Характеристики Я

Постоянство Я — рассматривается в двух аспектах:

а) постоянство в данный момент - человек имеет о себе низкое мнение. Теория постоянства может предсказать, что если человек получит о себе положительную информацию, он откажется ей верить. Чтобы сохранить свое постоянство он будет искать негативной информации. Но в любом случае человек испытывает сильную пот-ть думать о себе хорошо и прибегает к различным стратегиям, чтобы получить позитивную информацию и старается достигнуть успокоенности, особенно после неудач и подтвердить свою ценность. Убежденность человека в своей низкой самооценке влияет на его поведение - вероятно, что он будет искать негативную информацию. Другое исследование показало, что субъект вряд ли будет отрицать неожиданный успех в области, не относящейся к его собственному Я.

б ) постоянство в различных ситуациях - наиболее популярна концепция, что Я постоянно в различных ситуациях. Если мы встречаем друга и он в плохом настроении - мы говорим, что он не в себе, что он совсем не такой; или человек, который ищет себя - считается, что этот процесс поиска значит обнаружение чего-то стабильного. Но многие исследователи не согласны - они считают, что Я - это набор отдельных Я, каждое из которых относится к группе, в которой мы находимся. И Я можно рассматривать как имидж, используемый для увеличения уровня одобрения, получаемого от других. Многие исследователи поддерживают это мнение. Я-имидж человека варьируется в зависимости от других людей, находящихся в ситуации, от требований ситуации, от индивидуальных мотивов. В связи с этим проводили эксперимент - оценивали самоуважение. Группа людей описывала себя. Через месяц эта же группа была собрана вновь и разделена на две группы - первая - описывала себя другим людям, которые были представлены (и вели себя) как хвастуны и эгоисты; вторая - скромным и застенчивым. Представители первой группы имели завышенную самооценку, после беседы; второй - давали себе более негативную оценку. Предполагается, что приписывание высокого рейтинга себе в случае с первой группой - это стремление уменьшить разницу между собой и партнером; в случае со второй группой - люди чувствовали свободу допустить некоторые свои недостатки. Когда же людей спросили, когда они были честны - более 2/3 ответили, что они отвечали и оценивали себя честно и их мнение и в первом исследовании и во втором одна и та же. Это предполагает, что изменение уровня самоуважения - это неосознанное изменение, бессознательная реакция на партнера, и таким образом, мы имеем несколько Я и мы - это то, что требует ситуация.

Я как источник поведения — обычно мы сами принимаем решения и хотим чувствовать, что это наше собственное решение. Следуя теории «психологического реагирования» любое ограничение свободы действий неприятно. Людям не нравится, когда их заставляют что-либо делать и они реагируют таким образом, чтобы отстоять свою свободу. Например, вы всегда возвращаетесь домой на воскресный обед. Сегодня вы не собирались изменять традицию. Но ваша мать звонит и говорит, что вы должны обязательно прийти. И чем интенсивнее она настаивает, тем интенсивнее вы желаете провести воскресенье в другом месте. В этом случае нарушена ваша свобода выбора и разбужено ваше «психологическое реагирование». В этом случае, возможно предсказать три вероятных реакции: (1) снижение привлекательности «вынужденной» активности; (2) эмоциональная неудовлетворенность; (3) меньшая включенность и более "бедное" представление в вынужденной задаче.

Поведенческая свобода, в добавок к подавлению личности выбирать свою активность, делает ситуацию более предсказуемой для человека. Когда мы принимаем решение свободно, мы можем контролировать то, что делаем и можем знать, что ожидать. Эксперименты показали, что люди предпочитают знать о том, что случиться, даже, если это плохо, но если они не могут контролировать это - то не знать. Для определения того, чем обусловлены ваши решения есть тест (являетесь ли вы сами источником своих решений, ситуация или другие люди).

Я отдельное и уникальное - представьте, как вы будете чувствовать себя в компании, где все одеты точно также как вы, где люди являются точной вашей копией. Тревожно и незащищенно. Очевидно, что человек испытывает пот-ть в осознании своей уникальности. Чувство одинаковости, потеря уникальности - вызывает негативные переживания. Такие стремление к уникальности зависит от ситуации. Позже мы рассмотрим, что существует сильное давление на людей - быть похожими на других, такими как все. (сильное отличие в одежде, например, также вызывает дискомфорт). Иногда, если наше Я чрезмерно выделяется, мы можем почувствовать одиночество и отчужденность. Неиндивидуальность, слияние с толпой позволяет человеку чувствовать себя свободнее и делать все, что вздумается - будучи анонимным членом толпы легче демонстрировать антисоциальное поведение и наиболее агрессивные действия совершались лицами, которые чувствовали себя анонимно. Таким образом, мы сталкиваемся с парадоксом - иногда люди желают быть выдающимися и уникальными, а иногда они желают слиться с толпой. Это можно объяснить следующим образом - если мы совершаем действия, которые могут быть затруднительными для нас или вызвать негативную оценку - мы предпочитаем анонимность, а если есть возможность совершить что-то хорошее и приятное - мы проявляем себя как индивидуальность изо всех наших сил.

Самооценка - люди всегда имеют общее чувство о своей адекватности и компетенции. Если человек / чувствует себя ценным, считает, что может контролировать события, что его работа значима - то можно сказать, что он имеет высокий уровень самоуважения. Наоборот, если человек считает, что работает хуже других, прилагает много усилий, что у него ничего не получается - имеет низкий уровень самоуважения. Актуальное Я постоянно сравнивается с идеальным. Обычно люди, имеющие низкий уровень самоуважения чувствуют себя несчастными и неудовлетворенными собой, они имеют высокий уровень тревожности. Низкий уровень самоуважения высоко коррелирует с употреблением наркотиков и алкоголя. Кроме того, уровень самоуважения коррелирует со многими показателями, такими как адекватность целей, коммуникабельность, внушаемость, конформность, творчество.

Самоактуализация - многие исследователи Я, включая Роджерса и Маслоу, были уверены, что самореализация или актуализация является крайне важным мотивом в человеческом поведении. Процесс актуализации связан с развитием актуального Я, так чтобы оно приближалось к идеальному.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: