Учение об инстинктах по теории Мак-Дугалла

3.

По его мнению, к инстинкту принадлежит чувство удовлетворения связанное с завершением действия, и это возникающее чувство Торндайк относил к наследственным причинам, закреплённым у животных.

Торндайк утверждал, что определённые наследственные факторы, проявляющиеся в определённых эмоциональных состояниях, приносят нам чувства удовлетворения.

Например, победа, или успех. В то время как другие, - "отрицательные" состояния, связаны с неудовлетворённостью, например, поражение. И если, некое действие приносит нам чувство удовлетворения, мы не сопротивляемся этому, а даже стремимся к созданию этого состояния. Если же действие приносит нам неудовлетворение, мы будем, стремится изменить это действие или положение вещей. Например, в момент усталости, мы будем стремиться к отдыху. Если же, мы бодры, и хорошо отдохнули, нам необходима активность. Существование среди людей, вместо одиночества, и т.д. Состояния, которые мешают нам, мы постараемся изменить. Например: вкус горечи во рту, препятствия, останавливающие и затрудняющие наши движения.

Торндайк установил закономерность: любое раздражение приводит в дальнейшем к развитию движения наследственных факторов; и если дальнейшее развитие движения приведёт к успеху, то есть принесёт удовлетворение нам, то движение прекратится. Если развитие движения, не приводит к успеху и удовлетворению, оно приводит нас к дополнительным реакциям, изменениям реакций на раздражение, как мы рассматривали в примере с инстинктами.

Инстинкт рассматривается, как целенаправленная целеустремлённая реакция. Есть немало противников механистической теории, в основе которой лежит цепь рефлексов. Важнейший из оппонентов этой теории является психолог Мак Дугалл и сторонники гештальтпсихологии.

Мак - Дугалл утверждал что, любое поведение животных и человека, основано на внутренних побуждениях - импульсах, и наследственности. По-другому поведение основано на инстинктах. Однако он не рассматривал инстинкт, как некий механический процесс, он предполагал, что в любом инстинктивном процессе принимает участие некая духовная основа. Поскольку любая жизнь состоит из психофизических процессов, а не из некого механического процесса, как утверждал Торндайк, (что, только физиология и данные нервной системы, заложенные от рождения, определяют направления поведения человека). Согласно Мак-Дугаллу направление любого инстинктивного действия имеет цель. Любое действие целенаправленно. Даже, если эта цель неосознанна, в любом случае она целенаправленна. Вместе с этим Мак - Дугалл утверждал, что любое инстинктивное действие сопровождает некое чувство или эмоция параллельно связанная с происходящим. Например, если мы убегам - у нас есть чувство страха, когда мы дерёмся - у нас есть чувство злости.

Теория инстинктов социального поведения английского психолога В. МакдугаллаОсновной тезис теории Макдугалла заключается в том, что причиной социального поведения признаются врожденные инстинкты. Эта идея есть реализация более общего принципа, принимаемого Макдугаллом, а именно стремления к цели, которое свойственно и животным, и человеку. Именно этот принцип особенно значим в концепции Макдугалла; в противовес бихевиоризму (трактующему поведение как простую реакцию на внешний стимул) он называл созданную им психологию "целевой" или "гормической" (от греческого слова "гормэ" - стремление, желание, порыв). Гормэ и выступает как движущая сила интуитивного характера, объясняющая социальное поведение. В терминологии Макдугалла, гормэ "реализуется в качестве инстинктов" (или позднее "склонностей").
Репертуар инстинктов у каждого человека возникает в результате определенного психофизического предрасположения - наличия наследственно закрепленных каналов для разрядки нервной энергии.
Инстинкты включают аффективную (рецептивную), центральную (эмоциональную) и афферентную (двигательную) части. Таким образом, все, что происходит в области сознания, находится в прямой зависимости от бессознательного начала. Внутренним выражением инстинктов являются главным образом эмоции. Связь между инстинктами и эмоциями носит систематический и определенный характер. Макдугалл перечислил семь пар связанных между собой инстинктов и эмоций: инстинкт борьбы и соответствующие ему гнев, страх; инстинкт бегства и чувство самосохранения; инстинкт воспроизведения рода и ревность, женская робость; инстинкт приобретения и чувство собственности; инстинкт строительства и чувство созидания; стадный инстинкт и чувство принадлежности. Из инстинктов выводятся и все социальные учреждения: семья, торговля, различные общественные процессы, в первую очередь война. Отчасти именно из-за этого упоминания в теории Макдугалла склонны были видеть реализацию дарвиновского подхода, хотя, как известно, будучи перенесен механически на общественные явления, этот подход утрачивал какое бы то ни было научное значение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: