Организационно-административные методы управления в спортивном менеджменте

Организационно-правовое воздействие в спортивном менеджменте проявляется через механизм властной мотивации и зависит от набора мер административно-правового характера. Организационно-правовые, или как их еще называют организационно-административные, методы управления базируются на присущих системе управления физической культурой и спортом отношениях власти и подчинения. Сущность методов организационно-административного воздейст­вия заключается в следующем.

Во-первых, они выражают прямое директивное воздействие на уп­равляемую систему в целом или на ее элементы в отдельности, то есть па исполнителей.

Во-вторых, они дают возможность принимать однозначное ре­шение, не позволяющее исполнителю выбирать между различны­ми формами действий, как это присуще другим методам управле­ния.

В-третьих, они основаны на обязательности положений, инструк­ций, приказов, распоряжений, указаний и резолюций руководителя физкультурной организации, невыполнение которых рассматривает­ся как нарушение служебной дисциплины и влечет за собой дисцип­линарное взыскание. Власть, таким образом, означает возможность управления как людьми, так и процессами их деятельности. Но ни одна власть не является эффективной без реального повиновения одних лиц другим.

Организационно-правовые (административные) методы принято подразделять на три группы: 1) регламентирующего воздействия; 2) распорядительные; 3) дисциплинарные.

Методы регламентирующего воздействия, или иначе организацион-но-стабилизирующие, занимают центральное место среди названных методов. Они включают: а) организационное регламентирование; б) нормирование; в) инструктирование.

Организационное регламентирование как метод управления физи­ческой культурой и спортом представляет собой довольно жесткий способ организационного воздействия. Регламентация установле­ние определенных социальных правил, точных предписаний к дей­ствию, рамки поведения органа управления, его структурного под­разделения, руководителя и отдельного исполнителя. Организацион­ное регламентирование заключается в разработке и введении в дей­ствие положений, уставов организаций физкультурно-спортивной на­правленности, должностных инструкций и других документов, обя­зательных для исполнения и действующих в течение точно опреде­ленного этими положениями периода времени. Состав регламенти­рующих организационных документов можно конкретизировать сле­дующим образом.


1. Должностное регламентирование деятельности отдельных работ­ников физической культуры и спорта, которое осуществляется:

а). квалификационными характеристиками должностей служащих физической культуры и спорта, утвержденными Комитетом РФ по физической культуре.

б). должностными обязанностями, разрабатываемыми в физкультурных организациях и утверждаемыми руководителями этих органи­заций.

в). контрактом, заключаемым организацией с работником или спортсменом, соглашением и т.д.

В качестве примера можно привести тарифно-квалификационную характеристику тренера-преподавателя по спорту.

Тарифно-квалификационная характеристика (требования) по должности "ТРЕНЕР-ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ПО СПОРТУ"

Должностные обязанности. Осуществляет набор в спортивную школу, секцию, группу спортивной и оздоровительной направленнос­ти лиц, желающих заниматься физической культурой и спортом и не имеющих медицинских противопоказаний. Ведет с ними учебно-тренировочную и воспитательную работу. Проводит отбор и спор­тивную ориентацию наиболее перспективных для дальнейшего спор­тивного совершенствования детей и подростков. Обеспечивает по­вышение физической, теоретической и морально-волевой, техничес­кой и спортивной подготовленности занимающихся, укрепление и ох­рану их здоровья в процессе занятий, безопасность учебно-тренировочного процесса. Содействует исключению случаев приме­нения спортсменами различных видов допингов. Разрабатывает го­довые и текущие планы подготовки. Ведет систематический учет, анализ, обобщение результатов работы. Использует в своей работе наиболее эффективные методы спортивной подготовки учащихся и оздоровления населения.

Должен знать: методы воспитания, обучения, физической подго­товки и спортивной тренировки; правила по технике безопасности; санитарно-гигиенические нормы.

Требования к квалификации по разрядам оплаты

Разряд Профессиональное образование Квалификационная категория Стаж тренерско-преподавательской работы, лет
  среднее   без предъявления требо­ваний к стажу работы
  среднее   не менее 3 лет
  высшее   без предъявления требо­ваний к стажу работы
  высшее или среднее   не менее 3 лет
  вторая    
  первая    
  высшая    

2. Уставы и положения, договоры и соглашения, регламентирую­щие внутренний порядок работы организации физкультурно-спортивной направленности (например, устав ДЮСШ, устав спортивного клу­ба и т.п.).

3. Документы, регламентирующие порядок проведения физкультурно-спортивных мероприятий и направлений физкультурной работы. I] качестве примера таких документов можно назвать правила спор­тивных соревнований по видам спорта, положение о соревнованиях, календарный план спортивных соревнований, регламент спортивных соревнований и др.

4. Документы общеотраслевого характера, устанавливающие поря­док функционирования физической культуры как отрасли в целом или се основных подсистем. Например, "Основы законодательства РФ о физической культуре и спорте", закон "Об общественных объедине­ниях", "Положение о Государственном комитете РФ по физической культуре, спорту и туризму".

Коллективный договор как метод управления. Согласно ст.7 нового КЗоТ Российской Федерации "коллективный договор – правовой акт, регулирующий трудовые, социально-экономические и профессио­нальные отношения между работодателями и работниками на пред­приятии, в учреждении, организации". На предприятиях России в до­перестроечный период существовала хорошая традиция выделять в коллективном договоре специальный раздел "Физическая культура и спорт", определяющий:

- порядок содержания предприятием спортивных сооружений и других объектов физкультурно-оздоровительного и туристского назна­чения;

- финансирование физкультурно-спортивной работы с трудящи­мися предприятия и членами их семей;

- введение должностей методистов производственной гимнастики и физкультурно-оздоровительной работы на предприятии;

- хозяйственное содержание спортивных школ и т.д.

Порядок разработки и заключения коллективного договора регу­лируется Законом Российской Федерации "О коллективных догово­рах и соглашениях". Этим Законом установлено, что коллективный договор заключается на срок от одного года до трех лет. Можно реко­мендовать работникам физической культуры и спорта использовать этот опыт и в современных условиях.

Трудовое контрактирование – новый метод управления в россий­ском спортивном менеджменте. Трудовое контрактирование давно и успешно используется в зарубежном профессиональном спорте и на­чало активно применяться в последние 5–7 лет в российском спор­те высших достижений. В ныне действующем КЗоТ России этот ме­тод получил правовое закрепление. Статья 15 КЗоТ определяет: "Тру­довой договор (контракт) есть соглашение между трудящимся и пред­приятием, учреждением, организацией, по которому трудящийся обя­зуется выполнять работу по определенной специальности, квалифика­ции или должности с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а предприятие, учреждение, организация обязуется выплачивать тру­дящемуся заработную плату и обеспечивать условия труда, предусмо­тренные законодательством о труде, коллективным договором и со­глашением сторон".

Содержание спортивного контракта имеет некоторую специфику, обусловленную предметом трудового контракта — совместной деятель­ностью спортсмена или тренера, с одной стороны, и спортивной орга­низацией, с другой, с целью подготовки и успешного выступления спортсмена на предстоящих соревнованиях.

Трудовой контракт заключается в письменной форме: 1) на неопределенный срок; 2) на определенный срок не более 5 лет; 3) на время выполнения определенной работы. Ст.21 КЗоТ предусматривает, что при заключении трудового контракта может быть обусловлено согла­шением сторон испытание с целью проверки соответствия работника поручаемой ему работе.

Организационное планирование определяет порядок выполнения рас­порядительных актов. Его цель — создание четкой целенаправленной и слаженной работы органа управления в предстоящий календарный период времени. Организационные планы в физкультурных организа­циях составляются на год, полугодие, квартал, месяц. Организацион­ный план первичной организации физкультурно-спортивной направ­ленности рекомендуется составлять по форме, представленной в при­веденной таблице:

№№ п/п Наименование мероприятия Сроки исполнения Ответственные исполнители

Нормирование как метод управления. Нормирование как метод уп­равления заключается в установлении норм и нормативов. Нормати­вы служат ориентировкой в деятельности, устанавливают ее границы по верхним и нижним пределам. В спортивных организациях действу­ет значительное количество нормативов: нормативы режима учебно-тренировочной работы в спортивных школах, нормативы продолжи­тельности занятий физической культурой в образовательных учрежде­ниях и т. д.

Тренерам-преподавателям по спорту при 40-часовой рабочей неде­ле установлена норма проведения непосредственно учебно-трениро­вочной работы – 18 часов в неделю и т.д.

Инструктирование как метод управления является наиболее мяг­ким способом организационного воздействия. Оно заключается в ознакомлении с условиями работы или обстоятельствами дела, объяс­нении задач, путей решения проблемы, возможных трудностей и т.д. Инструктирование включает: ознакомление; объяснение; совет; предостережение; разъяснение.

Распорядительное воздействие как метод управления включает раз­личные способы текущей организационной работы. В состав распоря­дительных воздействий входит: принятие постановлений; издание при­казов; указания; распоряжения; резолюции.

По форме распорядительное воздействие может быть как письмен­ным, так и устным. Документ в форме постановления, приказа и т.п. служит средством осуществления распорядительного воздействия, яв­ляется лишь внешним выражением распорядительной деятельности. Приказы и постановления могут быть изданы только руководителями организации и их заместителями.

Методы дисциплинарного воздействия, заключающиеся в установле­нии ответственности. Выделяют следующие виды ответственности: а) личную; б) коллективную; в) материальную; г) моральную; д) служеб­ную.

За нарушение работником спортивной организации трудовой дис­циплины администрация может применить следующие дисциплинар­ные взыскания: замечание; выговор; строгий выговор; увольнение с работы. Так, например, типовое положение о внутреннем трудовом распорядке предусматривает, что опоздание сотрудника на работу на 3 часа считается прогулом. За это нарушение трудовой дисциплины на прогульщика может быть наложено дисциплинарное взыскание — стро­гий выговор. За повторное аналогичное опоздание он может быть уво­лен с работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: