В доступной литературе нет четкого разделения функционирования действия и деятельности: отдельные авторы не делают расширительного различия понятий «деятельности» и «действие» (Л.И.Анцыферова, 1969). В связи с этим процессуальная характеристика деятельности во многом оказывается идентичной процессу действия.
Динамика процесса деятельности выражается в различных «трансформациях» ее «компонентов» и «единиц». А.Н.Леонтьев (1975) выделяет следующие преобразования:
1) превращение акта деятельности в действие, происходящее при утрате мотива;
2) обращение действия в операцию при потере цели;
3) выделение частных целей из общей цели;
4) осознание мотива и превращение его в мотив-цель.
Возможны и обратные трансформации: «сдвиг мотива на цель», приводящий к формированию новой деятельности на базе имевшего место действия.
Существенным моментом развития деятельности является ее продукт и результат. Следует заметить, что в схеме процесса деятельности у А.Н.Леонтьева (1975), совпадающей в своих основных звеньях с кибернетической моделью функциональной системы поведенческого акта, предложенной П.К.Анохиным (1968), отсутствует результат деятельности, выполняющий роль системообразующего фактора (П.К.Анохин, 1968).
|
|
В любой деятельности, направленной на преобразование объективной действительности, можно выделить два продукта: объективный и субъективный. Наряду с теми реальными изменениями, которые производятся деятельностью в объективном мире, продуктом ее являются потребности, мотивы, цели, операции, сознание, личность человека. С.Л.Рубинштейн писал: «Подлинные достижения человека откладываются не только вне его в тех или иных порожденных им объектах, но и в нем самом; создавая что-либо значительное, человек и сам растет; в творческих доблестных делах человека важнейший источник его роста» (1959, стр.128).
В процессе развития деятельности, наряду с ее внутренними компонентами и особенностями структурных связей между ними, вступают в отношения друг с другом отдельные мотивы, а стало быть и деятельности. В связи с этим выделяются «главные деятельности», побуждаемые смыслообразующими мотивами и «подчиненные» деятельности с соответствующими им мотивами-стимулами. Возникает иерархическая структура деятельности. Совокупность этой иерархии мотивов составляет структуру личности. В деятельности также формируется и развивается сознание человека.
Развитие техники, задачи исследования психологических условий труда в отдельных видах производства, обратило внимание психологов на внутренние способы деятельности.
Проблема микроструктурного анализа поставлена у нас в работах Г.Г.Вутетича, В.П.Зинченко (1970), В.П.Зинченко (1972), Ю.К.Стрелкова (1972), В.М.Давишвили, В.П.Зинченко (1974). Общие принципы данного подхода изложены, в частности, в работе В.П.Зинчеко, В.М.Гордон (1976).
|
|
При микроструктурном анализе деятельность дробится на возможно большее число составляющих ее элементарных единиц, которые имеют качественные и количественные характеристики. Основными рабочими понятиями выступают «алфавит преобразований» и «функциональный блок». «Алфавит преобразований» подразделяется на уровни, состоящие из определенных функциональных блоков. Эти блоки могут иметь самостоятельный выход в поведение и тогда они становятся идентичными «операциям» в системе понятий макроанализа или не иметь такого выхода, являясь этапом преобразования информации, опосредованно действующим в организации операций.
Авторы выделяют микроанализ и микроструктурный анализ деятельности. Микроанализ рассматривает функционирование блоков по стадиям целостного действия. В результате исследования инструментальных пространственных двигательных навыков на экспериментальном стенде были выделены следующие функциональные блоки, реализующие отдельные стадии:
1) блок формирования программ моторных инструкций (латентная стадия начала движений);
2) блок реализации программ (собственно физическая стадия действия);
3) блок контроля и коррекции (стадия контроля и коррекции).
Микроанализ направлен на изучение взаимоотношений между отдельными блоками. Координатами его являются характеристики целостного функционирования блока (например, время).
Микроструктурный анализ имеет дело с изменениями, происходящими внутри отдельного блока. Внимание исследователя в данном случае направлено на составляющие каждого отдельного блока.
Продуктивность микроанализа деятельности неоднократно подчеркивалась успешным использованием его данных для целенаправленного формирования у операторов специфических функциональных органов нервной системы, необходимых для оптимизации психологических условий их производственной деятельности.
Методы микроструктурного анализа могут быть распространены на изучение эмоционального компонента деятельности, особенно в тех сферах, которые связаны со значительными субъективно переживаемыми трудностями (лимит времени, большие физические и умственные напряжения) в условиях большой значимости результатов.
Микроструктурный анализ должен направляться на изучение содержательной стороны отношений и переходов, которые связывают структуру деятельности с интрацеребральными ее механизмами.