1. Субъекты и объекты права государственной собственности. Порядок их разграничения. Субъектами права государственной собственности являются Российская Федерация в целом (федеральная государственная собственность) либо субъект Российской Федерации — республика в составе Российской Федерации, край, область, автономная область, автономный округ, города Москва и Санкт-Петербург (государственная собственность субъекта Российской Федерации).
Круг объектов федеральной собственности неограничен. В ней может находиться любое имущество. Круг объектов собственности субъектов Российской Федерации несколько уже. В ее состав не могут входить объекты исключительной федеральной собственности.
Порядок разграничения объектов федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации устанавливается специальным законом. Впредь до его принятия на территории Российской Федерации действует порядок, установленный постановлением Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 и распоряжением Президента Российской Федерации от 18 марта 1992 г. № 114-рп "Об утверждении Положения об определении пообъектногб состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности"1. В частности, в приложениях № 1 и № 2 к постановлению Верховного Совета закреплены перечень объектов исключительной федеральной собственности и перечень объектов, которые могут передаваться в государственную собственность субъектов Российской Федерации.
Названные нормативные акты предусматривают также ведение Реестра федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности.
Как отмечалось, земля и другие природные ресурсы, в отношении которых отсутствуют какие-либо доказательства принадлежности их к собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, предполагаются объектами государственной собственности.
Содержание права государственной собственности не отличается от содержания права собственности вообще. Вместе с тем ему присущи и особенности (см. ст. 212 ГК). Специфика этого права заключается и в том, что Российская Федерация и нередко субъект Российской Федерации в законодательном порядке сами устанавливают для себя правила поведения как собственника. Часто орган государственной власти (ст. 125 ГК) одновременно является субъектом законодательства и представителем собственника имущества.
2. Имущество государства. Ответственность государства по долгам своим имуществом. Все государственное имущество, независимо от того, принадлежит оно Российской Федерации в целом или ее субъекту, подразделяется на две основные группы: а) имущество, закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями (гл. 19 ГК); б) средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляющие государственную казну Российской Федерации или государственную казну субъекта Российской Федерации.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 г. № 1556 "О федеральном казначействе"1 и постановлению Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 27 августа 1993 г. № 864 "О федеральном казначействе Российской Федерации"2, в России создана единая централизованная система органов федерального казначейства Минфина России и подчиненных ему территориальных органов федерального казначейства в субъектах Российской Федерации. Органы федерального казначейства являются юридическими лицами. Их основные задачи — организация, исполнение республиканского бюджета Российской Федерации и контроль за ним; регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и внебюджетными фондами и др. Органы казначейства несут установленную законодательством ответственность за невыполнение и ненадлежащее выполнение возложенных на них задач.
Отсюда, однако, не следует, что именно федеральное казначейство или его территориальные органы должны отвечать по обязательствам Российской Федерации как субъекта гражданского права. Не вытекает это и из актов, регламентирующих правовое положение Госкомимущества и его территориальных органов. Между тем именно имуществом государственной казны должна отвечать Российская Федерация, согласно п. 1 ст. 126 ГК, по своим обязательствам. Поскольку ГК предусматривает большое количество случаев, когда государство непосредственно несет ответственность за причиненные им