Предпринимательский туризм (1890-1917 гг.)
Просветительский период (до 90 г. XIX в.)
В русском государстве первые путешествия были связаны с познавательными, торговыми, политическими и религиозными целями. Княгиня Ольга в IX в. посетила Византию. По мнению историка С.М. Соловьева, одной из важных причин, побудивших её совершить путешествие, было «любопытство посмотреть чудеса образованного мира». К наиболее ранним путешествиям относят также перемещения купеческих караванов как внутри Руси, так и за ее пределами.
Вместе с христианством на Русь пришло и паломничество. Паломники, устремленные целями распространения своей религии, поклонения святыням, совершали труднейшие и длительные путешествия.
Помимо религиозных целей, путешествия паломником имели и познавательный характер (сведения о природе, культуре, быте разных стран и народов).
В конце XVII в., начиная с правления Петра I, стали практиковаться путешествия для расширения кругозора и приобретения знаний.
С XVIII в. стали практиковаться поездки для лечения внутри страны (Ялта, Кавказские Минеральные воды). С XIX в. получают развитие горные восхождения, пешие прогулки и походы.
Первые туристские организации возникают на Кавказе, а впоследствии Кавказ становиться объектом иностранного туризма. В этот период возникают первые турфирмы.
В конце XIX в. возрастает популярность Крыма.
Таким образом, Просветительский туризм развивался в следующих направлениях:
a) Путешествия с торговыми, политическими, религиозными целями
b) Поездки с целью оздоровления
c) Образование первых туристских организаций
Основатели обществ заложили фундамент туризма в России. Во второй половине XIX в. появляется ряд туристских и экскурсионных организаций.
Наиболее массовой туристской организацией дореволюционной России был Туринг-клуб в Петербурге. Клуб был членом международной туристской организации, имел представителей за рубежом.
В 1901 году в Москве возникло Русское горное общество, задачей которого было содействие развитию путешествий в горах.
Большинство людей привлекали путешествия по воде, которые стали практиковаться с появлением теплоходов.
Таким образом, предпринимательский период характеризовался познавательно-экскурсионной направленностью, становлением и развитием разных видов спортивного туризма.
Этот период характеризуется созданием социально-экономических условий, зарождением и становлением экскурсионного туристского движения. В условиях восстановления и реконструкции народного хозяйства, развертывания культурной революции возникали первые учреждения пролетарского туризма, призванные активизировать массовый отдых трудящихся. По мере возрастания интереса населения к туризму, встал вопрос о подготовке общественных кадров; созданные экскурсионные станции стали готовить экскурсоводов и так называемых организаторов туризма.
Определенные меры развития туризма принимались и со стороны государства: создание материально-технической базы и подготовка профессиональных кадров.
При комсомольских комитетах создавались бюро туризма, при которых организовывались секции пригородного, лагерного, дальнего туризма.
Объединение комсомола и профсоюзов по туристским вопросам позволило ввести льготный тариф железнодорожного проезда по маршрутам, арендовать помещения для лагерей.
Кроме того, была сформирована база для элитного отдыха и оздоровления, а также рынок элитного выездного туризма.
Итак, этот период характеризовался:
a) Созданием мелких и средних коммерческих предприятий туристской направленности
b) Формированием рынка туристских услуг
c) Созданием туристской инфраструктуры: гостиниц, ресторанов
d) Формированием туристского рынка.