ГЛАВА 4. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ КАК СИСТЕМЫ
Принцип целенаправленности и его постулаты
Целенаправленность системы — функциональная тенденция, направленная на достижение системой некоторого состояния либо на усиление (или сохранение) некоторого процесса.
При этом система способна противостоять внешнему воздействию, а также использовать среду и случайные события.
Принцип целенаправленности включает постулат выбора.
Постулат выбора. Сложная система обладает способностью к выбору поведения, и, следовательно, однозначно предсказать и экстраполировать ее состояние невозможно ни при каком априорном знании свойств системы и ситуаций.
Сложные системы управления имеют возможность выбора и обладают способностью выбирать поведение, т.е. реагировать на внешние воздействия в зависимости от внутренних критериев целенаправленности; никакое априорное знание не позволяет ни подсистеме, ни самой системе однозначно предсказать этот выбор.
Для многоцелевого функционирования системы характерно не только то, что система имеет несколько подцелей, но и то, что эти подцели взаимосвязаны и образуют единую систему целей. Нетрудно убедиться, что система целей имеет иерархическую структуру. Последовательное разбиение подцелей, переход от более укрупненного их представления к более дифференцированному называют декомпозицией. В результате декомпозиции получается "древовидная" иерархическая структура целей, которую именуют часто "деревом целей".
"Дерево целей" промышленного предприятия. Системный анализ всегда конкретен. Потому единого типового "дерева целей" не может быть ни для промышленного предприятия, ни для иного объекта. На построение "дерева целей" влияют в основном два фактора: специфика объекта и особенности той проблемы, для решения которой проводится анализ целей.
Даже для одного предприятия может быть построено несколько вариантов "дерева".
Используя ранее изложенную методологию, построим "дерево целей" для химического предприятия с широким ассортиментом продукции (рис. 4.5).

Рис.4.5. "Дерево целей" промышленного предприятия
Зададим цель — максимальное повышение эффективности предприятия.
Целевую функцию максимального повышения эффективности деятельности предприятия можно представил, в виде двух основных групп подцелей:
подцель 1 — достижение конечных результатов (
);
подцель 2 — экономия ресурсов всех видов (
).
Очевидно, каждую из этих групп можно рассматривать как одну из двух основных подцелей (т.е. подцелей 1-го ранга).
В свою очередь, среди конечных результатов выделим результаты основной деятельности системы (по производству продукции, услуг, информации) и результаты решения социальных задач. Каждую из этих групп
подцелей можно рассматривать как подцель 2-го ранга:
подцель 1.1 - удовлетворение потребности в продукции и услугах,
подцель 1.2 - достижение социальных целей.
Со своей стороны, другая подцель 1-го ранга (экономия ресурсов всех видов) может быть также разбита на две или несколько подцелей 2-го ранга. Например, на экономию текущих (регулярных) затрат, измеряемых, как правило, в рублях в год, и экономию единовременных затрат, измеряемых в рублях:
подцель 2.1 — экономия текущих затрат, снижение потерь;
подцель 2.2. — экономия единовременных затрат.
Развиваем "дерево целей" предприятия, последовательно расчленяя четыре подцели 2-го ранга, представленные на рис.4.5.
Подцель 1.1 - удовлетворение потребности в продукции и услугах может быть дезагрегировано на три основных подцели: удовлетворение потребности по количеству продукции, по ее качеству, а также улучшение временных (динамических) характеристик производства.
Подцель 1.1.1 — удовлетворение потребности по количеству продукции следует дифференцировать далее, выделяя отдельные группы и марки продукции.
Подцель 1.1.2 — удовлетворение потребности по качеству продукции целесообразно сразу же разделить на две подцели: обеспечение качества в пределах, установленных нормативно-техническими документами, и повышение качества в соответствии с экономически обоснованной потребностью.
Цели повышения качества продукции следует дифференцировать далее с учетом возможностей и потребностей, выделив, в частности, продукцию с широким диапазоном требований к качеству (в этом случае желательно расширить сортовые различия), продукцию, которую в результате повышения качества можно аттестовать по высшей категории, и т.д.
Подцель 1.1.3 — улучшение временных (динамических) характеристик
производства представляет собой подцель, выражающую характерный для
системного анализа принцип, в соответствии с которым функционирование систем рассматривается не только в статике, но и в динамике, т.е. с учетом фактора времени. В свою очередь эту подцель можно дифференцировать на две подцели младшего ранга:
подцель 1.1.3.1 - обеспечение ритмичности поставок продукции;
подцель 1.1.3.2 - ускорение реакции производства на изменение спроса.
Дальнейшее дезагрегирование указанных подцелей зависит от постановки анализируемой проблемы и конкретных условий ее решения.
Подцель 1.2 — достижение социальных целей. Здесь правомерно сразу же выделить две крупных группы целей: экологические и локальные, относящиеся к социальному развитию коллектива предприятия.
Подцель 1.2.1 - экологические цели, достижение которых связано с природоохранными мероприятиями, а следовательно, имеют региональное значение. Эта группа целей особенно актуальна для химических предприятий. Ее дальнейшая декомпозиция связана с особенностями технологии, и в первом приближении может дать две группы подцелей, направленных соответственно на охрану воздушного и водного бассейнов.
Подцель 1.2.2 — социальное развитие коллектива. Эту подцель необходимо рассматривать как реализацию мер, направленных на достижение социальных благ коллектива работников предприятия и членов их семей.
Построение ветви подцели 2 — экономия всех видов ресурсов производится аналогично построению ветви подцели 1, а детализация подцелей зависит от постановки анализируемой проблемы и конкретных ограничений ее решения.






