Потребности в структуре деятельности

В процессе обмена веществ между человеком и природой важное место принадлежит потребностям. Потребности выступают в качестве содержания «сущностных сил» человека, так как именно потребности в обмене веществ с окружающим миром обуславливают собой деятельность, которую осуществляет человек в процессе своей жизни. Именно «потребности, т.е. их природа и способ их удовлетворения» (К.Маркс, Ф.Энгельс, соч. т.3, стр.439), связывают индивидов друг с другом, обусловливают необходимость общения их друг с другом. Универсальность развития потребностей К.Маркс считал самоцелью общественного прогресса будущего общества.

Под действием потребности людей в общении друг с другом развился орган этой потребности – речевой аппарат и соответственно способность говорить, а под влиянием потребности в проникновении в сущность вещей в процессе становления трудовой деятельности развился орган этой потребности – человеческий мозг и способность к мышлению.

В советской литературе существует немало определений понятия «потребность», Философы и психологи трактуют это понятие боле шире, чем экономисты, принимающие в расчет лишь потребительские потребности. Однако многие ученые понимают под потребностями определенную нужду в чем-то. Так Д.А.Кикнадзе пишет, что «потребность в самом общем смысле слова – это нужда, надобность субъекта в чем-либо, для удовлетворения которой необходима та или иная формы активности, то или иной предмет» (Д.А.Кикнадзе, 1968, стр.8). Критикуя определения потребностей через нужду, С.М.Ковалев считает такое определение тавтологичным. Он определяет потребности как формы «проявления жизни, объективно присущие живому организму требования условий, необходимых для его сохранения и развития» (С.Ковалев, 1970, стр.27).

Данное определение более правильно, так как здесь учитывается не только потребность в благах, в предметах, но и потребность в деятельности, в активности. Однако, в определении не подчеркивается социальной обусловленности потребностей. Потребность следует определить как осознанную объективную нужду человека во взаимодействии не только с природным миром, но и с социальным; взаимодействии, сохраняющем и развивающем его жизнь, как общественного индивидуума (Е.Г.Куделин, 1977).

Человек – существо сознательное, и его поведение, его дела и поступки приобретают осознанный целенаправленный характер. Прежде чем действовать, человек в сознании своем создает идеальный образ действия. Непосредственным источником образа, а также и практического поведения человека, служат именно его потребности. Осознанная потребность превращается в сознательную цель, опирающуюся на знания, интерес и т.д., которые и управляют поведением человека». Люди, - писал Ф.Энгельс, - привыкли объяснять свои действия из своего мышления, вместо того, чтобы объяснять их из своих потребностей (которые при этом, конечно, отражаются в голове, осознаются)» (Соч.т.20, стр.493).

Будучи единством объективного и субъективно, потребности человека являют собой весьма сложный феномен. А.Н.Леонтьев (1975) различает потребность как внутреннее условие(1975, стр.87), как одну из обязательных предпосылок деятельности и потребность как то, что направляет и регулирует конкретную деятельность субъекта в предметной среде. В первом случае потребность выступает как состояние организма, которое само по себе не способно вызвать никакой определенно направленной деятельности; функция потребности здесь ограничивается активацией соответствующих биологических отправлений и общим возбуждением двигательной сферы, проявляющимся в ненаправленных поисковых движениях. «Голод, - писал И.М.Сеченов, - способен поднять животное на ноги, способен придать поискам более или менее страстный характер, но и внме нет никаких элементов, чтобы направить движение в ту или иную сторону и изменить его сообразно требованиям местности и случайностям встреч» (Изб.пр-я.т.1.Из-во АН СССР, 1952, с.581).

На психологическом уровне потребность выступает как отражение потребностных состояний и сигнальных признаков предмета потребности. Потребностное состояние неразрывно связано с предметом потребности, т.е., когда потребность «встречается» с предметом, способным удовлетворять ее, она становится способной направлять и регулировать деятельность человека, управлять его делами и поступками. «Встреча» потребности с предметом выступает как условие образования установки на определенный вид деятельности (Афанасьев,1977). Потребность опредмечивается (А.Н.Леонтьев, 1975).

Процесс опредмечивания – есть процесс осознания потребностей, характер и содержание которого определяется существующим уровнем общественного развития, общественными отношениями, в которых происходит становление и развитие личности. В акте «встречи» с предметом потребность наполняется содержанием, которое черпается из внешнего мира, становясь личностно-значимым фактором, и, таким образом, превращается в психологическое явление в отличие от явления физиологического.

Для человека характерна подвижная связь между предметом потребности и состоянием, что способствует развитию потребности. Это развитие заключается в изменении ее предметного содержания и осуществляется в деятельности. При таком подходе потребность понимается как продукт (результат) человеческой деятельности (О.В.Дашкевич, 1978).

Все содержательные компоненты и манипулятивные элементы деятельности являются ее результатом. Это функциональное положение согласуется с тезисом о порождении самой деятельности предметным миром, именно представлением о результате, как исходном моменте деятельности. Деятельность является первично результатом включения индивида в общественное производство и вторично – продуктом собственного саморазвития на базе этой включенности и взаимодейстивя в сфере производства и общественных отношений.

В заключении раздела еще раз следует подчеркнуть, что марксистский анализ показывает, что при функционировании системы деятельности, потребность представляет ее существенный «внутренний момент». По этому поводу А.Н.Леонтьев (1975, стр.192) приводит следующее высказывание К.Маркса: «В качестве нужды, в качестве потребности потребление само есть внутренний момент производительной деятельности. Но последняя есть исходный пункт реализации, а потому и ее господствующий момент – акт, в который снова превращается весь процесс. Индивид производит предмет и через его потребление возвращается к самому себе» (см. К.Маркс и Ф.Энгельс, соч., том 46, 21, стр.26-29).

Этим самым обосновывается взгляд классиков на результат деятельности, в котором интегрирован производительный процесс, как на исходный момент дальнейшего развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: