Употребление причастных оборотов

Употребление однородных членов

  1. Нельзя в ряд однородных членов предложения включать видовые и родовые понятия: В комнате стояли столы стулья, книжный шкаф, современная мебель. (имеется в виду, что первые названные предметы не относились к современной мебели, но такое соединение неудачно).
  2. Не следует соединять в качестве однородных членов далекие по смыслу понятия: "изучать музыку и болезни".
  3. Однородные члены должны лексически сочетаться с тем словом в предложении, с которым они связаны по смыслу. Так, нельзя сказать: Много критических замечаний и ценных предложений было вынесено в ходе обсуждения вопроса (нельзя "внести замечания").
  4. Можно опускать одинаковые предлоги: Они вдвоем несли большой поднос с горшками молока, тарелками, ложками, сахаром, ягодами, хлебом.

Нельзя опускать разные предлоги: В дни фестиваля в Москве бесчисленное множество людей было на площадях, бульварах, улицах, переулках. (перед последним словом нужен уже другой предлог: в переулках).

  1. Однородные члены могут быть выражены морфологически неодинаковыми словами: Вошел юноша высокого роста, лет двадцати, в очках, с портфелем в руке.

Но не сочетаются как однородные члены имя существительное и неопределенная форма глагола. Так, нельзя сказать: "Я люблю футбол и плавать".

  1. При двойных (сопоставительных) союзах однородные члены располагаются так, что один из них ставится при первой части союза, а другой – при второй: Я читаю не только газеты, но и журналы нельзя сказать: "Я не только читаю газеты, но и журналы".
  2. Нельзя создавать неправильные пары сопоставительных союзов: "не только – а также" (вместо не только – но и),

"как – а также" (вместо как – так и) и т.п.

Например, неправильно построено предложение С успехом выступили как исполнители главных ролей, а также все остальные участники спектакля.

  1. Однородные члены должны быть согласованы в падеже с обобщающим словом.
  2. Не могут выступать в качестве однородных синтаксических элементов причастный или деепричастный оборот и придаточное предложение. Так, нельзя сказать: Портфель, лежащий на столе и который принадлежит преподавателю.
  3. Однородные члены с различным управлением не должны иметь при себе общее дополнение.
  1. Причастия на -ся следует, где это возможно, заменять страдательными формами: вместо сын, воспитывающийся отцом – нужно сын, воспитываемый отцом. Иногда такая замена необходима потому, что аффикс -ся имеет различные значения, в том числе возвратное и страдательное, которые могут смешиваться; например, вместо груз, отправляющийся на станцию, – нужно "... отправляемый...".
  2. Ошибочны формы причастий на -щий от глаголов совершенного вида (со значением будущего времени), поскольку такой формы причастия не существует (сделающий, вздумающий и т.п.).
  3. Причастный оборот должен полностью стоять или после определяемого существительного (книга, лежащая на столе), или перед ним (лежащая на столе книга), но не должен разрываться определяемым словом (лежащая книга на столе).
  4. Нагромождение причастий создает неблагозвучие.
  5. Неправильный порядок слов в предложении с обособленным причастным оборотом: Через несколько дней после ссоры Дубровский поймал крестьян Троекурова в своих лесах, кравших дрова.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: