Право государственной собственности. 1. Субъекты и объекты права государственной собственности

1. Субъекты и объекты права государственной собственности. Порядок их разграничения. Субъектами права государственной соб­ственности являются Российская Федерация в целом (федеральная государственная собственность) либо субъект Российской Федера­ции — республика в составе Российской Федерации, край, область, автономная область, автономный округ, города Москва и Санкт-Петербург (государственная собственность субъекта Российской Федерации).

Круг объектов федеральной собственности неограничен. В ней может находиться любое имущество. Круг объектов собственности субъектов Российской Федерации несколько уже. В ее состав не могут входить объекты исключительной федеральной собствен­ности.

Порядок разграничения объектов федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации устанавливает­ся специальным законом. Впредь до его принятия на территории Российской Федерации действует порядок, установленный постановлением Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 и распоряжением Президента Российской Федерации от 18 марта 1992 г. № 114-рп "Об утверждении Положения об опре­делении пообъектногб состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собст­венности"1. В частности, в приложениях № 1 и № 2 к постанов­лению Верховного Совета закреплены перечень объектов исклю­чительной федеральной собственности и перечень объектов, которые могут передаваться в государственную собственность субъектов Российской Федерации.

Названные нормативные акты предусматривают также ведение Реестра федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности.

Как отмечалось, земля и другие природные ресурсы, в отно­шении которых отсутствуют какие-либо доказательства принад­лежности их к собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, предполагаются объектами государ­ственной собственности.

Содержание права государственной собственности не отлича­ется от содержания права собственности вообще. Вместе с тем ему присущи и особенности (см. ст. 212 ГК). Специфика этого права заключается и в том, что Российская Федерация и нередко субъект Российской Федерации в законодательном порядке сами устанав­ливают для себя правила поведения как собственника. Часто орган государственной власти (ст. 125 ГК) одновременно является субъ­ектом законодательства и представителем собственника иму­щества.

2. Имущество государства. Ответственность государства по дол­гам своим имуществом. Все государственное имущество, независи­мо от того, принадлежит оно Российской Федерации в целом или ее субъекту, подразделяется на две основные группы: а) имущество, закрепленное за государственными предприятиями и учреждения­ми (гл. 19 ГК); б) средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляющие государственную казну Российской Федерации или государственную казну субъекта Российской Федерации.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 8 де­кабря 1992 г. № 1556 "О федеральном казначействе"1 и постанов­лению Совета Министров — Правительства Российской Федера­ции от 27 августа 1993 г. № 864 "О федеральном казначействе Российской Федерации"2, в России создана единая централизо­ванная система органов федерального казначейства Минфина Рос­сии и подчиненных ему территориальных органов федерального казначейства в субъектах Российской Федерации. Органы феде­рального казначейства являются юридическими лицами. Их основ­ные задачи — организация, исполнение республиканского бюджета Российской Федерации и контроль за ним; регулирование финан­совых отношений между федеральным бюджетом и внебюджетны­ми фондами и др. Органы казначейства несут установленную законодательством ответственность за невыполнение и ненадле­жащее выполнение возложенных на них задач.

Отсюда, однако, не следует, что именно федеральное казна­чейство или его территориальные органы должны отвечать по обязательствам Российской Федерации как субъекта гражданского права. Не вытекает это и из актов, регламентирующих правовое положение Госкомимущества и его территориальных органов. Между тем именно имуществом государственной казны должна отвечать Российская Федерация, согласно п. 1 ст. 126 ГК, по своим обязательствам. Поскольку ГК предусматривает большое количе­ство случаев, когда государство непосредственно несет ответствен­ность за причиненные им


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: