Эластичность спроса по доходу
Виды ценовой эластичности спроса
Ценовая эластичность спроса
Nпо доходу
Nпо цене
- это степень изменения спроса под влиянием изменения цены, измеряется коэффициентом эластичности (Ed)
Ed = ∆Q/Q: ∆Р/Р
∆Q/Q – относительное изменение спроса (в %);
∆Р/Р – относительное изменение цены (в %).
Вид эластичности | Соотношение изменения цены и спроса | Коэффициент эластичности |
Совершенно неэластичный спрос | Цена изменяется – спрос постоянен | Ed = 0 |
Неэластичный спрос | Цена изменяется больше, чем спрос | Ed < 1 |
Единичная | Цена и спрос изменяются одинаково | Ed = 1 |
Эластичный спрос | Цена изменяется меньше, чем спрос | Ed > 1 |
Совершенно эластичный спрос | Спрос изменяется цена постоянна | Ed = ∞ |
Факторы, влияющие на степень ценовой эластичности спроса:
nколичество заменителей данного товара: чем больше заменителей, тем выше эластичность;
nудельный вес данного товара в доходе потребителя: чем выше доля товара, тем выше эластичность;
|
|
nзначимость товара: спрос на товары первой необходимости менее эластичен;
nвремя, имеющееся у покупателя: чем больше у покупателя времени, тем выше эластичность его спроса.
- степень изменения спроса по мере изменения дохода
! Причем, в развитых странах, где уровень жизни высокий по мере роста дохода растет спрос на услуги, предметы роскоши и престижные товары, а развивающихся – на товары длительного пользования и товары первой необходимости.
Эластичность D по доходу зависит и от значимости товара для семьи (чем более значим товар, тем ниже его эластичность).
Для товара первой необходимости эластичность ниже, чем для товара длительного пользования и предмета роскоши.
Это степень изменения объема предложения в ответ на увеличение или уменьшение цен.
Es = ∆Qs/Qs: ∆Р/Р
∆Q/Q – относительное изменение спроса (в %);
∆Р/Р – относительное изменение цены (в %).
nЕсли производители чувствительны к изменению даже незначительному в цене, то в погоне за своей выгоды, они, как правило, значительно наращивают объем производства.
nОсобенности эластичности предложения: если предложение эластично по цене, то доход предпринимателей с ростом цены возрастает быстрее, чем на предприятиях с неэластичным предложением продукции. Но чем выше эластичность, тем быстрее будут уменьшаться доходы при снижении цены.
Факторы эластичности:
nособенность производимого процесса (если производитель может быстро расширить производство при росте цены, а при снижении переключиться на другой товар, то предложение – эластично);
nспособность товара к хранению (если храниться не может, то эластичность низкая);
|
|
nвремя, имеющееся в распоряжении производителя, чтобы отреагировать на изменение цены.
Из ряда факторов наибольшее значение имеет время, поэтому при анализе эластичности выделяют 3 ситуации: