ВОЗНИКНОВЕНИЕ СУЩНОСТЬ И ВИДЫ МОНОПОЛИЙ
Характеристика рынков несовершенной конкуренции
Виды конкуренции
КОНКУРЕНЦИЯ И ЕЕ ВИДЫ, ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР
NДлительного равновесия
NКраткосрочного равновесия
NМгновенного равновесия
С эластичностью связано понятие «гибкая цена» - это величина, обратная эластичности.
Она показывает как изменение спроса и предложения влияет на цену.
Лекция 5: МОНОПОЛИЯ И КОНКУРЕНЦИЯ
КОНКУРЕНЦИЯ - экономическое соперничество за лучшие условия производства, купли и продажи товара.
Положительный эффект конкуренции во многом зависит от тех условий, в которых она действует.
Условия конкуренции:
n1. равенство экономических агентов, действующих на рынке (во многом это зависит от количества фирм и потребителей);
n2. характер производимой ими продукции (степень однородности продукции);
n3. свобода входа на рынок и выхода из него (прежде всего отсутствие препятствий для входа в виде организационных объединений и структур).
|
|
В зависимости от субъекта конкурентной борьбы | - между продавцами; - между покупателями; - между продавцами и покупателями |
В зависимости от методов конкурентной борьбы | - ценовая конкуренция; - неценовая конкуренция |
По типу конкурентного поведения | - добросовестная конкуренция; - недобросовестная, нечестная конкуренция |
По масштабам конкурентной борьбы | - отраслевая конкуренция; - межотраслевая конкуренция |
По степени развитости конкуренции | - совершенная конкуренция; - монополистическая конкуренция; - олигополия - чистая монополия |
Черты | Чистая монополия | Олигополия | Монополистическая |
Число фирм | Одна | Несколько | Много |
Тип продукта | Уникальный, заменителей нет | Стандартизированный или дифф. | Дифференцированный |
Контроль над ценой | Полный | Ограничен взаимозав. | Незнач-ый |
Условия вступления | Вступление блокировано | Существенные препятствия | Сравнительно простые |
Типичные отрасли | Местные предприятия ЖКХ | Металлургия, нефтехимия, электроника | Пищевая, легкая, розн. торг. |
Монополия - (в широком смысле) – господствующее положение одного хозяйствующего субъекта в какой-либо сфере деятельности.
n1. Естественная – монополия компании, обусловленная ее уникальным положением на рынке, возникает в ситуации, когда одна компания в состоянии удовлетворять весь рыночный спрос на определенные товары или услуги с более низкими средними издержками, чем это смогли бы сделать несколько мелких компаний →
n→ 2. Государственная – базируется на исключительном праве государства (предложение денег, производство общественных товаров)
|
|
n3. Искусственная – возникающая в результате специальных организационных мер, сговора, создается путем концентрации производства в руках отдельных субъектов хозяйствования
n4. Случайная – результат ограниченного по времени повышения спроса над предложением, позволяющий продавцу повышать цены. →
nможет быть 5. Временная – порождается НТП на основе монопольного владения фирмой лицензией, патентом, существует, пока технология не получит всеобщего распостранения.