Лекция 13. Государственное регулирование природоохранной деятельностью

Вопрос

Вопрос

Вопрос

Вопрос

Регион — целостная территориальная часть хозяйства страны, что характеризующаяся комплексом присущих ей признаков: структурой производства, развитыми внутренними связями, концентрацией населения, определенной производственной и социальной инфраструктурой, местными органами территориального управления.

В состав Украины входит 24 области, два города общегосударственного подчинения Киев и Севастополь. Все эти территории имеют свои отличия и особенности относительно социально-экономического, исторического, языкового, культурного развития.

В каждом регионе (области) как экономической подсистеме заложена возможность ведения хозяйства на основе рыночных отношений. Исходя из государственных интересов и приоритетов, местная власть на уровне этой территории соединяет рыночные регуляторы с государственным влиянием на регионализацию экономики с доминированием последних.

Регион имеет также общую систему управления, финансирования и кредитования, систему удовлетворения социальных потребностей населения, охраны здоровья, отдыха.

Главная особенность региона заключается в его относительно самостоятельном воспроизводительном процессе, который охватывает производство, распределение, обмен и потребление.

Следовательно, государственная региональная политика — это совокупность мероприятий политического, социально-экономического характера, которые осуществляют органы государственной и региональной власти на отдельных территориях страны, направленных на реализацию общегосударственных и региональных целей и заданий, исходя из внутренних потребностей и имеющихся ресурсов.

Оптимальное сочетание этих двух аспектов обеспечивает рациональную региональную социально-экономическую политику государства.

Выделяют следующие стратегические цели региональной политики украинского государства:

- политические: сохранение унитарного (единственной) независимого государства, устранения условий для дезинтеграционных, сепаратистских процессов;

- экономические: обеспечение комплексного, сбалансированного развития регионов на основе реализации их потенциала, уменьшения социально-экономической дифференциации, ускорения рыночного реформирования;

- социальные: реализация конституционных прав граждан, обеспечения необходимых условий для жизни независимо от места проживания.

Названные цели реализуются через комплекс заданий государственной региональной политики:

1) укрепление основ украинской государственности;

2) поиск оптимальной модели государственного и территориального уклада;

3) обеспечение экономической самодостаточности областей через согласование общегосударственных, региональных и местных интересов и экономических приоритетов;

4) активное участие регионов и органов местного самоуправления в управлении государством и самостоятельное решение проблем в пределах своей компетенции;

5) повышение и выравнивание региональных жизненных условий население.

Стратегические задания формирования экономики Украины заключаются в том, чтобы:

— произвести социальную ориентацию экономики и развязать на этой основе комплекс социально-экономических заданий региона;

— повысить уровень внутренней сбалансированности экономики Украины за счет переориентации производства, средств производства на удовлетворение потребностей собственной межотраслевой кооперации;

— обеспечить научно-техническую перестройку производства во всех отраслях и на всех уровнях экономики, которая повысит конкурентоспособность собственного производства на мировом рынке, увеличит экспортный потенциал государства;

— осуществить переориентацию на развитие наукоемких и высокоэффективных производств и отраслей;

— экологизировать народнохозяйственный комплекс Украины, выделить в его составе природоохранные, заповедные и рекреационные зоны, районы для высокоинтенсивного развития промышленности и сельского хозяйства, а также наиболее загрязненные зоны, где необходимо осуществить комплекс природоохранных мероприятий.

Региональная политика государства охватывает экономический, социальный, демографический, экологический и научно-технический аспекты (проблемы).

В соответствии с Законом Украины "О государственном прогнозировании и разработке программ экономического и социального развития Украины", во всех административно-территориальных единицах разрабатываются прогнозы социально-экономического развития сроком на 5 лет и программы экономического и социального развития сроком на 1 год.

В прогнозе экономического и социального развития регионов отражаются:

1. Анализ и оценка социально-экономического развития региона за предыдущий период, определение тенденций и проблем развития экономики и социальной сферы.

2. Состояние использования экономического потенциала региона, экологическая ситуация.

3. Прогноз конъюнктуры на региональных рынках основных видов товаров и услуг.

4. Направления решения проблем социально-экономического развития региона.

5. Цели и приоритеты регионального развития, мероприятия по их достижению.

6. Основные показатели социально-экономического развития.

7. Выводы относительно тенденций развития экономики региона на среднесрочный период.

Базой прогнозирования социально-экономического развития региона является система достигнутых макроэкономических показателей, государственные социальные стандарты и нормативы обеспеченности населения, национально-этнические особенности региона, характеристика развития социальной инфраструктуры, возможности потенциальных инвесторов и инвестиционная привлекательность региона.

Основа микрорегиональной политики - институт местного самоуправления (хотя не исключается и создание местных государственных органов власти), который только еще находится в стадии формирования в нашей стране, но тем не менее уже играет значительную роль во всех сферах деятельности.

Местный бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления.

Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении:

1. формировании денежных доходов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;

2. распределении этих фондов между отраслями народного хозяйства на территории местного самоуправления:

3. контроле за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных местным органам власти.

План лекции: (1 час)

1. Характеристика природно-ресурсного потенциала Украины.

2. Механизмы регулирования природоохранной деятельностью

Литература:

1. Швайка Л.А. Державне регулювання економiки: навч.посiб. 2006р.

2.Гриньова В.М.,Новiкова М.М. Державне регулювання економiки:Пiдручник. 2007р.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: