С кем мы себя сравниваем

Когда мы сравниваем себя

Теория социально сравнения Фестингера

Основная идея наш взгляд на самого себя отражает мнения других. Эта теория обеспечивает анализ способа, посредством которого оцениваются компоненты Я.

Почему мы сравниваем себя с другими? Фестингер считает, что главный мотив для сравнения -точность. Людям необходимо оценивать свои мнения и способности, и когда «объективное» знание недоступно, мы достигаем его путем сравнения своих мнений и способностей с мнениями и способностями других.

Но всегда ли, обсуждая с другими аспекты своего Я мы хотим точности, хотим ли мы, чтобы партнер был честен? И многие исследователи отвечают - не очень часто. Они подчеркивают ритуализацию социальных интеракций, что позволяет взаимно повысить публичный имидж, или «лицо» и избежать честного самораскрытия. Социальные интеракции управляются установленным набором правил, которые позволяют каждому сохранить свое лицо и поддерживать честные интеракции. Если же, однако, вы сильно запутались и испытываем пот-ть в самоопределении - мы можем хотеть точности или, наоборот, если вы боитесь, что можете открыть в себе нечто, что ваш уровень самоуважения еще больше понизится и вы не сможете стерпеть отрицательного мнения, вы можете избегать аутентичного обмена мнениями.

Очевидно, что пот-ть в благоприятной информации является сильным мотивом в интерперсональном сравнении Я; часто, чтобы получить информацию о себе, субъект должен «выставлять» себя перед группой. Но находясь с другими людьми вы можете раскрыть также и свои недостатки, а это может привести к негативной оценке. В некоторых случаях люди могут избегать других, так как они скорее боятся негативной оценки, чем пренебрегаю другими.

Фестингер признал существование оценочного стимула. Вопрос касается показателей, которые влияют на его интенсивность. Не давая животному еду, мы повышаем его чувство голода, и наоборот, давая еду - снижаем чувство голода. Можно ожидать, что депривация или предоставление информации дает сходный эффект в потребности людей в знании. Увеличение уровня неуверенности человека увеличит его желание социального сравнения, а снижения уровня неуверенности уменьшит его потребность знать реакции и мнения других. Степень неуверенности человека в своем мнении и позиции прямо пропорциональна интенсивности его желания социального сравнения.

Фестингер считает, что когда люди желают получить точную информацию о себе, они сравнивают себя с кем-то, кто подобен ему. Естественно, что в реальной жизни процессы социального сравнения происходят автоматически и неосознанно. Мы не обдумываем сознательно, кто является лучшей фигурой, чтобы сравнить себя с ней и осуществляем сравнение с минимальными усилиями. Экспериментальные исследования показывают, что выбор объекта для сравнения зависит (1) от мотивов, лежащих в основе социального сравнения (тренировка своего внимания, и вы можете выбрать того, кто сильно отличается от вас; самоулучшение - в важных для вас обстоятельствах вы можете выбрать того, кто обеспечит позитивный пример; (2) от информации, доступной субъекту (наличие некоторой информации о других позволит вам определить свою позицию в той или иной социальной структуре); (3) от определения «сходности» в каждом конкретном случае.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: