II. Кривые безразличия или предпочтения потребителя

Вырабатывая свою потребительскую стратегию, потребитель оценивает полезность не отдельных благ, а их совокупностей, то есть потребительских наборов.

Потребитель не может однозначно указать, насколько один товар

(хлеб) полезнее другого (молока). Скорее всего потребителю легче оценить, насколько первый потребительский набор (предположим, 2 батона хлеба и 2 пакета молока) для него полезнее второго набора (состоящего из 1 батона хлеба и 1 пакета молока). Ему не требуется знать абсолютную величину полезности каждого набора или каждого товара в конкретном наборе. Он должен только ранжировать множество потребительских наборов. Порядок предпочтения разных наборов может быть выражен семейством кривых, называемых кривыми безразличия. Каждая кривая безразличия представляет собой различные комбинации товаров, имеющие равную полезность для потребителя. Но кривая не содержит информации о количестве полезности. Если не принимать во внимание рыночные цены и доход потребителя, ему безразлично, какой конкретно набор товаров он выбирает из наборов с одинаковой полезностью.

Потребительские наборы одинаковой полезности располагаются на одной кривой безразличия. Потребительские наборы разной полезности - на других кривых безразличия. Несколько кривых безразличия, характеризующих различную величину совокупной полезности для покупателей, представляют карту безразличия.

В случае, когда набор состоит из двух товаров Х и У, семейство кривых безразличия, или карту безразличия, можно изобразить на плоскости.



y

Ay.A

U3

By.B U2

1U


х и у – количества двух благ; U1,U2,U3 – кривые безразличия


xA xB x

Рис. 4.3. Кривые безразличия

Если взять любую кривую безразличия, то каждая её точка отразит определенный набор потребительских товаров Х и У. Для некоторой группы субъектов наборы А (хА и уА) и В (хВ и уВ) имеют одинаковую полезность. Наборы, расположенные на второй кривой представляют большую полезность.

Кривые безразличия обладают следующими свойствами:

1) они никогда не пересекаются, т.к. являются геометрическим местом точек разной полезности;

2) имеют отрицательный наклон, т.к. уменьшение количества одного товара должно сопровождаться увеличением количества другого товара для сохранения общей полезности набора благ;

3) выпуклы к началу координат; наклон кривой уменьшается по мере продвижения вправо и вниз – это значит, что отношение предельной полезности товара Х к предельной полезности товара У уменьшается

(МUХ/МUУ↓);

4) чем дальше от начала координат отстоит кривая безразличия, тем большую полезность наборов товаров она характеризует.

Особые случаи конфигурации кривых безразличия:


Взаимозаменяемые товары

(зеленый и синий карандаши)

Два товара рассматриваются как один товар и кривая безразличия превращается в прямую.

у


Взаимодополняемые товары (чай и сахар)

Каждому уровню удовлетворения потребителя соответствует одна комбинация товаров Х и У. Кривая безразличия принимает форму прямого угла.


у

х х

Двигаясь по кривой безразличия от одного набора к другому,


потребитель замещает один товар другим. Для отражения этого процесса используется показатель предельной нормы замещения, который показывает, от какого количества товара У необходимо отказаться для того, чтобы получить дополнительную единицу товара Х:

s


MRSxy


∆Υ

= ∆Χ


Геометрически она есть касательная к кривой безразличия в данной точке. Значение предельной нормы замещения по абсолютной величине равно тангенсу угла наклона касательной.

При замещении товара У товаром Х предельная норма замещения убывает tgα>tgβ (см.Рис.3). Уменьшающийся наклон кривой безразличия свидетельствует о том, что готовность потребителя к замещению товара У товаром Х уменьшается по мере перемещения вниз по кривой. На смену закона убывания предельной полезности пришел закон убывания предельной нормы замещения в потреблении.

Предельная норма замещения равна отношению предельных

MRSxy = Χ MU полезностей замещаемых товаров:

Υ MU


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: