Русская школа рисунка и методы его прподавания

Тема 6. СТАНОВЛЕНИЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Задания для самостоятельной работы.

1.Прочитайте фрагменты «Трактата о живописи» Ченнино Ченнини и выделите рекомендации автора, актуальные для начинающего художника и сегодня.

2.Прочитайте фрагменты из «Трех книг о живописи» Леона Б. Альберти. Выделите из его советов те, которые свидетельствуют о научном подходе автора к обучению рисованию.

3.Какие из советов Леонардо да Винчи Вам кажутся наиболее актуальными? Проведите игру для рисовальщиков среди своих друзей.

4. Какие из рекомендаций Альбрехта Дюрера Вы могли бы применить в своей практике? Насколько они актуальны сегодня?

В ХVII в. происходит становление рисования в качестве учебного предмета в новой педагогической системе - академической. В это время на смену художественным мастерским (боттегам) ХVI в., где организационная и финансовая сторона дела зависела от частного лица, появляются академические школы подготовки художников, организованные на паритетных началах группой художников или при содействии общин и правительств. Наиболее удачной формой художественного образования являлась академия как специальное учебное заведение, ставившее своей целью серьезную подготовку в области изобразительного искусства.

Одной из самых прославленных была Болонская Академия художеств, основанная братьями Карраччи в конце ХVI века, где очень хорошо было поставлено художественное образование. Сами братья обладали универсальными знаниями и умениями. Так, инициатором создания Академии был Лодовико Карраччи (1555-1619) одаренный живописец, гравер, скульптор, прошедший хорошую школу рисунка и живописи у выдающихся итальянских художников (Тинторетто, Корреджо и др.), одержимый идеей приостановить упадок художеств в Италии.

Агостино Карраччи (1557-1602) - живописец и гравер, двоюродный брат Лодовико, разносторонне образованный человек, занимался математикой, философией, географией, историей, астрономией и поэзией. Написал для учеников превосходное руководство по пластической анатомии, в присутствии учеников препарировал трупы. Преподавал правила перспективы и читал историю искусства. Художественные установки и советы писал в виде сонетов.

Аннибале Каррачи ( 1560-1609) – тоже живописец и гравер, придавал большое значение теории. Прочитав “Трактат о живописи” Леонардо да Винчи, вскричал: «Как жаль, что я не знал его прежде. Он бы избавил меня от 20 лет опыта». Погребен, согласно его завещанию, в Пантеоне рядом с Рафаэлем.

Заслуга братьев Карраччи в том, что они тщательно разработали методику преподавания рисунка, живописи, композиции, изготовили необходимые учебные и методические пособия. Система обучения рисунку была следующая: вначале знакомились с элементарными приемами рисования, затем рисовали с «образцов», потом с гипсов, и, наконец, - с живой натуры, причем с доскональным изучением анатомии человека.

Рисование человека начинали с копирования изображений лица, деталей фигуры. После знакомства с черепом рисовали голову человека и фигуру. Дальше следовали рисунки животных и перспектива улиц. Копирование не было механическим, уже на этом этапе Карраччи старались раскрыть закономерности строения формы. В пособии были заложены принципы контурного рисования с последующей тушевкой, с последующим усложнением учебных заданий, которые получили свое развитие в академической системе XVIII века.

Академическая система братьев Карраччи давала хорошие результаты, благодаря стройной системе обучения. Каждый выпускник этой школы прекрасно владел любым рисовальным материалом, понимал значение тона, знал законы перспективы и анатомию. Ученики Карраччи Гвидо Рени, Франческо Альбани, Доменикино, Гверчино и др. доказали это своими работами. Следует отметить, что Карраччи впервые в истории учебного рисунка ввели в своей академии награды, за лучшее исполнение работы.

Академия братьев Каррачи как специальное учебное заведение предложила настолько стройную систему воспитания и обучения молодых художников, что была принята как образцовая при создании государственных Академий художеств, которые последовательно открываются затем в Париже (1648), Риме (1660), Вене (1662), Берлине (1696), Москве (1757), Мадриде (1758), Лондоне (1768).

Открытие Академий помогло создать огромные кадры художников, развить дальше классическое направление в искусстве и в методах преподавания рисунка.

Вопросы для закрепления:

1. Дайте характеристику академической системы обучения рисованию.

  1. Назовите особенности организации академических школ подготовки художников XVII века.

Тема 7. МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ РИСОВАНИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В XVIII И ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВВ.

Начиная с XVIII и до второй половины ХIХ века, художественные Академии Франции, Англии, России, Германии переживают свой «золотой век». Здесь была четкая и строгая система обучения, отработанная методика преподавания, стремление совместить чувство художника и научную логику.

ХVIII век выдвинул новые революционные идеи свободы, равенства и братства. Эти идеи были подхвачены прогрессивными художниками. Возникает борьба против догматизма и условности в искусстве, против канонизированных форм за правдивое воспроизведение жизни, вместе с тем, педагоги-академики прекрасно понимали, что, меняя направление, принципы и эстетические установки в искусстве, школу как таковую уничтожить нельзя.

Особенно большой вклад в развитие принципов академической школы сделал английский художник, президент лондонской Академии художеств Джошуа Рейндольс (1723-1792). Академическое обучение он рассматривал как серьезный научный метод обучения искусствам, основой которого является изучение натуры, серьезное внимание уделял вопросам методики. Очень большое значение при изучении академического рисунка Рейндольс придавал рисунку по памяти для закрепления основных знаний и развития способностей ученика.

С конца XVIII в. академическая система художественного образования начинает меняться, По-новому деятели искусства стали смотреть на искусство, его цели и задачи после Великой буржуазной революции. Уделяется большое внимание методике. Издается громадное количество различных методических пособий по рисунку - руководств, учебников, самоучителей. В них много оригинальных методических находок, продуманных приемов обучения академическому рисунку. Причем, многие методические рисунки играют и образовательную, и воспитательную роль, настолько высококачественно они выполнены.

Исследуя историю методов преподавания рисунка, нельзя не сказать о методе братьев Дюпюи, который получил самое широкое распространение среди художников-педагогов почти всего мира. В 1836 г. в Париже Александр и Фердинанд Дюпюи основали бесплатную школу рисования для учеников и ремесленников, разработав свою методику обучения рисованию по специальным моделям. Фердинанд Дюпюи был занят методикой начального обучения, Александр - рисованием головы и фигуры человека.

Александр Дюпюи в основу своей методики положил правило: начинать изображение с большой формы, с общего. У него тоже были сделаны специальные методические модели головы, частей человеческого тела и фигуры, в каждой из которых отражалась определенная последо­вательность изображения.

Необычна была у Дюпюи методическая последовательность усложнения учебных задач: только после изучения человеческой фигуры разрешалось переходить к рисованию орнамента. Считалось, что форма орнамента заключает в себе всё многообразие и сложность форм природы.

Метод обучения братьев Дюпюи имел ещё одну особенность - вначале ученики рисовали на чёрных досках мелом, а когда приобретали некоторый навык в рисовании – переходили к рисованию на бумаге. Для большого развития чувства формы, а также выполнения основной цели своей школы (подготовка художников-ремесленников) Дюпюи наряду с рисованием занимались лепкой из глины. Они считали, что для ремесленного производства рисунок не должен быть простою художественной забавой, он должен служить лишь первым выражением мысли, которая рано или поздно воплотиться в металле, дереве или камне. Метод обучения Дюпюи не потерял своего значения и в настоящее время.

Вопросы для закрепления:

1.За что критиковал академическую систему обучения французский энциклопедист Дени Дидро в XVIII веке?

2.Приведите примеры защиты академической системы обучения у Иоганна Гете.

3.В чем сущность метода обучения рисованию Александра и Фердинанда Дюпюи?

4.Приведите примеры использования методов братьев Дюпюи в современном обучении рисованию.

Тема 8. МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ РИСОВАНИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВЕКА

Во второй половине XIX века начинается отход от академических традиций учебного рисунка и методов его преподавания под влиянием импрессионизма и его мировоззрения. С одной стороны нарушается четкая система обучения и конкретность задач, четкие дидактические принципы исчезают. С другой стороны - педагоги, боясь «засушить» ученика, вообще переставали его обучать, предоставляя ему полную свободу действий.

Поиски новых форм и методов преподавания изобразитель­ного искусства приводят к тому, что вместо серьезной школы рисунка начинают развиваться многочисленные частные студии под разными вы­весками: «академия», «ателье», «ателье-студия» и т.д.

Среди многочисленных ателье и студий были и такие, где непло­хо было поставлено дело преподавания рисунка. Особого внимания заслу­живают школа венгерского живописца Шимона Холлоши(1857-1918) и югославского худож­ника-педагога Антона Ашбе (1862-1905) в Мюнхене.

Открытая в 1886 г. частная школа Холлоши привлекала представителей Венгрии, Польши, России, Швейцарии, Германии, Америки. В его мастерской ученики занимались рисун­ком и живописью. Это был талантливый педагог, к которому тянулись молодые русские художники. В их числе, например, были графики В.А. Фаворский и А. Кравченко, искусствовед Б. Терновец, живописец К. Истомин. Холлоши считал, что первые годы обучения нужно посвящать рисунку. Лишь научившись строить и лепить графическими средствами форму, можно переходить к живописи. Поэтому он уделял серьезнейшее внимание построению предметов в пространстве с учетом перспективы.

Цвет Холлоши понимал как средство конструктивного построения форм предмета. Живопись, по его суждению, не может существовать без конструктивной логики рисунка, понимания устройства формы. Вообще цели, которые ставили оба педагога, были в значительной мере идентичны: изображение должно быть конструктивным, а все произведение искусства композиционно целостным.

Ашбе преподавал только рисунок. Его школа тоже носила между­народный характер. Из русских здесь учились И.Грабарь, И.Билибин, В.Кан­динский и многие другие. Школа Ашбе нравилась молодым художникам прежде всего своей методикой преподавания рисования, благодаря которой ученики быстро овла­девали рисунком.

Начало работы с учеником у Антона Ашбе заключалась в знакомстве со способностями молодого художника, его профессиональными навыками до поступления в школу. В первый день он вообще не подходил к новичку, давая ему возможность полнее проявить себя. Затем происходило «сбивание спеси», что Ашбе считал необходи­мым сделать почти с каждым учеником, необычно важным для успеха обучения. Происходило это в процессе объяснения принципа шара, который заключался в тональном разложении формы на основные «элементы» объема. Затем выдвигался принцип большой формы, устанавливались пропор­ции головы, ее основные крупные формы с переходом от них к определе­нию более частных деталей.

Специально не преподавая анатомию, Ашбе неизменно требо­вал в рисунке знания анатомического строения головы. В отноше­нии лица самым важным для художника он считал знание черепа и основных мускулов.

Однако известная искусственность, схематизм построения модели надолго отвлекали ученика от живой реальной формы человека. Таким образом, в западноевропейской художественной педагогике рубежа Х1Х-ХХ веков вырабатывался научно обоснованный метод изо­бражения предметов, сознательный подход ученика к процессу изобра­жения с использованием достижений современного искусства. Методические принципы обеих школ, основанные на объективных закономерностях восприятия художником натуры, являются и сегодня ценнейшим вкладом в историю методов художественного образования.

Вопросы для закрепления:

1.Почему русские художники в конце XIX века стремились учиться за границей?

2.Какие возможности для обучения там были?

3.Дайте характеристику методов преподавания в студиях Ш. Холлоши и А. Ашбе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: