ГЛАВА 4. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ КАК СИСТЕМЫ
Принцип целенаправленности и его постулаты
Целенаправленность системы — функциональная тенденция, направленная на достижение системой некоторого состояния либо на усиление (или сохранение) некоторого процесса.
При этом система способна противостоять внешнему воздействию, а также использовать среду и случайные события.
Принцип целенаправленности включает постулат выбора.
Постулат выбора. Сложная система обладает способностью к выбору поведения, и, следовательно, однозначно предсказать и экстраполировать ее состояние невозможно ни при каком априорном знании свойств системы и ситуаций.
Сложные системы управления имеют возможность выбора и обладают способностью выбирать поведение, т.е. реагировать на внешние воздействия в зависимости от внутренних критериев целенаправленности; никакое априорное знание не позволяет ни подсистеме, ни самой системе однозначно предсказать этот выбор.
Для многоцелевого функционирования системы характерно не только то, что система имеет несколько подцелей, но и то, что эти подцели взаимосвязаны и образуют единую систему целей. Нетрудно убедиться, что система целей имеет иерархическую структуру. Последовательное разбиение подцелей, переход от более укрупненного их представления к более дифференцированному называют декомпозицией. В результате декомпозиции получается "древовидная" иерархическая структура целей, которую именуют часто "деревом целей".
|
|
"Дерево целей" промышленного предприятия. Системный анализ всегда конкретен. Потому единого типового "дерева целей" не может быть ни для промышленного предприятия, ни для иного объекта. На построение "дерева целей" влияют в основном два фактора: специфика объекта и особенности той проблемы, для решения которой проводится анализ целей.
Даже для одного предприятия может быть построено несколько вариантов "дерева".
Используя ранее изложенную методологию, построим "дерево целей" для химического предприятия с широким ассортиментом продукции (рис. 4.5).
Рис.4.5. "Дерево целей" промышленного предприятия
Зададим цель — максимальное повышение эффективности предприятия.
Целевую функцию максимального повышения эффективности деятельности предприятия можно представил, в виде двух основных групп подцелей:
подцель 1 — достижение конечных результатов ();
подцель 2 — экономия ресурсов всех видов ().
Очевидно, каждую из этих групп можно рассматривать как одну из двух основных подцелей (т.е. подцелей 1-го ранга).
|
|
В свою очередь, среди конечных результатов выделим результаты основной деятельности системы (по производству продукции, услуг, информации) и результаты решения социальных задач. Каждую из этих групп
подцелей можно рассматривать как подцель 2-го ранга:
подцель 1.1 - удовлетворение потребности в продукции и услугах,
подцель 1.2 - достижение социальных целей.
Со своей стороны, другая подцель 1-го ранга (экономия ресурсов всех видов) может быть также разбита на две или несколько подцелей 2-го ранга. Например, на экономию текущих (регулярных) затрат, измеряемых, как правило, в рублях в год, и экономию единовременных затрат, измеряемых в рублях:
подцель 2.1 — экономия текущих затрат, снижение потерь;
подцель 2.2. — экономия единовременных затрат.
Развиваем "дерево целей" предприятия, последовательно расчленяя четыре подцели 2-го ранга, представленные на рис.4.5.
Подцель 1.1 - удовлетворение потребности в продукции и услугах может быть дезагрегировано на три основных подцели: удовлетворение потребности по количеству продукции, по ее качеству, а также улучшение временных (динамических) характеристик производства.
Подцель 1.1.1 — удовлетворение потребности по количеству продукции следует дифференцировать далее, выделяя отдельные группы и марки продукции.
Подцель 1.1.2 — удовлетворение потребности по качеству продукции целесообразно сразу же разделить на две подцели: обеспечение качества в пределах, установленных нормативно-техническими документами, и повышение качества в соответствии с экономически обоснованной потребностью.
Цели повышения качества продукции следует дифференцировать далее с учетом возможностей и потребностей, выделив, в частности, продукцию с широким диапазоном требований к качеству (в этом случае желательно расширить сортовые различия), продукцию, которую в результате повышения качества можно аттестовать по высшей категории, и т.д.
Подцель 1.1.3 — улучшение временных (динамических) характеристик
производства представляет собой подцель, выражающую характерный для
системного анализа принцип, в соответствии с которым функционирование систем рассматривается не только в статике, но и в динамике, т.е. с учетом фактора времени. В свою очередь эту подцель можно дифференцировать на две подцели младшего ранга:
подцель 1.1.3.1 - обеспечение ритмичности поставок продукции;
подцель 1.1.3.2 - ускорение реакции производства на изменение спроса.
Дальнейшее дезагрегирование указанных подцелей зависит от постановки анализируемой проблемы и конкретных условий ее решения.
Подцель 1.2 — достижение социальных целей. Здесь правомерно сразу же выделить две крупных группы целей: экологические и локальные, относящиеся к социальному развитию коллектива предприятия.
Подцель 1.2.1 - экологические цели, достижение которых связано с природоохранными мероприятиями, а следовательно, имеют региональное значение. Эта группа целей особенно актуальна для химических предприятий. Ее дальнейшая декомпозиция связана с особенностями технологии, и в первом приближении может дать две группы подцелей, направленных соответственно на охрану воздушного и водного бассейнов.
Подцель 1.2.2 — социальное развитие коллектива. Эту подцель необходимо рассматривать как реализацию мер, направленных на достижение социальных благ коллектива работников предприятия и членов их семей.
Построение ветви подцели 2 — экономия всех видов ресурсов производится аналогично построению ветви подцели 1, а детализация подцелей зависит от постановки анализируемой проблемы и конкретных ограничений ее решения.