Во всем многообразии социально-психологических методов управления различают три группы:
а) общие (приучение; упражнение; сочетание материального и морального стимулирования);
б) созидающие (убеждения, организационное планирование, одобрение и поощрение, привлечение специалистов и болельщиков к управлению через общественные объединения);
в) тормозящие (осуждение и наказание).
Общие методы:.
Метод приучения. Вхождение работника в должность и его трудовое воспитание начинается с приучения. Персонал спортивных организаций следует приучать к своевременному выполнению поручений, аккуратному и точному ведению служебной документации, содержанию в порядке рабочего места, профессиональному выполнению учебных программ, планов мероприятий и календарных планов. Конкретные приемы приучения сводятся к личному примеру, постоянному контролю за выполнением всех заданий и работ, беседам, инструктажу, использованию примеров из опыта лучших работников. Реализация этих приемов есть не что иное как дисциплинирование.
|
|
Особое значение приучение имеет в процессе вхождения в должность молодых работников физкультурно-спортивных организаций. К сожалению, введение в должность молодых специалистов нередко проводится формально. Новичку показывают рабочее место и объясняют ближайшие задачи. Иногда даже не представляют трудовому коллективу. Если новичок недостаточно решителен, у него может появиться чувство неуверенности, неопределенности, процесс адаптации неоправданно затягивается.
Наоборот, внимательное, чуткое отношение со стороны руководителя и сослуживцев, приветливость, забота и знаки внимания помогают новичку войти в должность и раскрыть свои возможности.
Метод упражнения. Этот метод широко применяется при обучении. С помощью выполнения одних и тех же работ специалисты физкультурных и спортивных организаций приобретают и формируют профессиональные умения и навыки. Например, умение составить положение о соревновании, сценарий проведения спортивного мероприятия и т.д. Однако совершенство в выполнении тех или иных дел достигается не столько количеством повторений, сколько при помощи определенной психологической установки. Упражняющемуся в выполнении той или иной работы следует четко представить конечный ее результат – цель.
Простейшим приемом закрепления у работника отдельного умения должно стать подтверждение, что данный вид работы у него получается лучше, чем остальные. Знак одобрения, выраженный словом, побуждает работника добросовестно выполнять и другие виды работ. Путем многократного повторения руководитель может добиться многого, привить подчиненному трудолюбие, дисциплинированность, уважение к труду. Требование педагогики в ситуации трудового воспитания через упражнение сводится к тому, что руководитель должен сам хорошо владеть навыками той или иной работы, а также быть примером дисциплинированности, вежливости и корректности.
|
|
Созидающие и тормозящие методы управления.
Метод убеждения выражается в умении менеджера убедить человека, довести понимание им того или иного требования до такого уровня, когда он не сомневается в правильности, необходимости и целесообразности этого требования, не испытывает сомнений следовать ему в своей деятельности, поведении.
Убеждение в настоящее время является одним из эффективных методов трудового воспитания работников физической культуры и спорта. Убеждение реализуется через разнообразные формы. Это могут быть выступления руководителя, индивидуальные беседы, дискуссии, деловые совещания и т.д. Действенность убеждения в первую очередь основывается на убежденности руководителя, которая зависит от его мировоззрения, принципиальности, знания дела, моральных качеств.
Эффективность убеждения возрастает, если руководитель опирается на педагогические и социально-психологические принципы, хорошо знает желания, мотивы и интересы своих подчиненных, если он обладает способностью четко и аргументированно, убедительно и доступно излагать свои доводы. Когда убеждение реализуется через беседу, руководителю следует придерживаться определенной логической последовательности действий. Он должен почувствовать неподдельный интерес к своему мнению и позиции, даже если они ошибочны. Далее следует убедить подчиненного в недостаточной обоснованности его позиции, вызвав сомнения к доводам работника. В заключение руководитель должен изложить свою точку зрения и тактично без нажима склонить собеседника к изменению его мнения, позиции.
Методы одобрения и поощрения, осуждения и наказания имеют комплексный характер. В процессе регулирования могут использоваться его отдельные элементы и весь комплекс в целом, Любой физкультурный работник испытывает потребность в оценке своей деятельности. Он, как правило, оценивает свое поведение по реакции окружающих. Эта потребность объективна, проявляется она уже в раннем детстве, сохраняясь всю жизнь.
Людям приятно, когда их деятельность, поведение получают одобрение. Вместе с тем они стараются не повторять поступков, получивших осуждение окружающих. Одобрение или осуждение окружающих воплощено в системе средств поощрения и наказания. В условиях работы в физкультурных и спортивных организациях – это материальные и моральные стимулы труда. Иначе говоря, материальное и моральное стимулирование должно определять два фактора: 1) отношение работника к своему труду и его результаты; 2) отношение к нему трудового коллектива.
Общепринято, что должны использоваться как материальные так и моральные стимулы как мощное средство регулирования деятельности работников спортивных организаций.
Арсенал методов морального стимулирования весьма широк, но не бесконечен. Поэтому менеджер обязан разумно использовать их сочетание. Общее правило – в любых случаях не следует начинать с высших форм похвалы или резкого осуждения. Следует придерживаться правила – поощрения и наказания используются не очень часто. Частое использование благодарностей или выговоров в какой-то мере обесценивает их. Официальное поощрение или наказание должно быть заслуженным и применяться к работникам, резко выделяющимся в лучшую или худшую сторону. Наряду с этим, руководителю не следует забывать о таких простых средствах, как поощрительная фраза, жест, шутка.
|
|
В практике сформировались педагогические правила применения материальных и моральных стимулов как средства регулирования управленческих и воспитательных воздействий. К ним следует отнести следующие.
1.Учет индивидуальной восприимчивости работников спортивных организаций к различным формам поощрения и наказания. Здесь следует исходить из того, что чем выше нравственность человека, тем он более чувствителен к моральным оценкам. Резкая категоричная форма осуждения эффективна при воздействии на мужчин. Женщины адекватнее реагируют на замечания, высказанные в более мягкой форме. Для современного российского специалиста более привлекательным является материальное поощрение. Для высококвалифицированных специалистов физической культуры и спорта важную профессионально значимую ценность представляет их общественный престиж, уважение и признание руководителя и коллег по профессии.
2.Ориентация поощрения и наказания не только и не столько на фиксацию самого факта достижения или нарушения, сколько на мобилизацию сил для более эффективной работы. Поэтому руководитель спортивной организации должен правильно оценивать достижения и промахи каждого работника.
3.Соблюдение соразмерности заслуг и недостатков при одобрении или наказании подчиненных. Причем соизмеримость должна быть сориентирована на общественное мнение.
4.Желательность совпадения форм и степени поощрения или наказания с оценкой и мнением всего коллектива. При таком подходе авторитетность избранной меры поощрения и наказания будет максимальной. Вместе с тем иногда общественное мнение из-за недостатков или искажения информации может быть дезориентировано. В таких случаях руководителю следует проявить твердость и принципиальность, основываясь на общегуманистических принципах морали и права. Ошибочно отстаивать несправедливое решение. Руководителю следует открыто признать свою ошибку, принять меры к ее устранению.