Государственного регулирования предпринимательской деятельности
Основные направления
Обеспечение эффективности хозяйственной деятельности является важнейшим фактором устойчивого и динамичного развития фирмы.
В рыночной экономике используется комплекс различных форм и методов воздействия государства на деятельность предпринимательских структур.
Во-первых, созданиеединого "правового поля",единого "экономического пространства", обеспечивающего равные условия для деятельности всех хозяйствующих субъектов.
При наличии основных законодательных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность в рыночном хозяйстве России (законы о предпринимательской деятельности, Гражданский кодекс, законы о налогообложении фирмы, таможенных тарифах и т.п.), остаются еще определенные проблемы, не нашедшие должного отражения в законодательстве.
К числу их, в частности, можно отнести:
¨ неурегулированность экономических взаимоотношений между государствами СНГ;
|
|
¨ противоречия в законах различных субъектов Российской Федерации;
¨ несовершенство Налогового кодекса;
¨ необходимость упорядочения действующего порядка внешней торговли с целью поддержки отечественных товаропроизводителей.
В системе мер общегосударственного регулирования предпринимательской деятельности к правовым методам следует отнести:
¨ создание необходимой конкурентной среды (антимонопольное законодательство);
¨ борьбу с преступностью, рэкетом, "теневой экономикой", запрещенными видами бизнеса;
¨ уклонением от уплаты налогов и другими проявлениями незаконной деятельности.
Особого внимания государственных органов требуют сферы деятельности, связанные с обеспечением экономической безопасности страны (военно-промышленный комплекс, энергетика, транспорт и связь, продовольственный комплекс), а также социальная сфера, обеспечение нормальных условий жизнедеятельности населения, решение экологических проблем.
Следует отметить существенную особенность в отношении управления предприятиями и организациями государственной собственности — оно осуществляется разными методами в зави-симости от организационно–правовых форм.
С этой точки зрения субъекты государственной собственности можно разделить на две группы: бюджетные (финансируются полностью за счет бюджета) и коммерческие (работают на самофинансировании, покрывая свои расходы собственными доходами от реализации продукции и услуг). Предприятия и организации коммерческой сферы функционируют на общих принципах рыночного хозяйства, но в ряде случаев им оказывается государственная поддержка (госзаказ на оборонную продукцию, участие государства в инвестиционных программах и др.)
|
|
В отношении предприятий и организаций частного сектора функции государства, как уже говорилось, ограничиваются контролем за соблюдением правовых норм, уплатой налогов, финансово-кредитной политикой. Однако государственные органы не могут уйти от ответственности за трудоустройство и жизнеобеспечение населения, обеспечение экологической безопасности, эффективную работу инфраструктур отраслей. Особенно велика в этом роль местных органов государственной власти и самоуправления.
В-третьих, регулирование предпринимательской деятельности осуществляется органами государственной власти и местного самоуправления в зависимости от значимости и территориального размещения фирм. Это иллюстрируется следующей схемой.
Виды объектов (по их значимости) | Субъекты управления |
1. Объекты федерального значения | Федеральные органы исполнительной власти (или федеральные органы по согласованию с субъектом Российской Федерации) |
2. Объекты регионального значения | Органы власти субъектов Российской Федерации (или органы власти субъектов РФ с участием местных органов власти) |
3. Объекты местного значения | Местные органы государственной власти и местного самоуправления |
Все объекты, расположенные на определенной территории, согласовывают свои действия (в части природных факторов, занятости населения, социальной сферы) с соответствующими местными властями.