Организационно-экономические подходы к построению механизма стратегии инновационной организации

1. Теоретические основы формирования инновационной деятельности

Теории и практике известны две основные теории формирования прибыли на предприятии.

ПРИБЫЛЬ и ИННОВАЦИИ – это система двух неразделимых экономических категорий эффективного функционирования предприятий.

Законопроект «О государственной инновационной политике», впервые рассмотренный в Парламенте Республик Беларусь, вводит понятие «инновационный товар» и его связь с коммерческой стоимостью.

ЦЕЛЬ любой компании – делать деньги. (Элияху Голдрат, Джефф Кокс и ЦЭЛЬ: процесс непрерывного совершенствования.- Мн., ОАО«Попурри», 2007.- 496с)

Первая теория нашла отражение в трудах К. Маркса «Капитал».

Процесс обращения денежного, производительного и товарного капитала описан Марксом во втором томе «Капитала».

Кругооборот денежного капитала при развитом рыночном способе производства можно представить в следующем виде:

Р

Д — Т... Т/ — Д/

Сп

где: Д – денежный (уставный) капитал инвестиционной организации, собственником которого являются участники (учредители) этой организации;

Т – имущество инвестиционной организации, собственником которого является юридическое лицо (инвестиционная организация);

Р – переменный капитал (рабочая сила) часть производительного капитала);

Сп – постоянный капитал (стоимость имущества, закрепленного в хозяйственное ведение предприятия, созданными инвестиционной организацией);

Т΄ – товарный капитал (стоимость готовой продукции), собственниками которых являются эти юридические лица;

Д΄ – денежный капитал инвестиционной организации (Д) и валовая прибыль (΄). При этом собственником Д являются участники (учредители) этой организации. А валовая прибыль делится между государством (выступает в виде налогов), инвестиционной организацией процент на капитал, идущий на накопление или на потребление, в виде дивидендов (и директором-предпринимателем частного предприятия) (выступает в виде предпринимательского дохода).

Процесс кругооборота денежного капитала делится на три стадии. На первой стадии создается денежный капитал путем превращения денег в товар (средства производства). Учредители (участники) вносят денежные средства или имущество в уставный фонд юридического лица (инвестиционной организации), которое затем на эти деньги покупает средства производства, или же учредители сами покупают средства производства и вносят их в качестве вклада в уставный капитал инвестиционной организации.

Вторая модель создания прибыли (классическая английская модель, которую вы изучали в дисциплине «Микроэкономика», -предельных издержек

Микроэкономика

Таблица 1

Цена $/Q


Количество

Кривая предложения S показывает, какое количество товара и по какой цене производители могут продавать на рынке. Кривая поднимается ввер*, потому что, чем выше цена, тем больше число фирм имеет возможность производить и продавать товар.

Кривая спроса D показывает, какое количество продукции потребители готовы приобретать по каждой цене.

Две кривые пересекаются в точке равновесия спроса и предложения.

Кривые предложения и спроса указывают, какое количество товара конкурирующие производители и потребители готовы продать и покупать в зависимости от цены, которую они получают и платят.

Помимо цены, предложение и спрос зависят и от издержек производства.

Как Вы думаете, где происходит формирование прибыли в вышеприведенных теоретических моделях?

Эти два концептуальных положения сегодня определены как основа выбора и реализация новой экономической идеологии страны по её либерализации.

Для реализации новой социально-экономической парадигмы республика стоит перед необходимостью осуществления кардиналь­ной структурной перестройки своей экономики, обновления фондов на основе развития национальной сферы разума (ноосферы) и ду­ховности, новейших достижений научно-технического прогресса и экспорта капитала.

На долю прироста разума, новых знаний, воплощаем аккумуляторных батареях в технологиях, оборудовании, образовании кадров, организации производства, приходится до 90 % прироста ВВП

2. Факторы эффективности инновационной деятельности

Инновационная деятельность, как известно, базируется на инициативе и предприимчивости (бизнесе), а так же предполагает наличие особой среды, включающей:

1. Инновации и сознание. Необходимо четко понимать, что другого пути повышения конкурентоспособности товаров и услуг – нет. Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко во время принятия Госпрограммы соц.-эконом развития на 2011-2015 годы отметил: «Мы будем смотреть динамику прироста, но главным показателем будет рентабельность, на это и настраивайтесь», является программа действий по прибыльному (рентабельному) ведению производства. Инновационная деятельность - основа модернизации производства и перспектив эффективного производства.

1.1.2. Готовность общества к инновационной деятельности. Восприимчивость к инновационной деятельности в Республике Беларусь желает лучшего. Практическая деятельность по выполнению в Академии при Президенте Республики Беларусь проектов в Лидском районе Гродненской области, Чечерском районе Гомельской области, Ивановском районе Брестской области и наша инициатива по реализации их в регионах Минской области.

Восприимчивость инновационной деятельности ЗАВИСИТ ОТ ТВАРЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ КАЖДОГО ИЗ НАС (рис.1)


Рис.1 Процесс восприимчивости инноваций, инновационной деятельности

Вышеприведенные формы проявления недостатков в инновационной деятельности можно характеризовать как сопротивляемость к «уровню» потенциала инноваций в нововведении.

Так уж сложилось в нашей истории, что почти век нас приучали к выполнению инструкций. И это не вина наша, а беда. Как следствие, для многих изменения (введение новшеств) – это неприятный процесс. В то же время многим людям нравятся изменения.

Если же исходить из особенностей в целом человечества и его поведения, то наблюдается некоторое сопротивление новшествам. Причем, у одних – больше, у других – меньше.

При этом сопротивление нельзя признавать как полностью негативный процесс.

Сопротивление само по себе приносит пользу, поскольку препятствует тому, чтобы ценные элементы прошлой системы и настоящей системы были отброшены, в поспешном стремлении следовать новой идее.

Зачастую сопротивление приводит к вдумчивой дискуссии и оцениванию прошлого и нововведения. И этот процесс приемлем до сих пор, пока он не приводит в своем развитии к слепому отрицанию – догме.

«Закон достаточности» в реализации бизнес-плана

Сопротивляться будет тот сотрудник, которому ДОСТАТОЧНО. Достаточно того, что он на сегодня имеет, независимо от того, доволен он этим или нет.

Человек неудовлетворенный тем, что у него есть, будет пытаться изменить ситуацию, так как у него присутствует внутренний мотив.

Человек у которого есть мотив интереса, любопытства, независимо от того насколько он удовлетворен, готов к изменениям. Не хочет ничего менять тот, которому ДОСТАТОЧНО.

1.1.3. Наличие финансовых источников. (Мероприятия по государственно частному партнерству. Опыт наукограда – «Сколкова» в Рассийской Федерации) Бюджет наукограда – «Сколкова» вближайшей перспективе составит 200 млрд. рубл. (РФ).

1.1.4. Направления ИД (определение отраслей с целью концентрации ресурсов: энергоэффектиность….).

1.1.5.Инвестиционно-инновационный климат (программа вхождения в 30 стран с привлекательным инвестиционным климатом, совершенствование налогового законодательства путем уменьшения налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования (0,4%)).

1.1.6.Развитие венчурной деятельности (в мире 70% инноваций производит частный бизнес. Формирование инновационной деятельности в Сколково (РФ). Бюджет 200 млрд. Российских рублей. Из них 100 млрд. частный капитал и 100 млрд. – государственный только на начальном этапе развития. Только приезд бизнесменов штата США - Калифорнии сопровождался инвестициями ведщих мировых бизнесс-компаний в объеме 1 млрд. долл. США. (Google – Американская компания создавшая машину с искусственным интеллектом. Водитель ей в принципе не нужен. Умный аппарат благодаря разработанной программе (Google). Контролирует ситуацию на дороге и принимает решения (Известия 12.10.2010 № 190)).

Представляете какое количество операций приходится выполнять машине (светофор, любая помеха, переход и т.д.)

1.1.7. Инновационная инфраструктура (организация, финансирование, сопровождение, страхование, консультирование и т.д.).

1.1.8. Инновационный кадровый потенциал. (ИД должны заниматься не более 2%).

Финансово-экономический кризис 2008-2011 годов наглядно продемонстрировал сущность и роль государства в формировании жесткой и конкурентоспособной экономики.

Данные негативные тенденции ускорили динамизм в развитии производительных сил стран с постиндустриальной экономикой.

Новые технологии: биотехнологии, нанотехнологии, информационные технологии и когнитивные науки. Так, японский автопром уже к 2013 году поставит на рынок более 300 тысяч экологичных электромобилей, а китайский к 2015 году - более 800 тысяч электромобилей. В целом же рынок экологично чистых автомобилей к 2015 году составит более 30%

Немцами сконструирован «умный автомобиль», позволяющий с помощью лазерной электроники управлять им людям с потерей ЗРЕНИЯ.

Ученые из Стэнфордского университета создали нанотехнологию электропроводящей краски для ткани, которая превращает рубашку или брюки в отопительное устройство.

Российские нобелевские ученые (Англия) изобрели новый продукт - графен, который позволяет улучшать качество изготовляемых продуктов. Так добавки графена производство в аккумуляторных батарей в несколько раз увеличивают их срок службы. Производство 1 грамма графена равнозначно ВВП США (15 трлн.долл.США).

Беларусь продолжит курс на построение инновационной экономики. Задачи её построения представлены в Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы

Инновационная экономика – тип модернизированной экономика, основанной на производстве конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью.

Евгений Велихов, российский физик-теоретик, академик, отмеметил: «Изобретение (инновация) не связаны со временем.

Жизнь инновации начинается с интересной авторской ИДЕИ.

Чтобы идея «ожила», какова бы она гениальна не была, нужно экономически грамотно составить бизнес-проект и бизнес – план к нему и найти инвестора к нему.

Мировой опыт показывает, что основным источником ярких идей является вузовская наука, которая тесно интегрируется в производственные инновационные – технологические центры.

Мировой рынок нанотехнологий в настоящее время составляет 200 млрд.долл. К 2015 году он достигнет 1,5 трлн.долл.

Если из такой ткани сделать костюм, то он будет не только не водонепроницаемый, но и пуленепробиваемый.

Инновационная продукция, связана с понятием нано и обеспечивает высокую долю добавленной стоимости за счет снижения затрат на энергию, покупку материалов, аренду производственных и складских помещений.

Доля добавленной стоимости в целом по сельскохозяйственному производству составила в 2010 году чуть более 9 %. При внедрении инновационно-инвестиционного проекта в Ивановском районе Брестской области (создано частное унитарное предприятие «Молодово-Агро»), доля добавленной стоимости в организации по результата производственной деятельности 20008 года составила более 50 %.

Наноэнергетика разрабатывает новые типы двигателей, топливные элементы, транспортные средства, новые литиево-ионные аккумуляторы(заряжающиеся в течение 2-3 минут). Созданы нанотрубки в 60 раз прочнее стали.

Мы на пороге больших открытий лазера в медицине (лазерный скальпель), химической промышленности (мягкий каучук и его применение) и т.д.

Госпрограммы развития нанотехнологий реализуют более 50 стран. Япония подобному проекту придала высший государственный приоритет. В США при президенте создан специальный комитет по изучению проблем в данной отрасли (затраты ежегодно удваиваются). ЕС только в 2003-2006 гг. ассигновала 1,3 млрд. ЕUR. Ожидается, что к 2012 году мировой рынок наноматериалов превысит 1 трлн. ЕUR.

Справочно. В Республике Беларусь, выделяется около 2,3 млрд. Br.

3. Сущность стратегии инновационной деятельности в условиях перехода к рыночной экономике

Наступивший период постиндустриального развития общества наглядно показал, насколько сложной задачей в глобальной конкуренции для большинства современных организаций является эффективный способ их функционирования. Если в 1980-х гг. критериями оценки деятельности руководителей выступали их навыки и умения в проведении реструктуризации, наведении порядка, то в 1990-х гг. им на смену пришли способности высшего менеджмента в разработке и реализации инновационных стратеги, которые и определяют возможности их эффективного развития. Наступивший период глобализации экономики требует и адекватных методов поведения на рынке.

Методы управления компаниями времен Генри Форда, опирающиеся на контрольные функции, где «наверху думают, а внизу выполняют», ушли в прошлое. В динамично развивающийся, непредсказуемый век, на смену последним пришли модели интегративного мышления и действия на всех уровнях управления производством.

Наглядным примером тому является опыт компаний GTE и NЕС. В начале 1980-х гг. GTE позиционировала себя как основной игрок на поле информационных технологий и активно действовала на рынке телекоммуникаций. В целом можно сказать, что ее деловая активность охватывала достаточно широкий спектр бизнеса...

В 1980 г. объем продаж GTE со ставил $9,98 млрд, а чистые денежные потоки- $1,73 млрд. Напротив, NEC занимала гораздо более скромное место с объемом продаж в $3,8 млрд; она обладала сопоставимой с GTE технологической базой, однако не имела достаточного опыта в области телекоммуникаций. А каких показателей добились компании в 1988 г.? Объем продаж GTE составил $16,46 млрд., а у NЕС- $ 21,89 млрд. Годовой оборот GTE вне США в процентном выражении за 1980-1988 гг. сократился с 20% до 15%.

За рассматриваемый период NЕС заявила о себе как о мировом лидере в области полупроводников и как о ведущем игроке на рынке телекоммуникационных продустов и компьютеров, укрепила рыночные позиции в области "мэйнфрейм" компьютеров. NЕС не только вышла на передовые позиции в телекоммуникациях, но и освоила рынок таких характеризующих стиль жизни продуктов, как мобильные телефоны, телефаксы и портативные компьютеры (сфера пограничная между коммуникациями и офисным оборудованием). NЕС-единственная из пяти крупнейших по объему годового оборота компаний мира, которая занимается телекоммуникациями, полупроводниковыми приборами и компьютерами "мэйнфрейм".

Следствием успеха компании является то, что руководство NЕС ориентировалось на стратегию инновационной деятельности, а менеджмент GTE-нет.

Практика показывает, что только те организации которые исходят из накопленного опыта и знаний постоянно совершенствуются адекватно быстроменяющемуся миру, сохраняют свои конкурентные преимущества на рынке.

Методологически последние представлены гаммой множества приемов высокого уровня профессионализма и постоянного обучения, основные из которых представлены ниже.

Диверсификация производства. Жизненный цикл любой организации, и особенно в быстроменяющемся мире, не возможен без освоения производство продукта, который займет место на одном из направлений товарной линии, что позволит вывести его на передовые позиции. Однако границы рынка изменяются достаточно быстро и попытка удержать организацию, за счет производства данного продукта, приведет лишь к временным успехам. Только немногим организациям удавалось самим создать новые рынки путем масштабного инновационного производства достичь поставленных целей и таким образом изменить покупательские предпочтения на уже устоявшихся рынках. Общеприменимых в таких ситуациях рецептов не существует.

В сложившейся ситуации, основная задача менеджмента организации состоит в создании условий по производству товаров, в которых покупатели испытывают настоятельные потребности. Она требует радикальных перемен в менеджменте большинства организаций.

В самом начале 1970-х гг. NЕС объявила о стратегическом намерении использовать сближение сфер компьютерной техники и коммуникационных средств (так называемая область "КК", компьютеры и коммуникации). Успех в этой области, по мнению руководства компании, должен был лежать в овладении определенными навыками и компетенциями, и прежде всего в области полупроводниковых приборов.

Руководство компании выработало на основе принципа "КК" соответствующую "стратегическую архитектуру", а затем в середине 1970-х гг. распространило инициативу на свои разбросанные по всему миру подразделения.

Для мониторинга над развитием стержневых товаров и компетенции в Л/ЕС был создан Комитет "КК", в который вошли высшие менеджеры компании, а также координационные группы и комитеты, призванные согласовывать интересы отдельных направлений бизнеса. Последовательно реализуя принятую стратегию, NЕС сумела привлечь значительные ресурсы, что позволило ей усилить позиции в производстве процессоров и компонентов для компьютеров, а используя тактику заключения коллаборативных соглашений, компания добилась увеличения числа стержневых компетенции.

NEC определила для себя три взаимосвязанных направления технологического и рыночного развития. Высший менеджмент принял решение о том, производство компьютерной техники будет развиваться в направлении от "мэйнфрейм" компьютеров к компонентам раздельной обработки, от интегральных схем - к сверхбольшим интегральным схемам, а коммуникационные системы - от двусторонней связи с использованием разнесения частот к комплексным цифровым системам (ISDN). Анализируя развитие технологий и рыночной ситуации, NЕС пришла к выводу о том, что компьютерная техника, системы связи и производство электронных компонентов вскоре образуют неразрывную техническую систему, а потому очевидным преимуществом будут обладать компании, стержневые компетенции которых позволят обслуживать все три рынка.

Руководство NЕС приняло решение, что деятельность компании будет выстраиваться вокруг производства полупроводниковых приборов. Компания, начиная с 1987 г. заключила более ста стратегических альянсов, направленных на развитие данной стержневой компетенции как можно более быстрыми темпами и при минимальных затратах. В области компьютерных разработок и производства "мэйнфреймов" заслуживают упоминания ее взаимоотношения с компаниями Honeywell и Bull. Практически все соглашения о сотрудничестве в сфере полупроводниковых компонентов были ориентированы на получение доступа к новым технологиям...

К сожалению, менеджменту компании GTE не удалось добиться такой же ясности в области стратегических намерений и стратегической архитектуры. Хотя в среде менеджеров высшего звена и обсуждались последствия и возможности использования развития информационных технологий, однако никакого решения относительно того, какие именно компетенции будут востребованы, не было выработано. И, несмотря на то что персоналом компании была проделана значительная работа по определению ключевых технологий, руководство продолжало вести дело так, как будто ее различные виды деятельности абсолютно независимы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: