3.
По его мнению, к инстинкту принадлежит чувство удовлетворения связанное с завершением действия, и это возникающее чувство Торндайк относил к наследственным причинам, закреплённым у животных.
Торндайк утверждал, что определённые наследственные факторы, проявляющиеся в определённых эмоциональных состояниях, приносят нам чувства удовлетворения.
Например, победа, или успех. В то время как другие, - "отрицательные" состояния, связаны с неудовлетворённостью, например, поражение. И если, некое действие приносит нам чувство удовлетворения, мы не сопротивляемся этому, а даже стремимся к созданию этого состояния. Если же действие приносит нам неудовлетворение, мы будем, стремится изменить это действие или положение вещей. Например, в момент усталости, мы будем стремиться к отдыху. Если же, мы бодры, и хорошо отдохнули, нам необходима активность. Существование среди людей, вместо одиночества, и т.д. Состояния, которые мешают нам, мы постараемся изменить. Например: вкус горечи во рту, препятствия, останавливающие и затрудняющие наши движения.
Торндайк установил закономерность: любое раздражение приводит в дальнейшем к развитию движения наследственных факторов; и если дальнейшее развитие движения приведёт к успеху, то есть принесёт удовлетворение нам, то движение прекратится. Если развитие движения, не приводит к успеху и удовлетворению, оно приводит нас к дополнительным реакциям, изменениям реакций на раздражение, как мы рассматривали в примере с инстинктами.
Инстинкт рассматривается, как целенаправленная целеустремлённая реакция. Есть немало противников механистической теории, в основе которой лежит цепь рефлексов. Важнейший из оппонентов этой теории является психолог Мак Дугалл и сторонники гештальтпсихологии.
Мак - Дугалл утверждал что, любое поведение животных и человека, основано на внутренних побуждениях - импульсах, и наследственности. По-другому поведение основано на инстинктах. Однако он не рассматривал инстинкт, как некий механический процесс, он предполагал, что в любом инстинктивном процессе принимает участие некая духовная основа. Поскольку любая жизнь состоит из психофизических процессов, а не из некого механического процесса, как утверждал Торндайк, (что, только физиология и данные нервной системы, заложенные от рождения, определяют направления поведения человека). Согласно Мак-Дугаллу направление любого инстинктивного действия имеет цель. Любое действие целенаправленно. Даже, если эта цель неосознанна, в любом случае она целенаправленна. Вместе с этим Мак - Дугалл утверждал, что любое инстинктивное действие сопровождает некое чувство или эмоция параллельно связанная с происходящим. Например, если мы убегам - у нас есть чувство страха, когда мы дерёмся - у нас есть чувство злости.
Теория инстинктов социального поведения английского психолога В. МакдугаллаОсновной тезис теории Макдугалла заключается в том, что причиной социального поведения признаются врожденные инстинкты. Эта идея есть реализация более общего принципа, принимаемого Макдугаллом, а именно стремления к цели, которое свойственно и животным, и человеку. Именно этот принцип особенно значим в концепции Макдугалла; в противовес бихевиоризму (трактующему поведение как простую реакцию на внешний стимул) он называл созданную им психологию "целевой" или "гормической" (от греческого слова "гормэ" - стремление, желание, порыв). Гормэ и выступает как движущая сила интуитивного характера, объясняющая социальное поведение. В терминологии Макдугалла, гормэ "реализуется в качестве инстинктов" (или позднее "склонностей").
Репертуар инстинктов у каждого человека возникает в результате определенного психофизического предрасположения - наличия наследственно закрепленных каналов для разрядки нервной энергии.
Инстинкты включают аффективную (рецептивную), центральную (эмоциональную) и афферентную (двигательную) части. Таким образом, все, что происходит в области сознания, находится в прямой зависимости от бессознательного начала. Внутренним выражением инстинктов являются главным образом эмоции. Связь между инстинктами и эмоциями носит систематический и определенный характер. Макдугалл перечислил семь пар связанных между собой инстинктов и эмоций: инстинкт борьбы и соответствующие ему гнев, страх; инстинкт бегства и чувство самосохранения; инстинкт воспроизведения рода и ревность, женская робость; инстинкт приобретения и чувство собственности; инстинкт строительства и чувство созидания; стадный инстинкт и чувство принадлежности. Из инстинктов выводятся и все социальные учреждения: семья, торговля, различные общественные процессы, в первую очередь война. Отчасти именно из-за этого упоминания в теории Макдугалла склонны были видеть реализацию дарвиновского подхода, хотя, как известно, будучи перенесен механически на общественные явления, этот подход утрачивал какое бы то ни было научное значение.