Характеристика технологии учебного проектирования

Название проектов Характеристика проектов
Исследовательские Включают методы экспериментального научного исследования: аргументация актуальности темы, определение проблемы, предмета, объекта, задач исследования, выдвижение гипотез, проверяемых опытным путем, обсуждение результатов, формулировка выводов. Проект «Капелька»: группировка способов использования воды, домашние исследования бытовых затрат (диаграммы), установление контроля за кранами, постов, рисование плакатов.
Творческие Нет четкой структуры. Реализуется в соответствии с жанром результата и интересами детей, поэтому заранее прогнозируются итоги и форма их представления (праздник, драматизация, выпуск газеты и т.д.). Наиболее типичны проекты праздников, например, «День леса».
Игровые Основа – ролевая деятельность детей, обусловленная характером и содержанием проекта (литературные, сказочные персонажи, выдуманные герои, имитация социальных и деловых отношений и т.д.). Дети пишут сценарии миниатюр, отражающих заранее заданную природоведческую проблему.
Информационная Цель – сбор информации об определенном природном / социальном объекте или явлении, ее анализ, обобщение фактов, представление аудитории в форме доклада, реферата, газеты. Допускается проведение игр-конференций, с выступлением перед сверстниками, родителями.
Практические Результат – социально значимое дело, основанное на интересах детей: проект экотропы, выпуск атласа-определителя местных растений для малышей.

. Познавательные универсальные учебные действия

включают: общеучебные, логические учебные действия, а так_

же постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

• самостоятельное выделение и формулирование познава_

тельной цели;

• поиск и выделение необходимой информации, в том

числе решение рабочих задач с использованием общедоступ_

ных в начальной школе инструментов ИКТ и источников ин_

формации;

• структурирование знаний;

• осознанное и произвольное построение речевого выска_

зывания в устной и письменной форме;

• выбор наиболее эффективных способов решения задач в

зависимости от конкретных условий;

• рефлексия способов и условий действия, контроль и

оценка процесса и результатов деятельности;

• смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор

вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой

информации из прослушанных текстов различных жанров;

определение основной и второстепенной информации; сво_

бодная ориентация и восприятие текстов художественного,

научного, публицистического и официально_делового стилей;

понимание и адекватная оценка языка средств массовой ин_

формации;

• постановка и формулирование проблемы, самостоятель_

ное создание алгоритмов деятельности при решении проблем

творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий со_

ставляют знаково_символические действия:

• моделирование — преобразование объекта из чувствен_

ной формы в модель, где выделены существенные характе_

ристики объекта (пространственно_графическая или знаково_

символическая);

• преобразование модели с целью выявления общих зако_

нов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

• анализ объектов с целью выделения признаков (сущест_

венных, несущественных);

• синтез — составление целого из частей, в том числе са_

мостоятельное достраивание с восполнением недостающих

компонентов;

• выбор оснований и критериев для сравнения, сериации,

классификации объектов;

• подведение под понятие, выведение следствий;

• установление причинно_следственных связей, представ_

ление цепочек объектов и явлений;

• построение логической цепочки рассуждений, анализ

истинности утверждений;

• доказательство;

• выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

• формулирование проблемы;

• самостоятельное создание способов решения проблем

творческого и поискового характера.

Таким образом, изучение предмета «Окружающий мир» способствует формированию общепознавательных универсальных учебных действий: • овладению начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией;

11. Внеурочная деятельность младших школьников по курсу «Окружающий мир» в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Примерные программы по внеурочной деятельности. Принципы построения программ внеурочной деятельности. Структура и виды внеурочной работы, их объём и содержание.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в формах, таких как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д. Время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет до 1350 часов.

При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением используются возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей.

Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных и талантливых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы. Реализация индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой тьютора образовательного учреждения.

Внеурочная деятельность – разновидности: индивидуальная, групповая, массовая.

Согласно ФГОС НОО (1998), обязательный минимум содержания обучения включал 7 образовательных областей: филология, математика, искусство, технология, физическая культура, естествознание и обществознание. Последние две объединены в один образовательный компонент «Окружающий мир». Не регламентировалась модель построения учебных программ, поэтому возникли как интегрированные пропедевтические курсы («Окружающий мир» Н.Ф.Виноградовой и др.), так и однопредметные по различным тематическим обществоведческим направлениям, некоторые из которых в разных формах функционируют и по сей день В КАЧЕСТВЕ ЭЛЕКТИВНЫХ (ПО ВЫБОРУ) ИЛИ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ. ТАКИМ ОБРАЗОМ, ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ РЕАЛИЗУЮТСЯ В НАПРАВЛЕНИЯХ КОНКРЕТИЗАЦИИ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ТЕМАТИЧЕСКИХ ЛИНИЙ, ОТРАБОТКИ НА ПРАКТИКЕ УСВОЕНННЫХ СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ (ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР): 1) исторические (требуемый минимум – описание ярких фактов истории Отечества, биографии выдающихся личностей)6 а) основные - «Введение в историю» (Е.В.Саплина, А.И.Саплин), «Наша Родина и современный мир. Прошлое и настоящее» (Н.И.Ворожейкина), «Мое Отечество» (Д.Д.Данилов, С.В.Тырин, Н.В.Иванова), «История России» (М.Т.Студеникин), «Твоя Россия» (Н.Я.Чутко, Л.Е.Родионова), «Введение в историю России» (З.В.Левицкая), «Родная история» (Д.И.Латышина), «История с древнейших времен до наших дней. 3-11 кл. (рук. А.П.Богданов), «История» (Н.Я.Чутко); б) факультативные - «Введение в народоведение. Родная земля» (М.Ю.Новицкая), «История становления человека» (Н.Я.Чутко); 2) краеведческие: «Московедение» (Н.А.Горелова, Н.М.Поникарова), «Московия» (В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова), «Московедение» (Г.Н.Аквилева, Н.И.Яковлева), «История Москвы» (М.Т.Студеникин), «Московедение» (Лаборатория Москвоведения Московского института развития образовательных систем под рук. А.В.Рогачева); «Москва» (Т.В.Троицкая), «Программа воспитания юного рязанца» (Л.Л.Емельянова), «История и культура Санкт-Петербурга» (Л.К.Ермолаева / Л.Н.Махинько), «Примерная программа туристско-краеведческой деятельности учащихся начальных классов» (А.А.Остапец-Свешников) и др.; 3) обществоведческие: «Обществознание. Я - гражданин России!» (Н.Я.Чутко); 4) «Основы безопасности жизнедеятельности»: «ОБЖ. 1-11 кл.» (В.Я.Сюньков), «ОБЖ» (Л.П.Анастасова и др.), «ОБЖ» (А.В.Гостюшин), «ОБЖ. 1-11 кл.» (А.Т.Смирнов, Е.Н.Литвинов и др.) «ОБЖ. 1-11 кл.» (И.К.Топоров); 5) правовые: «Права человека» (Е.С.Шабельник, Е.Г.Каширцева), «Права человека» (В.Г.Антонов), этико-правовой «Я и мой мир» (Н.И.Элиасберг), «Защити меня» (авторский коллектив МДОУ№ 401 г. Самары под рук. Н.Г.Зеленовой); 6) психологические: «Тропинка к своему Я. Уроки психологии в начальной школе» (О.В.Хухлаева), «Психологическая азбука. Начальная школа» (Т.А.Аржакаева, И.В.Вачков, А.Х.Попова); 7) экономические: «Экономика» (И.А.Сасова, Л.М.Кларина, Е.Н.Землянская), «Экономика» (Т.В.Смирнова, Т.Н.Проснякова), экспериментальный «Человек. Жизнь. Экономика» (А.С.Прутченков, Б.Н.Райзберг), «Экономика. 4-6 кл.» (И.В.Липсиц, Л.В.Антонова, Л.П.Анастасова); 8) философские: «Философия для детей» (М.Т.Телегин) и т.д.

Принципы = принципы окр.мира (главное – комплексность, системность, тематическая преемственность с урочной деятельностью)

Традиционные занятия – 1 раз/нед.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: