И инновационную сферу

ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

Предстоит ускорить построение эффективной Национальной инновационной системы (далее – НИС), максимально использовать имеющиеся условия для интеграции науки, образования, производства, формирования рыночных стимулов повышения инновационной активности субъектов предпринимательской деятельности и рынка инноваций. Основными задачами государственной инновационной политики являются:

обеспечение правового регулирования, стимулирующего инновационное развитие экономики Республики Беларусь;

повышение эффективности инновационной деятельности;

обеспечение экономического и социального развития за счет эффективного использования интеллектуальных ресурсов общества;

содействие созданию и развитию рынка инновационной продукции;

содействие созданию инновационной инфраструктуры;

перспективное прогнозирование технологического развития;

обеспечение государственных интересов в сфере инновационной деятельности;

формирование благоприятной среды для развития научно-технической деятельности и инновационного бизнеса.

Содействие привлечению инвестиций в научно-техническую

Цель – создание благоприятной среды для развития инновационной и инвестиционной деятельности

Основная задача – диверсификация источников инвестирования в инновационные проекты.

Механизмы реализации:

разработка новой редакции Инвестиционного кодекса Республики Беларусь (срок внесения – 2012 год), предусматривающей:

приведение положений о правовом режиме и защите инвестиций в соответствие с общепринятыми международными стандартами;

конкретизация мер справедливого отношения к инвесторам;

расширение диапазона гарантированного инвесторам свободного перевода средств (инвестиции, доход от них, компенсации, выплаты по инвестиционным спорам, контрактам или кредитным договорам, дополнительные взносы в капитал и другое);

обеспечение дальнейшего развития системы страхования и создание благоприятных условий для привлечения в нее иностранных инвестиций путем разрешения частным страховым компаниям, в том числе с иностранным капиталом, предоставлять услуги по всем видам обязательного страхования и перестрахования;

принятие мер по ускорению развития инвестиционных фондов, управляющих компаний и других небанковских финансовых организаций для обеспечения расширения источников привлечения внутренних и внешних инвестиционных ресурсов;

организация новых биржевых площадок для торговли ценными бумагами предприятий высокотехнологичных направлений, включая определение особого правового режима их функционирования (свободный доступ на рынок венчурных фондов, иностранных инвесторов и посредников, допуск к обращению ценных бумаг иностранных эмитентов);

формирование инвестиционных проектов по технологическому переоснащению бирж, банков, сети телекоммуникаций, авиа- и железнодорожного транспорта, логистической системы и привлечение ведущих специализированных иностранных компаний, в том числе в качестве стратегических инвесторов;

расширение прав инвесторов по рассмотрению споров в местных судах, международном арбитраже или иных компетентных органах;

создание с привлечением международных экспертов качественно новой республиканской базы данных об инвестиционных проектах, объектах промышленной недвижимости, инвестиционных площадках, земельных участках для продажи или аренды и другое;

совершенствование механизма кредитования проектов Государственной программы под гарантии Правительства Республики Беларусь;

формирование системы стимулирования руководителей и работников предприятий, успешно реализующих проекты Государственной программы.

Координацию работы по выполнению настоящего раздела осуществляют Министр экономики, Министр иностранных дел, Председатель ГКНТ.

Совершенствование механизмов государственного содействия коммерциализации результатов научно-технической деятельности

Цель – повышение эффективности коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, прежде всего созданных с привлечением бюджетных средств, развитие трансфера технологий.

Задачи:

обеспечение эффективного управления результатами интеллектуальной деятельности, созданными с использованием бюджетных средств;

интенсификация передачи результатов интеллектуальной деятельности в реальный сектор экономики, обеспечение эффективных связей наука – промышленность;

обеспечение сбалансированности прав и законных интересов субъектов правоотношений, включая государство, в области создания, правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности.

Механизмы реализации:

оптимизация порядка использования результатов научно-технической деятельности, распоряжения имущественными правами на эти результаты посредством внесения изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 31 августа 2009 г. № 432;

совершенствование инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию результатов интеллектуальной деятельности, включая расширение возможностей учреждений науки и образования по созданию коммерческих организаций, осуществляющих коммерциализацию перспективных научно-технических разработок, в том числе путем внесения изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 9 марта 2009 г. № 123 «О некоторых мерах по стимулированию инновационной деятельности в Республике Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 66, 1/10522);

создание на крупных и средних предприятиях инженерно-технических центров, осуществляющих организацию лицензионно-патентной работы, изобретательской и рационализаторской работы, взаимодействие с профильными учреждениями науки и высшей школы по вопросам коммерциализации перспективных научно-технических разработок, организацию инженерно-технологического аудита, организацию опытного производства новой и инновационной продукции, организацию внедрения и освоения в серийное производство новой и инновационной продукции (срок – 2011 – 2012 годы);

проработка вопроса о целесообразности создания государственного учреждения (организации, уполномоченной государством) на которое возлагается ответственность за реализацию государственной политики в сфере коммерциализации интеллектуальной собственности и развитие предпринимательства в научно-технической и инновационной сфере (срок – 2011 год;

внедрение системы венчурного инвестирования (срок – 2012 год);

содействие созданию крупных инжиниринговых ассоциаций, включающих научные, конструкторско-технологические, проектные, маркетинговые и консалтинговые организации, промышленные предприятия, для поставки технологий и создания производства ”под ключ“;

упрощение процедур передачи прав на результаты научно-технической деятельности, созданных за счет бюджетных средств, в сферу частного предпринимательства;

внедрение новых инструментов государственной поддержки изобретательства и малого инновационного предпринимательства –инновационных ваучеров и целевых грантов для коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности;

развитие системы образования и укрепление кадрового потенциала в области проектного менеджмента и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности.

Координацию работы по выполнению настоящего раздела осуществляют Председатель ГКНТ, Министр экономики, Председатель Президиума НАН Беларуси.

Развитие системы научно-технической и инновационной информации, создание инновационной информационной сети

Цель – повышение конкурентоспособности национальной экономики и качества выпускаемой в Республике Беларусь продукции.

Система научно-технической и инновационной информации (далее – НТИ) – это совокупность информационных центров, научных и научно-технических библиотек, организаций, специализирующихся на сборе и обработке НТИ и взаимодействующих между собой.

Приоритетные направления развития системы НТИ:

совершенствование организационного, нормативного, правового и методического обеспечения;

развитие высокоскоростной телекоммуникационной инфраструктуры;

создание автоматизированных систем НТИ;

образование информационных ресурсов государственной системы НТИ и их интеграция в мировое научно-информационное пространство;

формирование научно-инновационной сетевой инфраструктуры.

В настоящее время в Республике Беларусь система НТИ объединяет ряд организаций, основными задачами которых является обеспечение формирования и эффективного использования ресурсов НТИ, их интеграция в мировое информационное пространство и содействие созданию рынка информационной продукции и услуг.

В связи с отсутствием единого центра, координирующего работу субъектов системы и оказывающего им методическую помощь, ее организационная инфраструктура остается незавершенной. Это обусловливает ведомственную разобщенность в деятельности субъектов системы НТИ и, следовательно, отсутствие основы для создания единого информационного пространства НТИ, обеспечивающего эффективный доступ к национальным информационным ресурсам и взаимодействие с мировым информационным пространством.

В 2011 – 2015 годах планируется продолжить процесс развития системы НТИ (в первую очередь на отраслевом и региональном уровнях). Особенно актуальна задача воссоздания информационных служб в организациях, а также создания информационно-аналитических служб.

В целях реализации единой скоординированной политики развития государственной системы НТИ, повышения конкурентоспособности научно-информационных продуктов и услуг, интеграции информационных ресурсов различных министерств, ведомств и организаций возложить функции головной организации системы НТИ на БелИСА.

Механизмы реализации:

выполнение комплекса научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на развитие системы НТИ;

создание и внедрение автоматизированных информационных систем, ресурсов, программного обеспечения;

развитие научно-исследовательской информационной компьютерной сети (НИКС) и сетевой инфраструктуры.

В сети НИКС будут обеспечены реализация полноценного белорусско-российского полигона научной ГРИД-сети, полнофункциональное вхождение в европейскую ГРИД-сеть, внедрены технологии ”облачной“ обработки данных для предоставления доступа разработчиков к приложениям в виде сетевых сервисов, стандарты сетевой безопасности, многоуровневой развитой пакетной фильтрации и контент-фильтрации, распределенной аутентификации и авторизации пользователей.

Будут достигнуты следующие значения основных измеримых показателей:

расширение внешнего канала связи НИКС через общеевропейскую научную сеть GEANT до 10 Гбит/с, создание отказоустойчивого магистрального ядра НИКС (10 Гбит/с) с обеспечением резервирования маршрутов;

снижение финансовых затрат не менее чем в 2 раза на организацию обмена научно-технической информацией и доступа в Интернет для организаций научно-технической сферы и научных библиотек за счет дальнейшего развития инфраструктуры НИКС и автономного выхода в общеевропейскую научную сеть GEANT;

развитие и внедрение автоматизированной системы избирательного распространения информации для информационного обеспечения научно-технической, инновационной и образовательной деятельности, подключение к данной автоматизированной системе не менее 30 процентов научно-технических библиотек, служб НТИ, организаций;

предоставление абонентам НИКС сетевых сервисов и технологий нового поколения, включая IPv.6, DNSCEC и другие;

внедрение сетевых мультимедийных технологий, в том числе видео­конференцсвязь, видеотелефония, технологии групповой передачи данных.

Координацию работы по выполнению настоящего раздела осуществляют Председатель ГКНТ, Министр связи и информатизации, Председатель Президиума НАН Беларуси.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: