Определим в системе координат точки i, k, l, m. Соединив точки, получим кривую безразличия U1 (рис. 2).

Кривая безразличия показывает различные комбинации двух товаров, имеющих одинаковую полезность для потребителя.

Потребитель безразличен к тому, какой из наборов ему предпочесть, т.е. он не чувствует себя ни лучше, ни хуже, отказавшись от шести единиц Y и получив две дополнительных единицы X. Точно также потребитель реагирует при переходе от набора k к набору l и от l к набору m.

Если нанести на поле координат столько кривых безразличия, сколько возможно, то получим карту безразличия. На рис. 2 изображены еще две кривые безразличия U2 и U3 в совокупности все они образуют карту безразличия.

Кривые безразличия обладают рядом свойств, важнейшими из которых являются следующие:

1) кривая безразличия, лежащая выше и правее другой кривой безразличия, выражает более предпочтительные для данного потребителя наборы товаров, т.е. отражает большую величину полезности (U3 > U1> U2);

Таблица 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: