Рефлекс

2.

1.

Теории инстинктов.

Лекция №3.

План:

  1. Психоаналитическая теория инстинктов.
  2. Теория инстинктов в трудах бихевиористов.
  3. Теория инстинктов социального поведения Мак-Дугалла.
  4. Теория инстинкта К.Лоренца.
  5. Пересмотр теории инстинктов в трудах психологов-гуманистов.

"Психоаналитическая теория влечений (инстинкт-теория)".

Влечения ( Triebe) - пограничные, по Фрейду, образования между физическим и психическим (соматическим и душевным), "психические представители" возникающих в недрах телесного аппарата и достигающих души раздражении. Характеризуются четырьмя аспектами: источником, целью, объектом и силой (энергией).

В ранних работах Фрейд противопоставлял В. Я (способствующие самосохранению индивида) и сексуальные В., способствующие сохранению вида (иногда в ущерб самосохранению). С начала 20-х годов им развивается концепция о разделении В. на В. к жизни и В. к смерти.
Влечения к жизни (Lebenstriebe) - влечения, целью которых является сохранение, поддержание и развертывание жизни во всех ее аспектах и формах. В поздних работах Фрейда противопоставляются влечениям к смерти. Сексуальные влечения и влечения к самосохранению относятся к В. к ж.
Влечения к смерти (Todestriebe) - присущие индивиду, как правило, бессознательные тенденции к саморазрушению и возврату в неорганическое состояние. Вовне проявляются в агрессии по отношению к лицам и предметам. В поздней концепции влечений противопоставляются Фрейдом влечениям к жизни. Находясь в норме в известном единстве с последними, в патологических случаях могут вылиться в садистские извращения, самообвинения у меланхоликов и др.

В первой классификации инстинктов Фрейд исходил из исключительного значения, которое приобретают сексуальные инстинкты благодаря перемещению энергии. Он обнаружил, что невротики заболевают в результате вытеснения определенных переживаний, эти переживания всегда имели сексуальный характер. Силы, борющиеся с сексуальными желаниями, представляли собой тревогу, чувство вины, этические и эстетические идеалы. Контрсексуальные силы можно было суммировать как служащие самосохранению «эго-инстинкты. Таким образом, возникла классификация инстинктов на сексуальные инстинкты и эго-инстинкты, предполагавшая невротический конфликт и основывавшаяся на факте вытеснения.

Юнг отрицал дуализм инстинктов и называл все эго-инстинкты либидными, его унификация затеняла открытый в то время феномен вытеснения.

Критика первой классификации инстинктов началась с открытия нарциссизма, т. е. либидного характера некоторых эго-инстинктов. Оказалось, что «эгоизм», или высокая оценка собственного эго, отчасти имеет ту же природу, что и сексуальные инстинкты.

Тогда Фрейд предложил новую классификацию инстинктов. Новая классификация имела два основания: философское и клиническое. Философским основанием служила консервативность инстинктов, следующих принципу постоянства, а именно направленность инстинктов на избавление от напряжения. Но существует и феномен, который как бы противоречит принципу постоянства, а именно жажда стимулов, очень отчетливо наблюдаемая в сексуальных инстинктах.

Клинической основой новой классификации Фрейда явилось существование феномена агрессивности. Разнообразные агрессивные тенденции составляют значительную долю всех человеческих влечений. Частично эти тенденции представляют собой реакции на фрустрации и направлены на их преодоление. Частично они тесно связаны с определенными сексуальными влечениями. Имеются и агрессивные тенденции, по-видимому, совершенно независимые от сексуальности. Кроме того, существует загадка мазохизма: при некоторых обстоятельствах, когда на первый план выступает склонность к саморазрушению, наш обычный ориентир в человеческом поведении, принцип удовольствия, оказывается неуместен.

Фрейд построил новую теорию инстинктов, в которой утверждалось, что существует два качества психики: склонность к самодеструкции, «инстинкт смерти» (который может обернуться на внешний мир и стать деструктивным инстинктом), и жизнелюбие, «эрос», устремление к объектам в поисках высшего союза.

У человека выделяют два основных инстинкта: инстинкт самосохранения и инстинкт продолжения рода, то есть размножения, которые, в свою очередь, складываются из множества инстинктивных факторов. К инстинкту самосохранения относятся следующие подинстинкты: питание, рост, дыхание, движения, то есть те необходимые жизненные функции, которые делают любой организм живым. Изначально эти факторы были очень важны, но в связи с развитием разума человека (Я) эти факторы как жизненнонеобходимые утратили свое былое значение. Это произошло потому, что у человека появились приспособления для добывания пищи, он стал использовать пищу не только для того, чтобы утолить голод, но и для удовлетворения свойственной только человеку алчности. Таким образом, инстинкт самосохранения утратил свою значимость, и на первое место вышел инстинкт размножения, или, как называет его Фрейд, либидо.

Теория двух основных инстинктов привнесла изменения в существовавшую классификацию. И инстинкт самосохранения, и сексуальный инстинкт теперь стали считаться представителями и проявлениями инстинкта жизни.

Отдельные исследователи, такие например, как Торндайк, У.Джемс, Д.Ватсон и другие психологи, придерживающиеся взглядов бихевиоризма, относили инстинкты к рефлексам и утверждали, что инстинкты являются цепью рефлексов, соединенных из отдельных рефлексивных действий.

Для объяснения используется известный пример У. Джемса, в котором говориться о льве, который ищет добычу в лесу.

1) Лев голоден, это говорит о том, что есть первое раздражение и воздействие, которое вызовет ответную рефлекторную реакцию - поиск пищи. Лев начинает бродить по лесу.
2) В лесу лев встречает оленя. Запах оленя воздействует на него. На льва воздействует новое раздражение, через ощущение запаха или вида оленя через зрительное раздражение. Новое раздражение - запах оленя, или вид оленя привлекут льва. И это будет причиной проявления следующих рефлексов. Лев под воздействием новых раздражений побежит за оленем.
3) Лев бежит и догоняет оленя. Раздражения, которые он получает от запаха оленя, станут причиной нового импульса. Реакция и новое движение на этот запах - прыжок.
4) С помощью прыжка лев достигает цели - оленя. Новое раздражение ведёт к новой реакции, лев вонзает свои зубы в оленя.
5) Укус - приводит к новому раздражению, инстинктивная реакция на неё - лев начинает, есть, и т.д.

Мы видим таким образом, что изначально есть реакция рефлекса - голод. Одно раздражение рождает цепочку новых раздражений и ответных реакций на них. Можно сказать, что одна рефлексивная реакция превратится в причину, которая пробудит новые раздражения, требующие со своей стороны новые ответные реакции (как например, брожение льва по лесу, привело его к близости запаха добычи.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: