Операции в структуре деятельности

Операции можно классифицировать по их функциональному назначению как способы исследования, воздействия, контроля или по специфике основного процесса, включенного в их состав: двигательные, мнемические, перцептивные (Л.И.Анцыферова,1969). По отношению к психическому компоненту деятельности,, операции разделяются на сознательные и бессознательные (автоматизированные).

Операции являются продуктом преобразования действий, потери ее связи с целью (А.Н.Леонтьев, 1975). Возможен и обратный процесс превращения операции в действие, итогом которого является превращение средства в цель (О.К.Тихомиров,1969). В исследованиях О.К.Тихомирова (1969, 1975), В.А.Терехова, Ю.Е.Виноградова (1975) показано постепенное преобразование операциональных смыслов в целенаправленные действия. В данном процессе активную роль играют эмоциональные предвосхищения, регулирующие акт целеобразования.

В соответствии с целью и условиями действия отбираются и способы реализации цели (операции). Анализ операционального состава действия осуществляется только с учетом особенностей целеполагагния. Вне анализа процесса целеполагания, связанного с оценкой результативности в заданном и полученном предыдущем действии, номенклатура операций и способ их координации в целостном действии, оказывается либо неизвестным, либо труднооценимым (В.П.Зинченко, В.М.Гордон, 1976). Операция, взятая вне целостной структуры действия и деятельности, теряет свое качество средства реализации цели. Она существует, лишь реализуя действия и деятельность (А.Н.Леонтьев, 1975). Выработка необходимых для действия операций является необходимым условием реализации целей действий, а следовательно и деятельности. Степень превращения знаний в способы действий, может быть индикатором способностей человека (Л.И.Анцыферова, 1969).

Особую задачу составляет рассмотрение вопроса о роли эмоций в структуре деятельности. Данная проблема широко изучается О.В.Дашкевичем (1972-1978). Было установлено, что эмоции в деятельности выполняют направляющую, динамическую и организующие функции. Участвуя в регуляции деятельности на подготовительном и исполнительном этапах, эмоции существенно влияют на ее результат.

Согласуясь со структурой деятельности и ее системой организации, были выделены три этапа эмоций: 1)мотивационные эмоции; 2) эмоции прагматической неопределенности; 3)результативные эмоции. Мотивационные эмоции связаны с предметом деятельности (мотивом), эмоции прагматической неопределенности – с задачей действия, эмоции результативности – с результатами конкретных действий.

Практическое применение средств пот управлению выявленных эмоций в структуре деятельности, особенно связанных с экстремальностью условий, существенно повышают результативность деятельности человека.

Большой интерес представляют исследовательские работы, связанные с выяснением вопроса о роли установки в структуре деятельности. В школе Д.Н.Узнадзе под установкой понимается внутренне состояние готовности к психической и поведенческой активности (или ее торможение). Установка рассматривается как устойчивое генерализованное (целостное) состояние, возникающее при наличии потребности и ситуации, т.е. при наличии определенных условий для удовлетворения потребности. Они формируются в жизнедеятельности субъекта, т.е. являются приобретенными образованиями.

Экспериментальные работы Д.Н.Узнадзе показали, что установка занимает реальное место в деятельности. Тщательный анализ концепции установки провел Ф.В.Бассин (1968). В настоящее время проблема установки серьезно разрабатывается А.Г.Асмоловым (1977). Он рассматривает установку как механизм стабилизации деятельности, выделяя смысловые, целевые и операциональные установки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: