Типы природоохранных мероприятий по цели проведения

Природоохранную деятельность туристско-экскурсионных организаций иэкотуристов можно классифицировать по многим основаниям — в этом найдут свое отражение разнообразие ее задач, форм, методов, привлечение многих исполнителей ит. п..

Рассмотрим несколько оснований классификаций (по Зорину И.В., Штюрмеру Ю.А., 1986)

По цели проведения можно выделить три типа природоох-ранных мероприятий:

- учебно-воспитательные,

- конструктивные и

- организационные.

Цель учебно-воспитательных мероприятий состоит в массово-разъяснительной и пропагандистской работе, воспитании и обучении посредством туризма и экскурсий природоохранным знаниям, навыкам и умениям.

Среди учебно-воспитательных выделяются четыре подтипа мероприятий:

- информационные,

- учебные,

- воспитательные и

- пропагандистские.

Информационные мероприятия являются основой реальныхприродоохранных знаний. При этом важно соблюдать принципы педагогики — воспитывающий характер обучения, его научность, систематичность, доступность, сознательность и активность, прочность и индивидуализацию, чтобы информация, поступающая через каналы туризма и экскурсий, не противоречила, а способствовала эффективности всей системы экологического образования ивоспитания [23].

В комплексе информационных мероприятий следует различать

- симплексные, направленные на получение элементарнойинформации о природе края, пробуждающие к ней интерес;

- аналитические, дающие развернутое представление об отдельных компонентах природных комплексов и естественных механизмах, и комплексные, позволяющие уяснить целостный характер природных комплексов и зависимость человека от их состояния.

Здесь можно также выделять мероприятия

- семантического характера, раскрывающие содержание понятий и терминов охраны природы, используя при этом, в основном, научные факты и знания и воздействуя на разум человека, а также эстетического, раскрывающие те же проблемы, но с использованием механизмов эмоционального восприятия, привлекая для этих целей не только факт, но и образ.

Учебные мероприятия в процессе туристско-экскурсионной работы дают неограниченные возможности для углубления экологического образования и воспитания, существенно дополняя традиционные учебные занятия начальной, средней и высшей школы, системы Госпрофтехобра и повышения квалификации. Более того, экологическое образование и воспитание в последние годы немыслимо без

- проведения значительной экскурсионной работы и туристских походов, в которых туристы и экскурсанты не только получают визуальную информацию, но и непосредственно приобщаются к участию в охране природы.

Среди учебных различаются мероприятия по

- развитию навыков сбора информации и наблюдений за природой,

- углублению природоохранных знаний и

- приобретению природоохранных умений.

В числе воспитательных мероприятий можно отметить связанные с формированием коммунистического мировоззрения, направленные на нравственное, трудовое, правовое, физическое, эстетическое и атеистическое воспитание.

В зависимости от используемого метода среди воспитательных природоохранных мероприятий различают

- разъяснение и внушение,

- рассказ и беседу,

- убеждение примером,

- упражнение в деятельности,

- поручения,

- поощрения,

- самовоспитание.

По форме проведения они могут быть

- коллективные (массовые, групповые) и

- индивидуальные.

Среди пропагандистских природоохранных мероприятий, осуществляемых в туристско-экскурсионных учреждениях и на маршрутах, принято выделять формы:

- устные (лекционные) — лекции, беседы, доклады; художественные — вечера, устные журналы и пр.;

- наглядной агитации;

- радиопропаганду и

- комплексные (смешанные).

Большая по количеству конкретных видов деятельности группа конструктивных, мероприятий включает три подтипа: направленные на,

- собственно охрану природы,

- на восстановление природы и

- на развитие ресурсной базы.

Организационные природоохранные мероприятия классифицируются по содержанию на:

- планирование,

- управление,

- технология,

- контроль,

- подготовка кадров,

- формирование актива,

- методика,

- научно-исследовательская работа.

Кроме указанного деления видов и форм природоохранной деятельности в туризме, оно может быть также проведено

- по субъекту (конкретному исполнителю или учреждению организатору мероприятия),

- объекту (по видам природных ресурсов, - регионам, конкретным объектам природы),

- временным показателям,

- степени сложности,

- материально-техническому, методическому, кадровому обеспечению и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: