Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица

Как отмечалось, следующим за контрабандой по частоте совершения таможенным преступлением является уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194 УК РФ).

Перечень таможенных платежей определен ст. 318 ТК РФ, в соответствии с которой таможенными платежами признаются обязательные к уплате ввозная таможенная пошлина, вывозная таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, таможенные сборы.

Количественным признаком предмета преступления является сумма неуплаченных таможенных платежей. Уклонение от уплаты таможенных платежей является уголовно наказуемым деянием, если признается совершенным в крупном размере, т.е. если в соответствии с примечанием к ст. 194 УК РФ их сумма превышает 500 тыс. руб., а в особо крупном размере - 1 млн. 500 тыс. руб.

Преступления, связанные с уклонением от уплаты таможенных платежей, отличаются изощренностью способов их совершения и сокрытия, их многообразием.

Способы уклонения от уплаты таможенных платежей подразделяются на две группы. Первая группа связана с незаконным изъятием товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, с целью уклонения от уплаты таможенных платежей. К ней относятся: а) недоставка товаров в таможню назначения; б) нарушение законодательства о таможенных режимах, предполагающих полное или частичное освобождение от уплаты таможенных платежей; в) нарушение законодательства в сфере складских операций; г) неправомерное использование тарифных льгот по уплате таможенных платежей.

Вторая группа включает способы, связанные с недостоверным декларированием товаров и транспортных средств или иными действиями, направленными на неправомерное освобождение от таможенных платежей или их занижение. В частности, имеется в виду заявление недостоверных сведений: а) о таможенной стоимости товаров; б) о стране происхождения товара; в) о наименовании и коде товаров по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности для товаров, имеющих сходные потребительские характеристики; г) о количестве товаров; д) иных сведений.

Анализируя предмет уклонения от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, следует отметить, что это деяние, как основной состав, уголовно наказуемо при условии совершения его в крупном размере.

В соответствии с примечанием к ст. 194 УК РФ (в редакции Федерального закона от 25 июня 1998 г. N 920-ФЗ) под крупным размером следовало понимать уклонение, при котором сумма неуплаченных таможенных платежей превышала одну тысячу минимальных размеров оплаты труда (1000 МРОТ x 1100 руб. = 1100000 руб.).

В настоящее время в соответствии с примечанием к ст. 194 УК РФ уклонение от уплаты таможенных платежей признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных таможенных платежей превышает пятьсот тысяч рублей. Закон дифференцирует уголовную ответственность по ст. 194 УК по такому признаку предмета, как его размер (финансовый эквивалент), и по п. "г" ч. 2 ст. 194 ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей в особо крупном размере наступает в том случае, если сумма обязательного неуплаченного платежа превышает один миллион пятьсот тысяч рублей.

Законодатель, изменяя размер предмета преступления, оценил повышенную опасность данного деяния. Так, по данным изучения уголовных дел, более 10% фактов уклонения от уплаты таможенных платежей совершены на сумму, превышающую 150 тыс. руб.

При определении крупного размера необходимо иметь в виду многочисленные таможенные льготы, на величину которых должна быть уменьшена сумма таможенных платежей. Так, в соответствии с таможенным законодательством они предоставляются представительствам иностранных государств и их работникам, консульским представительствам иностранных государств и членам их персонала, иностранным дипломатическим и консульским курьерам, представителям и членам иностранных государств, международных межправительственных организаций и т.д.

Кроме того, в соответствии с разделом VI Закона РФ "О таможенном тарифе" при осуществлении торговой политики РФ в пределах ее таможенной территории допускается предоставление тарифных льгот (тарифных преференций) в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, в виде возврата ранее уплаченной пошлины, снижения ставки пошлины, в исключительных случаях освобождения от пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара.

При отсутствии крупного размера уклонение от уплаты таможенных платежей не образует состава преступления, а квалифицируется как административное правонарушение в зависимости от обстоятельств дела по нормам КоАП России.

При изучении материалов уголовных дел об уклонении от уплаты таможенных платежей установлено, что наиболее распространенным способом совершения данного преступления является предоставление таможенным органам поддельных документов на товары. С применением данного способа совершается примерно 45% рассматриваемых преступлений. Чаще всего предоставляются документы, свидетельствующие о наличии оснований для оформления товаров в льготном порядке или содержащие другие недостоверные сведения, влияющие на размер подлежащих уплате таможенных платежей. В большей степени сказанное относится к транспортным средствам. Анализ уголовных и административных дел, рассмотренных судами Белгородской области в 1999 - 2002 гг., свидетельствует о том, что около 75% автомобилей, ввезенных из-за рубежа на территорию области в указанный период, легализованы с использованием поддельных таможенных документов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: