Типы монополий

ВОЗНИКНОВЕНИЕ СУЩНОСТЬ И ВИДЫ МОНОПОЛИЙ

Характеристика рынков несовершенной конкуренции

Виды конкуренции

КОНКУРЕНЦИЯ И ЕЕ ВИДЫ, ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР

NДлительного равновесия

NКраткосрочного равновесия

NМгновенного равновесия

С эластичностью связано понятие «гибкая цена» - это величина, обратная эластичности.

Она показывает как изменение спроса и предложения влияет на цену.

Лекция 5: МОНОПОЛИЯ И КОНКУРЕНЦИЯ

КОНКУРЕНЦИЯ - экономическое соперничество за лучшие условия производства, купли и продажи товара.

Положительный эффект конкуренции во многом зависит от тех условий, в которых она действует.

Условия конкуренции:

n1. равенство экономических агентов, действующих на рынке (во многом это зависит от количества фирм и потребителей);

n2. характер производимой ими продукции (степень однородности продукции);

n3. свобода входа на рынок и выхода из него (прежде всего отсутствие препятствий для входа в виде организационных объединений и структур).

В зависимости от субъекта конкурентной борьбы - между продавцами; - между покупателями; - между продавцами и покупателями
В зависимости от методов конкурентной борьбы - ценовая конкуренция; - неценовая конкуренция
По типу конкурентного поведения - добросовестная конкуренция; - недобросовестная, нечестная конкуренция
По масштабам конкурентной борьбы - отраслевая конкуренция; - межотраслевая конкуренция
По степени развитости конкуренции - совершенная конкуренция; - монополистическая конкуренция; - олигополия - чистая монополия
Черты Чистая монополия Олигополия Монополистическая
Число фирм Одна Несколько Много
Тип продукта Уникальный, заменителей нет Стандартизированный или дифф. Дифференцированный
Контроль над ценой Полный Ограничен взаимозав. Незнач-ый
Условия вступления Вступление блокировано Существенные препятствия Сравнительно простые
Типичные отрасли Местные предприятия ЖКХ Металлургия, нефтехимия, электроника Пищевая, легкая, розн. торг.

Монополия - (в широком смысле) – господствующее положение одного хозяйствующего субъекта в какой-либо сфере деятельности.

n1. Естественная – монополия компании, обусловленная ее уникальным положением на рынке, возникает в ситуации, когда одна компания в состоянии удовлетворять весь рыночный спрос на определенные товары или услуги с более низкими средними издержками, чем это смогли бы сделать несколько мелких компаний →

n→ 2. Государственная – базируется на исключительном праве государства (предложение денег, производство общественных товаров)

n3. Искусственная – возникающая в результате специальных организационных мер, сговора, создается путем концентрации производства в руках отдельных субъектов хозяйствования

n4. Случайная – результат ограниченного по времени повышения спроса над предложением, позволяющий продавцу повышать цены. →

nможет быть 5. Временная – порождается НТП на основе монопольного владения фирмой лицензией, патентом, существует, пока технология не получит всеобщего распостранения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: