Вопросы для закрепления.
1.Назовите основные периоды развития методов обучения рисованию после античности.
2.Какие положительные и отрицательные стороны характерны для этих периодов?
3. Выполните наброски фигуры человека с натуры сангиной.
Эпоха Возрождения открывает новую эру в истории развития изобразительного искусства и в области методов обучения рисованию. В эту эпоху учебный рисунок получает новое развитие. Над его проблемами начинают работать лучшие мастера изобразительного искусства: Альберти, Леонардо да Винчи и многие другие. Все художники Возрождения рассматривали рисунок как серьезную научную дисциплину, где на практике надо было усвоить законы перспективы, оптики и сведения об анатомии человека. В связи с этим особое значение придается обучению изобразительным искусствам.
Художественные мастерские эпохи Возрождения - боттеги – были своего рода научными лабораториями, где ученики изучали ювелирное дело, литературу, математику, скульптуру, живопись и архитектуру. Обучение шло по строгой системе. Обучение рисованию было тесно связано с композицией, рисунок не являлся самоцелью, как самостоятельный учебный предмет, а носил прикладной характер, был основой живописи, скульптуры, ювелирного дела.
|
|
Упорядочивая систему обучения изобразительному искусству, художники эпохи Возрождения стремились теоретически обосновать наиболее важные положения рисунка, живописи, композиции.
Здесь прежде всего необходимо отметить "Трактат о живописи" Ченнино Ченнини (1372-1440), являющийся своеобразным справочником для художников, своего рода историческим документом переходного периода от Средневековья к Возрождению.
Трактат «Три книги о живописи», написанный Л.-Б. Альберти, флорентийским зодчим, артистом, писателем и ученым (1407-1477) - самый замечательный труд из всего, что было написано по теории рисования в эпоху Возрождения. Основные положения и выводы, которые делает Леон-Баттиста Альберти о рисунке и основных правилах построения изображения на плоскости, принципиально не расходятся с современными взглядами и установками на академический рисунок.
Леонардо да Винчи(1452-1519) был не только великим художником, но и великим ученым, инженером. Как известно, "Трактат о живописи" составлен по запискам и заметкам Леонардо да Винчи учеником великого мастера Франческо Мельци, которому незадолго до смерти Леонардо завещал все свои труды. В этой книге собраны самые разнообразные сведения о строении вселенной, о возникновении и свойстве облаков, о скульптуре, о поэзии, о воздушной и линейной перспективе.
|
|
Среди художников эпохи Возрождения, занимавшихся проблемами обучения, видное место принадлежит Альбрехту Дюреру (1470-1518). Теоретические труды Дюрера во многом способствовали дальнейшему развитию методики преподавания рисования, т.к. он считал, что в искусстве в основном необходимо опираться на точные научные знания.
Дюрер много времени потратил на изучение перспективы. Результатом этих занятий явилась книга «Наставления в измерении циркулем и линейкой». Второй труд Дюрера – «Трактат о пропорциях человека». Используя все доступные источники, Дюрер пытался найти правила построения человеческой фигуры через геометрическое доказательство и математические расчеты.
Значение теоретических трудов художников эпохи Возрождения в том, что они сумели ответить на самые высокие запросы художников, теоретически обосновать наиболее актуальные проблемы искусства и практически выразить их в своих произведениях. Большой вклад внесли они в методику преподавания рисования, направив последующие поколения художников-педагогов на правильный путь развития методики, способствуя становлению рисования как учебного предмета.