Формирование внутренних коммуникаций как инструмента конкурентоспособной продукции

Сущность инновационной деятельности при разработке стратегии развития организации начинается с определения рыночных возможностей и рисков, что предполагает идентификацию стратегических альтернатив, сужение их спектра путем осознания налагаемых на возможности корпорации ограничений и определение одной или более экономических стратегий при приемлемом уровне рисков. При этом, необходимо учитывать следующие факторы:

3.1. Факторы внешней среды

Известно, что окружающая среда представляет собой совокупность всех внешних условий и влияний, которые воздействуют на жизнь и развитие предприятия. При этом внешняя среда оказывает влияние не только на ее деятельность, а и на принятие стратегических решений на разных уровнях,:как на уровне отрасли, в которой она оперирует, так и на уровне бизнес-сообщества на уровне города, страны и мира в целом. Внешние воздействия могут быть технологическими, экономическими, физическими, социальными и политическими. Топ-менеджер должен хотя бы интуитивно улавливать всем многообразием событий во внешней среде организации. Причем, изменения на рынке происходят с разной скоростью: быстрее всего изменяется область технологии, с несколько меньшей скоростью происходят перемены в сфере политики. Изменения во внешней среде требуют от компании постоянного мониторинга за ее состоянием. Если этого не делать, предприятию угрожает опасность утратить позиции на данном секторе рынка. Особенно необходимо учитывать те факторы, которые претерпеть изменения в ближайшее время.

3.2. Технологические преобразования

С позиции стратега предприятия, технологические изменения являются не только самыми стремительными, но и самыми важными по масштабу последствий (расширяют или ограничивают возможности предприятия) Технологические изменения включают в себя научные открытия, воздействие разработок в других областях, связанных с данным товаром, а также менее значительные усовершенствования в техническом оборудовании и процессах производства, автоматизацию и способы обработки информации...

3.3. Экологические преобразования

Учет данного фактора призван обеспечить сохранение материальных характеристик окружающей среды в условиях промышленного развития. Так, участки для растениеводства выбирают с учетом доступности технологических процессов и наличия источников орошения, близости транспортных артерий и сохранности плодородия почвы. По мере увеличения интенсивности воздействия промышленности на природную среду эти факторы приобретают возрастающее значение. На защиту экологии все чаще становится закон, который обязывает предприятие строить свою деятельность с учетом того, как планируемое ее расширение или сохранение существующих масштабов производства в условиях изменений внешней среды повлияет на чистоту воздуха и водные ресурсы, интенсивность движения транспорта и качество жизни в целом в любом из регионов, с которым связана (или будут связаны) деятельность организации...

3.4. Экономическая результативность

В переходной экономике акценты в производственной деятельности смещаются с количественных (объемных) показателей в спектор качественных (прибыль). Это требует при бизнес планировании проведения мониторинга различных экономических тенденций, что позволит иметь анализ масштаба событий происходящих на рынке, таких как взаимосотрудничество конкуренов, интенсивное развитие рынков Китая, Бразилии, Индии и России, относительное замедление темпов экономического роста в странах третьего мира, "американизация" культуры и потребностей населения развивающихся стран, возвращение националистических настроений, рост значимости мультинациональных корпораций и последующее нарастание враждебности принимающих стран, цикличность экономической деятельности и устойчивый характер инфляции на всех фазах экономического цикла. При этом как показал финансово-экономический кризис 2008-2009 годов, каждая отрасль и каждая страна должны отслеживать и анализировать причины и последствия глобальных экономических процессов.

3.5. Специализация отраслевая

Процесс глобализации в развитии отраслей, требуют учета в деятельности предприятий всей необходимой информации о производственном окружении в своей области. Недоучет данного фактора дает сравнительные преимущества конкурентам. Автомобильная отрасль Росси получила импульс в развитии высоких технологий только тогда, когда выкупила пакет акций концерна Дженерал-Моторз (структурного подразделения Опеля).

3.6. Профессионализм и ресурсный потенциал предприятия

Первый шаг на пути к выбору наиболее привлекательной из множества возможностей - выяснение того, насколько успешно данная организация может воспользоваться имеющимися перспективами. Компетенции организации (ее возможности) -это ее текущие и потенциальные способности достижения намеченных целей, несмотря на противодействие неблагоприятных обстоятельств или конкуренцию. У каждой организации есть свои сильные и слабые стороны, а потому совершенно оправдан подход, когда в ходе формулирования стратегии будут предприняты меры по расширению или максимизации одних и сдерживанию или минимизации другие ее составляющих спектаров деятельности. При этом важно понять, в чем именно заключаются эти сильные и слабые стороны, и верно отделить одно от другого.

Компания должна не только определить свои сильные и слабые стороны, но и, хоть это и несколько сложнее, постоянно контролировать внешнюю среду. Субъективизм, неуверенность и нежелание повернуться лицом к реальности для организации столь же губительны, как и для индивида. Но как взрослый человек обязан знать самого себя, так и организация должна иметь представление о своих достоинствах и наиболее уязвимых местах...

Инновационная деятельность в процессе стратегического планирования предполагает знание менеджментом ключевых характеристик организации и наличие стабильных критериев их оценки. Каждый участвующий в стратегическом планировании менеджер должен тщательно проанализировать использовавшиеся в прошлом стратегии, политику и действия компании, акцентируя внимание на разрывах между ожидавшимися и реальными результатами.

3.8. Дифференцация и диверсификацияпроизводства

Опыт функционирования крупных акционерных обществ убедительно показывает, что только быстрая ориентация производителя на запрос потребителя, является залогом результативности. Эффект организации - это не просто то, что она способна производить в данный момент и в данном сегменте рынка, выявление сильных сторон, позволяющих ей выйти на новые перспективные рынки. Производство большинства основных потребительских товаров требует осуществления таких функций, которые могут быть использованы для освоения новых сегментов рынка. Так, например, инновационная деятельность в сфере производства масла из семян рапса, открывает множество иных связанных с процессом переработки функций его применения. И каждая из них может использоваться производителем в своих целях. Эта технология широко открывает её возможности в процессе производства экологически чистого топлива для автомобилей.

Производимый предприятием товар должен характеризоваться в терминах потребностей рынка, которые он способен удовлетворить, так как именно от этого зависит, какие именно моменты связанного с данным продуктом опыта могут быть перенесены в новые сферы деятельности.

Для выявления возможностей распространения аккумулированного опыта помимо рассмотрения текущих функций товара целесообразно обратить внимание и на факторы достигнутого успеха исходя из того, что организация обладает достаточной квалификацией для осуществления долгосрочных задач, учитывая не только производство товаров, а и создание системы сервисного обслуживания.

Инновационные предложения, позволяющие обнаружить новые, еще не задействованные резервы организации, не приходят сами собой, а значит, менеджменту необходимо использовать аналитические способности. Но в любом случае для того, чтобы открыть новые возможности предприятия, позволяющие ей разработать и освоить новые товары, необходимы новые цели в деятельности организаций

Хорошие результаты ожидают тех, кто развивает новые системы сервиса, новые методы распределения, стремится к достижению более высоких показателей соотношения цена/качество, использованию творческих подходов к торговле. Ключ к успеху предприятия в поиске своего собственного, неповторимого облика, уникального места на рынке.

3.9. Формирование инновационной стратегии предприятия

Условия перспектив существования предприятия в рыночных условиях не возможно без учета требований внешней среды. Для этого необходимо по возможности точно определить характер уровня технологического развития предприятия и состояния рыночной среды и, таким образом, спрогнозировать их развитие в будущем. Такое сочетание факторов будет определяет экономическую стратегию предприятия и ее позицию по отношению к внешней среде, а следовательно позволяет минимизировать слабости организации и максимизировать ее сильные стороны. Однако учет данных факторов не гарантирует полный успех. В любом случае определенный риск неизбежен. И в тех случаях, когда имеются рыночные возможности технологического расширения предприятия, готовность к риску неотделима от стратегии вызова, побуждающей организацию и ее членов к мобилизации всех своих сил. На рис. 2 приведен механизм соответствия рыночных возможностей и имеющихся ресурсов организации, формирующие ее инновационную стратегию.

В то же время необходимо отметить, что вне зависимости от технологического уровня организации основными ресурсами фирмы всегда являются деньги и люди, технический и управленческий персонал. На завершающих стадиях экономического развития деньги менее значимы, чем технический уровень развития, а последние имеют меньшее значение, чем возможности управленческого аппарата. Однако не следует думать, что возможности аппарата управления могут возрастать до бесконечности, причем в любой ситуации. Опыт экономического развития индустриально развитых стран показывает, что организация достаточно сильная в каком-то одном виде деятельности, оказывалась сравнительно слабой в другом деле, требовавшем иного рода навыков. Умение в течение длительного времени получать прибыль требует постоянного совершенствования организации.

ПРИВЕСТИ ПРИМЕР

.

Рис. 2. Механизм построения инновационной стратегии предприятия

Механизма инновационной стратегии в экономическом развитии организации формируется с учетом следующих требований:

3.10. Специфичность товара

В каждом предприятии наличие отличительных способностей, организационных ресурсов и организационных ценностей является или должна быть особенной. Чрезвычайно разнообразны и комбинации рыночных возможностей, которым должны соответствовать ресурсы и ценности организации. Обобщенные высказывания относительно того, что следует сделать для установления эффективного соответствия между возможностями рынка и ресурсами компании, все же менее значимы, чем конкретный процесс его достижения. Получаемый результат столь же уникален, сколь индивидуальными являются каждая организация и каждая рыночная ситуация.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: