Тема 13. Экономические инструменты развития инноваторства на предприятии

1. Кредитно–денежная система в инновационной экономике

2. Приватизация-инструмент формирования конкурентоспособной экономики

3. Государственно-частное партнерство в инновационной деятельности страны

1. Кредитно–денежная система в инновационной экономике

В Республике Беларусь в последние годы Национальным банком и Правительством Республики Беларусь проводится системная работа по реализации комплекса мер, направленных на поддержку ликвидности и платежеспособности банков, повышение доверия к банковской системе, сохранение ее устойчивости. Так в целях стимулирования вкладов населения был принят Декрет Президента Республики Беларусь от 4 ноября 2008 г. № 22, в соответствии с которым государство гарантировало полную сохранность и возмещение всей суммы денежных средств физических лиц, размещенных во всех банках и валютах. Банкам оказывалась значительная финансовая поддержка с применением всех доступных инструментов рефинан­сирования.

В целях снижения нагрузки на рублевую ликвидность с 1 декабря 2008 г. были снижены нормативы резервных требований, причем по привлеченным средствам физических лиц в белорусских рублях — до нуля. Помимо этого, в связи с недостаточностью у банков высоколиквидных активов, которые можно было бы использовать в качестве залога, в дополнение к стандартным операциям поддержания ликвидности Национальным банком в конце октября 2008 г. было принято решение о предоставлении банкам беззалоговых кредитов в национальной валюте на срок до трех месяцев.

Для поддержания ликвидности и платежеспособности банковской системы в крупнейших банках государством размещались значительные денежные средства в форме депозитов. Объем средств, размещенных органами государственного управления в банках, увеличился за 2008 г. на 7,1 трлн. руб., что составило свыше 40% от общего прироста обязательств банковского сектора. Кроме того, для предотвращения системной нестабильности в банковском секторе в декабре 2008 г. было принято решение о дополнительной капитализации государственных банков в размере 3,1 трлн. руб., или порядка 1,4 млрд. долл. США в эквиваленте.

Национальным банком и Правительством Республики Беларусь предпринимаются меры, направленные на улучшение институциональной структуры банковской системы, повышение качества корпоративного управления, дальнейшее совершенствование банковского надзора.

Принимая во внимание тот факт, что одним из наиболее существенных источников рисков для банковской системы в Республике Беларусь является широкое вовлечение системообразующих банков в финансирование государственных программ, в настоящее время проводится работа по созданию специализированного учреждения государственной формы собственности для обеспечения льготного финансирования таких государственных программ — Финансового агентства развития (далее — Агентство). Для снижения нагрузки на банковскую систему наряду с созданием Агентства будет содействовать повышению качества активов банков за счет передачи на баланс Агентства проблемных активов крупнейших государственных банков, в том числе кредитов, выданных под гарантии Правительства, а также местных исполнительных и распорядительных органов Республики Беларусь.

В целях формирования эффективного механизма по работе с проблемной задолженностью ведется также работа по созданию и развитию института коллекторства в Республике Беларусь. В настоящее время межведомственная группа разрабатывает предложения по устранению ограничений в законодательстве, препятствующих осуществлению коллекторской деятельности в Республике Беларусь.

В среднесрочной перспективе также продолжится работа по реализации комплекса мероприятий, направленных на обеспечение банками эффективного распределения финансовых ресурсов, управление рисками; расширение состава и качества банковских услуг; укрепление доверия к банковскому сектору и защиту интересов вкладчиков, инвесторов и кредиторов банков; улучшение качественных параметров деятельности банков.

В долгосрочной перспективе Национальным банком будет проводиться политика по снижению процентной ставки и стимулированию экспорта.

2. Приватизация-инструмент формирования конкурентоспособной экономики

Важнейшей составляющей институциональных реформ является преобразование отношений собственности. Реформа отношений собственности предполагает формирование социально-экономических механизмов, обеспечивающих:

специфицированность (четкость и определенность) прав собственности;

минимизацию величины трансакционных издержек;

свободу оборота прав собственности.

При этом реформирование отношений собственности наряду с системной задачей создания смешанной экономики имеет приоритетную цель — привлечение инвестиций и поиск эффективного собственника. Для реализации этой цели в перспективе предстоит:

ускорить сам процесс приватизации и разгосударствления на акционерной, корпоративной и кластерной основах;

максимально совместить процесс приватизации и инвестирования экономики;

обеспечить дифференцированный подход к выбору форм приватизации с точки зрения трудовой мотивации и стимули­рования инвестиционной деятельности;

создать условия для вовлечения в инвестиционную сферучастного капитала;

активизировать процесс внутренних сбережений и трансформации их в инвестиции;

повысить значимость такого источника финансирования расширенного воспроизводства, как выпуск корпоративных ценных бумаг;

создать благоприятный инвестиционный климат для при­влечения иностранного капитала в сферу приватизации;

обеспечить прозрачность процедур разгосударствления и приватизации.

В процессе приватизации будет обеспечен эффективный контроль со стороны государства за каждым этапом проведения разгосударствления и приватизации, в том числе за выполнением новым собственником взятых на себя обязательств. Процесс приватизации и разгосударствления будет увязан с соблюдением принципов обеспечения экономической безопасности и интересов государства. Одновременно будут обеспечены равные права и возможности национальных и зарубежных инвесторов по участию в процессе приватизации.

В соответствии с программой приватизации за три года в Беларуси планировалось акционировать 519 предприятий. В 2008 г. было запланировано акционирование 176 предприятий, из которых 52 относятся к Министерству промышленности. В их числе Минский автомобильный завод, Минский моторный завод, Минский механический завод им. СИ. Вавилова, Барановичский автоагрегатный завод, Борисовский завод агрегатов, Могилевский завод «Электродвигатель», «Завод Минскагропроммаш», «Белгазтехника», и др. Однако чисто технически полностью реализовать данные планы было невозможно. В целом, в 2008 г. акционировано 155 из планируемых 176 предприятий. Среди крупных предприятий можно отметить завод «Термопласт», завод им. Вавилова, Минский моторный завод, МАЗ и др. Вновь созданные ОАО в течение 1.0-1.5 месяца должны зарегистрировать свои уставы, а также акции, после чего они получат официальный статус акционерных обществ.

В 2009 г. акционировано 213 предприятий, среди которых в ведении Минпрома находтся 53 предприятия. Это, в частности, Гомельский завод сельскохозяйственного машиностроения «Гомсельмаш», Белорусский автомобильный завод, Минский завод колесных тягачей, РУПП «Витязь», НПРУП «Агат-Систем», ПВРУП «Инкотех», институт «Белгоспроект», завод «Электроника», РУП «Гомельтранснефть Дружба». НПО «Интеграл», завод «Витязь» и др. В целом за 2 года планировалось акционировать практически все белорусское машиностроение.

Акционированию в 2010 г. подлежат 130 предприятий, среди которых к промышленности относится всего 14 предприятий, в основном станкостроительного профиля. Среди этих предприятий можно отметить такие как Минский завод автоматических линий имени П.М. Машерова, Минский НИИ радиоматериалов, Оршанский инструментальный завод, Витебский станкостроительный завод «ВИСТАН», Гомельский литейный завод «Центролит», Оршанский льнокомбинат и другие.

На 1 января 2009 г. иностранный капитал присутствует в 24 банках из 29 действующих в Беларуси и составляет примерно 22.5% от уставного капитала всех банков. В 19 банках доля иностранного капитала составляет более 50%, в том числе в 7 банках 100%). Совокупный уставный фонд белорусских банков на 1 октября достиг USD 2.568 млрд.

Привлечение иностранного капитала в банковскую систему страны является нужным и прогрессивным шагом, который укрепит банковскую систему, сделает ее более конкурентоспособной и привлечет необходимые ре­сурсы в экономику страны (31).

В приватизации для достижения положительного эффекта имеют первостепенные значение следующие факторы:

гибкость в формировании инновационной стратегии перспектив развития компании;

прозрачность, конкурентность и открытость.

Объективная необходимость в продолжении приватизации, даже в текущих экономических условиях мирового финансового кризиса, была доказана выше. Не существует другой альтернативы проведению структурных изменений в экономике. Однако, для того чтобы смягчить существующие фискальные риски продажи по слишком низким ценам, это общее направление реформирования должно быть дополнено сделками по предварительной приватизации. Такие сделки особенно актуальны для компаний, чья текущая приватизационная стоимость резко упала из-за глобального экономического кризиса (18).

3. Государственно-частное партнерство в инновационной деятельности страны

В условиях функционирования преимущественно государственного сектора экономики, предопределяющим инструментом повышения её эффективности является партнерское государственно-частное сотрудничество.

К основным признакам государственно-частного партнерства можно отнести:

единство целей государственно-частного партнерства;

равноправное предпринимательство государственных и частных эко­номических и производственных структур;

единые правила взаимодействия сторон, обусловленные в договорах, контрактах и других официальных документах;

сбалансированность ресурсных вкладов, расходов, рисков, полученных результатов для решения общих задач в достижении целей государственно-частного партнерства.

Государственно-частное партнерство предполагает официальные отношения или договоренности между государственными и частными участниками в совместных целях с четким определением государственного интереса. Партнерство в данном случае означает сотрудничество, при котором государственные и частные структуры равноправны и взаимодополняют друг друга, в том числе в инвестировании и формировании ресурсов.

Государственно-частное партнерство организационно в основном может развиваться двумя различными способами:

государственный сектор и частные партнеры присоединяются к существующей компании или совместно создают смешанную компанию. Главный принцип государственно-частного партнерства — объединение государственных и частных инвестиций. Зачастую участие государственного сектора распространяется до уровня получения блокирующего меньшинства и тем самым он приобретает достаточное влияние. Во Франции, к примеру, закон предписывает, чтобы госсектор обладал большей частью активов.

Государственные и частные партнеры заключают договор (контракт) — это может быть договор о сотрудничестве, договор об управлении компанией, договор о реализации, лизинговый договор, договор об уступке (концессии), т.е. самая современная форма ГЧП (32).

По своей экономической природе эта концепция — дальнейшее развитие традиционных механизмов хозяйственного взаимоотношения и взаимодействия между государством и частным сектором в деле проектирования, планирования и финансирования совместных проектов, а также эксплуатации объектов инфраструктуры. Государство зачастую передает бизнесу права владения и пользования своей собственностью, административно-хозяйственные управленческие функции, оставляя за собой права распоряжения. Видение о партнерстве представляется как о симбиозе — реализации возможностей и ресурсов контрагентов государственного и частного секторов. При этом каждая из сторон выполняет то, что ей удается лучше всего. Так, ключевым в деятельности правительства является осуществление услуг в соответствии со стратегическими приоритетами. Для частного же сектора важно оказать услуги по наиболее приемлемой цене.

В современном понимании хозяйственное партнерство государства и частного бизнеса — это институциональный и организационный альянс между государством и частным бизнесом в целях реализации масштабных, национальных и международных, общественно-значимых проектов в широком спектре сфер деятельности — от развития стратегически важных отраслей промышленности и НИОКР до обеспечения общественных услуг. Частный бизнес в качестве своего вклада несет опыт, эффективное управление, передовую технологию и технику, гармоничную для бизнеса институциональную среду. Государство вносит свой вклад в виде собственности, налоговых льгот, правовых гарантий частному бизнесу, иногда и финансовые средства. Государство оставляет за собой функции контроля, регулирования с целью соблюдения общественных интересов. Прибыли распределяются пропорционально рискам, которые принимает на себя каждая из сторон.

С позиций права сложились два типа организации ГЧП:

эволюционное формирование института ГЧП в рамках действующей правовой системы законодательства (характерно для государств с развитой системой);

формирование ГЧП на основе разработки институционального и правового полей, обеспечивающих его создание, функционирование и развитие (32).

В последнем случае концессии могут создаваться и организовывать свою деятельность, опираясь на специально разработанные законодательные акты и регламентирующие главные стороны их деятельности положения, которые должны на начальном периоде восполнять отсутствие или неполноту контрактного права. Главную роль инициатора и гаранта в системе ГЧП играет государство

Концессия как форма государственно-частного партнерства получил; широкое распространение. Партнерские отношения в форме концессии обеспечивают концессионеру:

получение объекта концессии без права собственности на основные средства, которые остаются в собственности государства;

права собственности на произведенную на концессионном предприятии продукцию;

практически полную административно-хозяйственную независимость.

Любая из форм партнерства предполагает представление государством широких прав в принятии инвестиционных, административно-хозяйственных

и управленческих решений, распределении рисков. Во всей мировой экономике конец XX — начало XXI в.в. характеризуется притоком частного капитала в инфраструктурную сферу, как один из способов перехода к рыночным формам государственного участия в развитии социально значимых проектов, поддержке инвестиционной деятельности. Закон «О концессионных соглашениях» устанавливает перечень категорий объектов, которые могут быть предметом концессионного соглашения, среди них включены объекты соци­ального назначения: объекты здравоохранения, образования, культуры и спорта и иные объекты социально-культурного и социально-бытового назначения, а так же объекты, используемые для осуществления лечебно-профилактической, медицинской деятельности. Заслуживает внимания опыт применения концессионных соглашений в Казахстане, где закон «О концес­сиях» был принят только в 2006 году, но в кратчайшие сроки был утвержден Перечень объектов предлагаемых к передаче в концессию на 2007-2009 годы и определены объекты, которые не могут быть переданы в концессию. Следует отметить, что государство ввело запрет на передачу в концессию объектов учреждений оказывающих социально-значимые услуги. Но, несмотря на столь жесткую позицию в использовании данной формы ГЧП, интерес бизнеса к сотрудничеству с государством в социальной сфере не только не снизился, но развивается и приобретает новые формы (19).

Государственно-частное партнерство получает свое развитие в инновационной сфере.

Примером успешно работающих партнерств являются важнейшие инновационные проекты. Реализация важнейших инновационных проектов государственного значения является на сегодняшний день одной из наиболее успешных форм взаимодействия государства и частного предпринимательства. Получают дальнейшее развитие инновационные организационные формы такие, как бизнес инкубаторы, технопарки, инновационно-технологические центры. Повышается роль наукоградов в государственно-частном партнерстве (19).

Государственно-частное партнерство способно снизить нагрузку на бюджеты различных уровней, при сложившемся объеме финансирования осуществлять реализацию значительного числа инвестиционных процессов и качественно улучшить положение в таких сферах, как создание социальной инфраструктуры, сооружение общественно-значимых объектов, развить рынок социальных услуг.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: