Расчет производят для предупреждения пластических деформаций при кратковременных перегрузках (при пуске, разгоне, реверсировании, торможении, срабатывании предохранительного устройства). Величину перегрузки находят с учетом специфики работы машины (по пусковому, предельному и инерционному моментам). Используем коэффициент перегрузки – КП = Тmax/Т = 2,2…2,9 (для асинхронных электродвигателей).
В расчете определяем нормальные σ и касательные τ напряжения в рассматриваемом сечении при действии максимальных нагрузок.
σ = 103Мmax/W + Fmax/A, τ = 103MK max /WK,
где Mmax = КП () – суммарный изгибающий момент, Н.м;
Мкmax = КПТ – крутящий момент, Н.м;
Fmax = КП F – осевая сила, Н
W и Wк- моменты сопротивления сечения вала при расчете на изгиб и кручение, мм3;
А – площадь поперечного сечения, мм2
Частные коэффициенты запаса прочности по нормальным и касательным напряжениям: Sтσ = σт/σ, Sтτ = τт/τ,
где σт и τт пределы текучести материала вала при изгибе и кручении, МПа.
Общий коэффициент запаса прочности по пределу текучести при совместном действии нормальных и касательных напряжений:
|
|
ST = STσSTτ/[S]T, [S]Т = 1,3…2,0.
Расчет на сопротивление усталости.
Валы передают переменные по значению, но постоянные по направлению вращающие моменты. В упрощенном расчете на сопротивление усталости расчет ведут по максимальной из длительно действующих нагрузок. Расчет выполняют в форме проверки коэффициента S- запаса прочности в соответствии с формой вала, эпюрами моментов и расположением зон концентрации напряжений. Прочность обеспечена, если S > [S] = 1,5…2,5.
Для каждого из опасных сечений вычисляют общий коэффициент запаса прочности: ,
где Sσ и Sτ коэффициенты запаса прочности по нормальным и касательным напряжениям, определяемые по зависимостям:
Sσ = σ-1D/σa, Sτ = τ-1D/(τa+ψτDτm),
где σa = 103Mp/W, τa = 103Mk/(2Wk), τm = τa,
где = (+М) – результирующий изгибающий момент, Н.м.; W, Wk – моменты сопротивления сечения вала при изгибе и кручении, мм3; σа и τа – амплитуды напряжений; σm и τm – средние напряжения;
ψτD –коэффициент чувствительности; ψτD = ψτ /КτD.
Пределы выносливости вала в рассматриваемом сечении при σ-1, τ-1 (пределы выносливости гладких образцов); КσD, КτD (коэффициенты снижения предела выносливости):
σ-1D = σ-1/КσD; τ-1D = τ-1/КτD;
КσD = (Кσ/Кdσ + 1/КFσ – 1)/Кv;
КτD = (Кτ/Кdτ + 1/КFτ - 1)/Кv,
Кσ> 1, Кτ>1 – коэффициенты концентрации напряжений Учитывает влияние на предел выносливости изменения формы вала в осевом и поперечном сечении. Концентрация напряжений снижает предел выносливости.
|
|
Кdσ< 1, Кdτ< 1 – коэффициенты влияния абсолютных размеров поперечного сечения.
КFσ, КFτ – коэффициенты влияния качества обработки поверхности. С увеличением шероховатости поверхности детали предел выносливости понижается. (КF< 1).
Кv >1 – коэффициент влияния поверхностного упрочнения.
Значения коэффициентов получены опытным путем и приведены в ГОСТ 25.504 – 82