Употребление однородных членов
- Нельзя в ряд однородных членов предложения включать видовые и родовые понятия: В комнате стояли столы стулья, книжный шкаф, современная мебель. (имеется в виду, что первые названные предметы не относились к современной мебели, но такое соединение неудачно).
- Не следует соединять в качестве однородных членов далекие по смыслу понятия: "изучать музыку и болезни".
- Однородные члены должны лексически сочетаться с тем словом в предложении, с которым они связаны по смыслу. Так, нельзя сказать: Много критических замечаний и ценных предложений было вынесено в ходе обсуждения вопроса (нельзя "внести замечания").
- Можно опускать одинаковые предлоги: Они вдвоем несли большой поднос с горшками молока, тарелками, ложками, сахаром, ягодами, хлебом.
Нельзя опускать разные предлоги: В дни фестиваля в Москве бесчисленное множество людей было на площадях, бульварах, улицах, переулках. (перед последним словом нужен уже другой предлог: в переулках).
|
|
- Однородные члены могут быть выражены морфологически неодинаковыми словами: Вошел юноша высокого роста, лет двадцати, в очках, с портфелем в руке.
Но не сочетаются как однородные члены имя существительное и неопределенная форма глагола. Так, нельзя сказать: "Я люблю футбол и плавать".
- При двойных (сопоставительных) союзах однородные члены располагаются так, что один из них ставится при первой части союза, а другой – при второй: Я читаю не только газеты, но и журналы нельзя сказать: "Я не только читаю газеты, но и журналы".
- Нельзя создавать неправильные пары сопоставительных союзов: "не только – а также" (вместо не только – но и),
"как – а также" (вместо как – так и) и т.п.
Например, неправильно построено предложение С успехом выступили как исполнители главных ролей, а также все остальные участники спектакля.
- Однородные члены должны быть согласованы в падеже с обобщающим словом.
- Не могут выступать в качестве однородных синтаксических элементов причастный или деепричастный оборот и придаточное предложение. Так, нельзя сказать: Портфель, лежащий на столе и который принадлежит преподавателю.
- Однородные члены с различным управлением не должны иметь при себе общее дополнение.
- Причастия на -ся следует, где это возможно, заменять страдательными формами: вместо сын, воспитывающийся отцом – нужно сын, воспитываемый отцом. Иногда такая замена необходима потому, что аффикс -ся имеет различные значения, в том числе возвратное и страдательное, которые могут смешиваться; например, вместо груз, отправляющийся на станцию, – нужно "... отправляемый...".
- Ошибочны формы причастий на -щий от глаголов совершенного вида (со значением будущего времени), поскольку такой формы причастия не существует (сделающий, вздумающий и т.п.).
- Причастный оборот должен полностью стоять или после определяемого существительного (книга, лежащая на столе), или перед ним (лежащая на столе книга), но не должен разрываться определяемым словом (лежащая книга на столе).
- Нагромождение причастий создает неблагозвучие.
- Неправильный порядок слов в предложении с обособленным причастным оборотом: Через несколько дней после ссоры Дубровский поймал крестьян Троекурова в своих лесах, кравших дрова.
|
|