План не должен состоять из заданий, которые необходимо формулировать предельно, конкретно и ясно. Они не должны требовать дополнительных разъяснений и уточнений

2. Принцип организационной значительности.

План должен соответствовать существующей организации деятельности исследовательских групп или вносить заранее разработанные новые организационные формы, необходимые для успешного выполнения.

  Принцип реальности  
Принцип конкретности и адресности заданий   Принцип трудоемкости, ресурсосбережения
  Принцип интеграции деятельности
Принцип контролируемости     Принцип ответственности
  Принцип организационной значимости  
         
    Принцип временной определенности    

Схема. Основные принципы планирования исследования

3. Принцип трудоемкости, ресурсосбережения.

Каждая работа по исследованию должна иметь определенную трудоемкость ее выполнения и необходимые ресурсы.

4. Принцип контролируемости.

Все задания и показатели плана должны обязательно контролироваться. Поэтому система контроля должна быть заложена в план. Не следует включать в план положения, которые трудно контролировать.

5. Принцип ответственности.

По каждому положению или заданию плана должны быть намечены ответственные лица или подразделения за их выполнение.

6. Принцип реальности.

План не может содержать заданий желательных, но маловероятных для выполнения. Реальность заданий плана должна оцениваться наличием ресурсов, расчетами времени, квалификацией исследователей, использованием опыта аналогичных работ, возможностями организации деятельности, наличием соответствующей техники и пр.

7. Принцип интеграции деятельности.

План должен учитывать необходимость взаимодействия различных исполнителей и подразделений, а также принципов планирования между собой. Этот принцип является объединяющим. Он, по возможности, должен исключать дублирование и конфликтные ситуации.

Разработка плана исследования является важным фактором успеха организации.

Организация и технология исследования систем управления.

Организация исследования - это система регламентов, нормативов, инструкций, определяющих порядок его проведения, т.е. распределения функций, обязанностей, ответственности и полномочий на выполнение исследовательских работ.

Выбор формы организации исследования определяется целью, масштабами, выделяемыми ресурсами, продолжительностью, квалификацией исследователей и пр.

Формы организации исследований:

1. Форма дополнительных обязанностей.

Эта форма применяется в том случае, если у персонала управления есть резервы времени для выполнения исследовательских работ и его исследовательский потенциал достаточно высок.

Форма дополнительных обязанностей может быть добровольной или обязательной. Можно организовать конкурс проектов и дополнительную оплату труда.

2. Форма комплексной организации.

Создание специализированных групп из наиболее творческой и активной части персонала с освобождением участников этих групп на определенное время от основной работы.

3. Форма внешнего консультирования.

Приглашение консалтинговых фирм на договорной основе и представление их организационных и информационных возможностей для проведения исследования и разработки соответствующих рекомендаций.

4. Форма внутреннего консультирования.

Создание собственных консультационных или образовательно-исследовательских структур в системе управления, позволяющих совместить повышение профессионализма персонала с развитием исследований и обеспечением их необходимого качества.

5. Комбинация различных форм.

Эта форма оказывается во многих случаях весьма полезной и эффективной.

В организации могут быть созданы творческие коллективы, состоящие как из собственных работников, так и из приглашенных специалистов консультационных фирм.

Любое исследование является организационным процессом. В основе его организации лежит определенная технологическая схема, которая отражает последовательность и комбинацию использования методов исследования.

Технология – это вариант рационального построения процесса исследования, рационального выполнения работ.

В зависимости от характера проблемы, а также конкретных условий, таких как время, ресурсы, квалификация, острота проблемы и пр., технологические схемы могут быть различными.

ВИДЫ ТЕХНОЛОГИЙ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1.Линейная технология исследования - последовательное проведение исследований по этапам подстановки проблемы, формулировке задач ее решения, выборе метода исследования, проведение анализа и пр.

Такая технология может быть весьма эффективна в случае решения сравнительно простых технологических проблем.

Этап 1 Этап 2   Этап 3 Этап 4   Этап 5

2.Циклическая технология исследования – характеризуется возвратами к пройденным этапам, повторению пройденного для обеспечения надежного результата.

        Этап 2а       Этап 4а
             
Этап 1 Этап 2   Этап 3 Этап 4   Этап 5
                 
    Этап 1а       Этап 3а    

На каждом из этапов могут возникнуть новые проблемы, которые заставят вернуться к предыдущему этапу и скорректировать его. Причинами этого могут быть следующие: проблема определена недостаточно глубоко, возникла необходимость использования новых ресурсов и др.

3. Технология параллельных исследований – по сложным, комплексным проблемам можно выполнять отдельные исследовательские работы параллельно. Это экономит время, позволяет более эффективно использовать персонал, повышает компетентность и производительность деятельности.

Этап 1   Этап 2   Этап 3   Этап 4    
                 
Этап 1а   Этап 2а   Этап 3а       Этап 5

4. Технология рационального разветвления исследования – разветвление проблемы по отдельным аспектам проблемы или функции ее решения. По некоторым видам проблемы могут быть проведены непараллельные исследования. Такая технология применима при сложных проблемах.

  Этап 2   Этап 3    
             
Этап 1       Этап 3а   Этап 4
           
  Этап 2а   Этап 3б    

5. Технология исследований адаптивного типа – исследование, решение которого трудно представить заранее в определенной технологической схеме.

Суть технологии адаптивного типа состоит в том, что технологическая схема последовательно корректируется по мере проведения каждого из этапов исследования. Каждый этап оценивать по его результатам и эта оценка необходима для поредения нового этапа.

           
     


Этап 1   Этап 2   Этап 3   Этап 4

       
 
   


6. Технология последовательного продвижения исследования (технология последовательных изменений качества деятельности).

Этап 1   Оценка   Этап 2   Оценка   Этап 3

Эта технология построена на оценке существующего качества управленческой деятельности и поиске непринципиальных, незначительных, но реальных изменений качества. Такая технология позволяет проводить исследования при незначительных ресурсах, избегать рисков инноваций, повысить надежность преобразований.

7. Технология случайного поиска – на первом этапе такой технологии н предполагается много внимания уделять постановке проблемы, ее выбору, обоснованию. Берется любая проблема и на ее основе проводится исследование по смежным проблемам, устанавливаются связи, строится «поле проблем». Определяется таким образом траектория развития. Она и показывает главную проблемы, на которой надо сосредоточить внимание. Часто используется метод мозговой атаки.

  Этап 2        
             
Этап 1       Этап 3   Этап 4
           
    Этап 3а        

8. Технология критериальной корректировки исследования (алгоритмическая) - при подготовке исследования разрабатывается не сама технологическая схема, а комплекс критериев ее возможной корректировки при проведении исследования.

Исследование начинается с выбора критерия. После проведения первого этапа исследования выбирается критерий корректировки и снова возвращаемся к первому этапу. Потом идет второй этап и снова выбирается критерий корректировки второго этапа и т.д.

 
 


Критерий   Этап 1   Критерий корректировки   Этап 4
           
  Этап скорректированный      

Эта технологическая схема часто называется алгоритмом исследования. Она широко используется в автоматизации некоторых расчетных и аналитических работ.

Выбор технологических схем проведения исследования способствует повышению его эффективности. Технология исследования в значительной мере отражает искусство исследователя. Исследователь должен знать, какие схемы существует и какие из них наиболее приемлемы в тех или иных условиях. Но оценка условий, характера проблемы, возможностей использования ресурсов зависит от исследователя, его знаний, опыта и способностей к исследовательской деятельности.

Эффективность исследования систем управления.

Эффективность исследования – это нахождение такого варианта провдения исследования, который кратчайшим путем ведет к успеху.

Эффективность исследования показывает как соотносятся затраты усилий (или ресурсов) на его проведение и результат (или степень достижения цели).

На исследовательский потенциал управления влияют 3 группы факторов:

1. Факторы методической готовности;

2. Факторы наличия и структуры ресурсов;

3. Факторы организационных возможностей.

1.Факторы методической готовности. К ним относятся: миссия и цели, концепция развития фирмы (которая разработана по миссии целям), методы и модели исследования, который экономит время и оберегает от ошибок.

2.Факторы наличия и структуры ресурсов. Любое предприятие нуждается в ресурсах: трудовых, экономических, материально-технических, информационных, фактологических, ресурсах времени.

Факт (сделанное, совершившееся, существующее) – это событие или явление действительное, реально существующее, все то, что произошло на самом деле и имеет тому убедительное подтверждение, это реальность, которая является очевидной и которую невозможно отрицать.

В исследовании необходимы различные ресурсы и в определенном соотношении. Ресурсы могут и должны быть взаимозаменяемыми, но до определенных пределов.

3. Факторы организационных возможностей. Они проявляются в наличии необходимой организационной культуры и типа организации, а также организационных возможностей проведения исследования.

Важное в исследованиях имеет интеллектуальный потенциал менеджера или исследователя. Его можно отнести и к ресурсам и к методологической готовности, но он также играет важную роль в реализации организационных возможностей.

Принципы обеспечения эффективности исследования изображены на схеме:

  Принцип потребности и целеустремленности    
         
Принцип системности   Принцип объективности   Принцип последовательности
         
Принцип управления мышления   Принцип исследовательского сомнения   Принцип свободы мышления
         
Принцип качественной и количественной определенности   Принцип фактологического обеспечения   Принцип реализации креативного потенциала
         
  Принцип трудоемкости    

Схема. Принципы обеспечения эффективного исследования.

1. Принцип потребности и целеустремленности – любое исследование должно иметь вполне определенную цель, которая определяет выбор решений и последовательности их разработки;

2. Принцип системности - исследование должно носить системный характер, учитывать влияние внутренней и внешней среды;

3. Принцип объективности – любое исследование должно искать объективные факторы, связи, зависимости. Но это не значит, что надо исключить все субъективное. Многое в исследовании определяется интуицией;

4. Принцип последовательности – проведение исследования по определенной, заранее разработанной технологии;

5. Принцип управления мышлением - как и всякий процесс, мышление должно быть не спорадическим (от случая к случаю), стихийным, а управляемым процессом. Это может быть управление процессом индивидуальной или процессом групповой мыслительной деятельности.

Конечно, исследовательская деятельность – это творчество, проявление которого зависит не только от хорошо организованной работы, но и от вдохновения, которым, казалось бы, невозможно управлять. Но ведь нельзя исключить мотивирование вдохновения, обеспечение его направленности, создание благоприятной обстановки для его проявления. А это уже и есть управление;

6. Принцип исследовательского сомнения – в исследованиях иногда бывает полезным усомниться в известном, проверить его новыми способами. Это может быть импульсом для возникновения новых подходов. Все зависит от характера проблем. Сомнения должны сочетаться с движением мысли вперед;

7. Принцип свободы мышления – снятие ограничений в полете мысли, фантазии, воображения, идеи;

8. Принцип качественной и количественной определенности – по возможности, исследования надо проводить, опираясь на количественные измерители параметров, показателей, но при этом не упускать из вида качество изучаемых явлений;

9. Принцип фактологического обеспечения – исследование необходимо строить на фактах, что является основой объективности исследования, его успешности, а в конечном итоге и эффективности;

10. Принцип трудоемкости – каждое исследование должно быть рассчитано по трудоемкости его проведения. От этого зависит и его организация, и рациональное использование всех ресурсов, а следовательно, и эффективность;

11. Принцип реализации креативного потенциала менеджера, которое формируется в образовательных процессах, закрепляется и проявляется в практической деятельности и развивается в процессах исследования.

Понятие «креативная деятельность», «креативные способности», «креативное образование» сегодня широко используются как в западной, так и в российской научной мысли и имеют вполне конкретное и весьма значительное практическое содержание. Во многих странах, в частности в Великобритании, в некоторых школах бизнеса ведется специальная подготовка менеджеров по программе креативного менеджмента.

Центральное место среди различных видов образования (непрерывное, фундаментально-практическое, ориентированное на качество деятельности и др.) занимает креативное образование.

Креативное образование – образование, ориентированное на развитие творческих способностей человека, на закрепление в его профессиональном сознании установки на инновации, включающие анализ проблем и вариантов деятельности.

Креативное образование ориентировано на утверждение и развитие искусства управления. Оно расширяет диапазон видения проблем развития и проектирования вариантов их решения.

Креативное образование должно быть главным в деятельности современного менеджера и обеспечивать ему успех в конкурентной борьбе, при неожиданных изменениях экономической конъюнктуры в процессах ускорения технологического процесса и уплотнения времени.

___________________

1) Принцип – это правило, которому следуют при осуществлении той или иной деятельности.

Современный менеджер все в большей и большей степени должен становиться творцом, исследователем, инициатором, вдохновителем. В Японии, например, менеджер считается не начальником, а учителем, а люди, которыми он управляет, рассматриваются им в качестве не подчиненных, а последователей. Только творец может вести за собой. Но таким творцом менеджер должен стать в процессе образования.

Креативный менеджмент начинается с креативного образования, где бы оно ни осуществлялось – в университетах или школе бизнеса, в процессе самообразования или в практической деятельности.

ТЕСТЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Тождественны ли понятия программа и план исследования (1 тип, П)

а) да;

б) нет.

(ответ: б)

2. Программа исследования – это (1 тип, ПС)

а) задание на проведение исследования;

б) порядок проведения исследования;

в) документ, отражающий цели, задачи, порядок и результаты проведения исследования;

г) форма конкретизации цели исследования.

(ответ: в)

3. План исследования – это (1 тип, ПС)

а) комплекс показателей, направленных на реализацию программы исследования;

б) набор мероприятий, ведущих к разрешению проблемы;

в) последовательность реализации проблемы;

г) организация проведения исследования.

(ответ: а+б)

4. Фактология исследования – это (1 тип, ПС)

а) методы обработки информации;

б) объяснение фактов;

в) использование фактического материала в процессе исследования;

г) проверка информации.

(ответ: в)

5. Имеется ли связь между планированием и организацией исследования системы управления (1тип, П)

а) да;

б) нет

(ответ: а)

6. Разнесите указанные характеристики по принадлежности по видам технологий исследования (2 тип, С)

1) Линейная технология исследования;

2) Технология последовательного продвижения исследования;

3) Алгоритмическая технология исследования;

4) Адаптивная технология исследования.

а) последовательная корректировка каждого из этапов исследования;

б) оценка качества управления после проведения каждого этапа исследования;

в) последовательное проведение исследований по этапам постановки проблемы;

г) использование комплекса критериев для корректировки каждого этапа исследования.

(ответ: 1.-в; 2.-б; 3.-г; 4.- а)

ТЕСТЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ

1. Алгоритм исследования – это (1 тип, С)

а) методы решения проблемы;

б) технология решения проблемы;

в) внесение корректировок в процесс исследования;

г) гибкий план исследований.

(ответ: б)

2. Организация исследования – это

а) делегирование функций и обязанностей;

б) составление программы исследования;

в) система инструкций, регламентов, нормативов, определяющих порядок проведения исследования;

г) разработка алгоритма исследования.

3. Назовите принципы, не относящиеся к планированию исследований (1 тип, С)

а) директивность;

б) ответственность;

в) реальность;

г) незначительность;

д) контролируемость.

(ответ: а+г)

4. Выбор технологических схем проведения исследования имеет своей целью (1 тип, ПС)

а) повышение эффективности исследования;

б) выявление уровня квалификации исследования;

в) оценка условий проведения исследования;

г) получению дополнительной информации для проведения исследования.

(ответ: а)

5. Эффективность исследования – это (1 тип, С)

а) тенденция развития системы управления;

б) соотношение используемых ресурсов на проведение исследования и получаемых результатов;

в) решение исследуемой проблемы;

г) совокупность эффективных подходов к исследованию.

(ответ: б)

6. Разнесите указанные параметры по принадлежности к факторам (2 тип, С)

1) Факторы методологической готовности.

2) Факторы наличия и структуры ресурсов.

3) Факторы организационных возможностей.

а) информация;

б) миссия организации;

в) модели исследования;

г) нормы времени;

д) организационная культура;

е) факты;

ж) материально-технические ресурсы;

з) опыт проведения исследования.

(ответ: 1.-б+в+з; 2.-а+г+е+ж; 3. -д)

7. Креативное образование – это образование, ориентированное на (1 тип, ПС)

а) развитие творческих способностей человека;

б) значительный опыт управленческой деятельности;

в) способность идти на риск при проведении исследований;

г) расширение диапазона видения проблем организации.

(ответ: а+г)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: