Традиционных

Схема 13

Основные аспекты содержания экологического образования

(по Н.М.Мамедову)

формирует познавательные, практические и творческие

умения экологического характера, развивает волевые

дея- качества обучающихся, учит проявлять активность в

тель- решении экологических проблем; трактуется как овла-

ност- дение видами и способами общественно полезной

ный практической деятельности, направленной на форми-

рование умений экологического характера

норматив- ориентирован на систему норм и правил, предписаний

ный и запретов экологического характера, непримиримость к любым

проявлениям насилия

формирует нравственно-эстетическое отношение к

природной среде, преодолевает излишнюю рациона-

ценностный листичность и потребительство, призывает подрастающее поколение не только уметь видеть красоту

окружающего мира и восхищаться им, но и вносить посильный вклад в охрану и восстановление среды, вести здоровый образ жизни. Система ценностей: 1) жизнь во всех проявлениях как высшая ценность; 2)

познавательный человек как компонент сложной системы, изучаемой

или экологией; 3) универсальные ценности природы; 4)

научный ответственность за развитие биосферы и общества.

(научно-познавательный) обеспечивает развитие познавательного отношения к

окружающей среде; включает естественнонаучные,

социологические, технологические закономерности,

компонент теории и понятия, характеризующие природу, человека, общество и производство в их взаимосвязи

МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭК, РЕАЛИЗУЕМЫЕ В РАЗНЫХ КУРСАХ «ОМ» (у всех единая цель по ФГОС НОО – ФОРМИРОВАНИЕ ЦНКМ):

1. Системно-фактологическая (экозакон «Все связано со всем» - СВЯЗИ!!!- Виноградова, Поглазова), раскрывающаяся в большей степени в процессе изучения природных связей (сезонных изменений, краеведческой составляющей) – Клепинина или интегрировано на стыке социального и природного мира (Виноградова)

2. Природоохранная (Плешаков)

3. Системно-коэволюционная (Вахрушев, в основе – учение о биосфере Вернадского)

4. Содержательно-отраслевая (Зверев, факультатив «Экология», выстроенный по отраслям экологии: экология растений / животных, микро, человека - цивилизаций)

Особенности формирования экологической культуры в двух вариативных курсах (на примере изучения экосистем):

1. Системно-фактологическая (Плешаков, 3 кл.) – от опыта и ранних наблюдений ребенка: 1)бывал ли в природном сообществе – 2)характеристика неживой природы (минимум или отсутствует) – 3)растения (обычно перечисление объектов без привязки к приспособленности к среде обитания) – 4) животные (перечисление объектов без привязки к приспособленности к среде обитания) – 5) охрана ЛИЧНЫЙ ОПЫТ РЕБЕНКА

2. Системно-коэволюционная (Вахрушев): 1) выявление составляющих биогеоценоза=экосистемы (теория Сукачева), установление связей меж продуцентами/редуцентами/консументами/климатопом/эдафотопом; доказательство, что биогеоценоз – система в общем;2) анализ конкретного сообщества в соответствии с алгоритмом №1 ВЯВЛЕНИЕ ПРИСПОСОБЛЕННОСТИ К УСЛОВИЯМ ОБИТАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ ВОЗДЕЙСТВИЙ (СУКЦЕССИЯ)

2. Технология ознакомления с «Окружающим миром» в разных УМК.

Характеристика одного из УМК по курсу «Окружающий мир» (по выбору студента): структура УМК; выполнение личностных и метапредметных требований; специфика содержания, принципы его отбора; структурирование учебного материала. Анализ особенностей аппарата организации усвоения (АОУ) учебного материала в УМК. Специфика использования предложенной автором структуры учебного материала и АОУ в проведенном уроке (по выбору студента).

Решение Коллегии МО РФ (1996) – официально действуют 3 равноправные дидактические системы: традиционная, общего развития младшего школьника (Занкова), развивающего обучения (Эльконин-Давыдов) – заявлены 3 различные технологии ознакомления мл.шк с окр.миром.

Временный ФГОС 1992 г. – отход от жесткого тематического планирования в сторону понятийного минимакса, что положило основу вариативности курсов «ОМ».

В настоящее время к преподаванию в НШ рекомендовано 15 разнообразных авторских программ:

1. Плешаков А.А. Окружающий мир

2. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир

3. Клепинина З.А., Ворожейкина Н.И. Окружающий мир

4. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир

5. Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир

6. Поглазова О.Т., Шилин В.Д. Окружающий мир

7. Ивченкова Г.Г., Потапов И.В., Саплина Е.В. и др. Окружающий мир

8. Саплина Е.В., Саплин А.И., Сивоглазов В.И. Окружающий мир

9. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. и др. Окружающий мир

10. Цветова Л.М. Окружающий мир

11. Гин А.А., Фаер С.А., Андржеевская И.Ю. Окружающий мир

12. Копп Е.В. Окружающий мир

13. Самкова В.А., Романова Н.И. Окружающий мир

14. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир * (Занков)

15. Чудинова Е.В., Букварёва Е.Н. Окружающий мир (Э-Д)

Общее (отражено в Примерной программе дисциплины):

Цель курса формирование ЦНКМ, осознание места в ней человека; развитие у младшего школьника опыта общения с людьми, обществом и природой.
Конечный ориентир обучения по курсу ФГОС НОО ориентирован на результаты обучающихся, освоивших основную образовательную программу, к которым (п.3) относятся: 1. Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности. В курсе «Окружающий мир» они конкретизируются как: а) осознание себя членом общества и государства (российской идентичности); чувство любви к стране через интерес к природе, культуре, истории, народам и желание участвовать в ее делах, событиях; б) осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений, этических норм; культура поведения и взаимоотношения с людьми; в) установка на безопасный ЗОЖ, ежедневную физическую культуру и закаливание. 2. Метапредметные: освоенные универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями. В «Окружающем мире» они уточняются как: а) способность регулировать собственную деятельность по познанию окружающей действительности и внутреннего мира человека; б) способность осуществлять информационный поиск для решения учебных задач; в) осознание правил, норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах (класс, школа, семья и т.д.); г) способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений. ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД ВО ВСЕХ КУРСАХ, ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ФГОС НОО!!!!! 3. Предметные: освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира. В курсе «Окружающий мир» - усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях изучаемых объектов, процессов и явлений природной, социальной действительности; владение доступным для осознания базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего образования в области естественнонаучных и соц. дисциплин; умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории Отечества.
Требования к предметным результатам освоения программы 1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; 2) сформированность уважительного отношения к своей стране, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни; 3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; 4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); 5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Тематические блоки курса Блоки «Человек и общество», «Человек и природа», «Правила безопасной жизни» (это обуславливает антропоцентрический характер современных программ «Окружающий мир»). СПИРАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ СТРОЕНИЯ БОЛЬШИНСТВА КУРСОВ

3. Специфика применения методов обучения в пропедевтическом курсе «Окружающий мир».

Особенности применения методов обучения в разных типах уроков по предмету «Окружающий мир». Выполнение отбора методов и некоторых приемов к конкретному, проведенному уроку (вариативный курс и тема занятия по выбору студента). Обоснование целесообразности их применения.

Таблица 6.1

Традиционная классификация методов обучения предмету «Окружающий мир»

Основание для сравнения Группа методов
словесные наглядные практические
источник знаний слово модель система операций
деятельность учителя говорение и слушание показ инструктаж
деятельности учащихся говорение и слушание наблюдение самостоятельная работа
традиционно используемые методы рассказ, беседа, объяснение (инструктаж), учебная дискуссия (полилог), работа с учебником и детской научно-художественной литературой КОМБИНИРОВАННЫЙ УРОК (ИСТОРИЧЕСКИЙ) демонстрация опытов, натуральных объектов, использование различных изобразительных пособий КОМБИНИРОВАННЫЙ УРОК (ВРАЩЕНИЕ ЗЕМЛИ ВОКРУГ СОЛНЦА) деятельность в природе и социуме (наблюдение с фиксацией его результатов, распознавание признаков), лабораторные опыты, практические работы, моделирование, эксперимент ПРЕДМЕТНЫЙ УРОК

Схема 6.2

Многообразие методических приемов обучения дисциплине «Окружающий мир»


Подбор методов и приемов напрямую зависит от типа урока:

1. Предметный урок – практическая группа (№3).

2. Комбинированный - №1,2

3. Обобщающий / вводный (в основном №1)

4. Экскурсия – в основном 1,3, но и 2

Урок «Полезные ископаемые» (комбинированный у Поглазовой, предметный – у Клепининой)

Логика ведения: что под ногами – полезные ископаемые/ горные породы / минералы (разведение терминологическое в беседе) – много п.и. в демонстрируемой коллекции (необходимость упорядочения – классификация по визуальным, явным признакам, упорядочение в схеме на доске) – изучение конкретных образцов по алгоритму (практическая, опытная работа с фиксацией свойств на доске) – применение, исходя из свойств (работа с учебником) – добыча (карта месторождений+учебник) – охрана (рассказ учителя)

4. Использование средств наглядности в курсе «Окружающий мир».

Особенности применения средств обучения в словесных, наглядных и практических методах в процессе преподавания учебного предмета «Окружающий мир». Осуществление отбора средств обучения к одному из проведенных уроков (вариативный курс и тема занятия по выбору студента): перечисление примененных на уроке средств обучения, обоснование такого отбора.

Схема 10

Классификация средств наглядности,

используемых на уроках ОМ(по В.П.Голову)

                                   
 
 
               
 
   


1/ Курсивом и пунктирной линией отмечены классификация наглядности, используемой на уроках естествознания, по ее природе, данная С.Г.Шаповаленко, и внутренние связи.

Главное требование – комплексное использование, т.к. в нш важно воздействие на все анализаторы

5. Предметный урок как форма обучения в курсе «Окружающий мир».

Особенности предметных уроков в курсе «Окружающий мир», их значение, требования к организации и проведению (деятельность учителя и деятельность учащихся). Обоснование выбора методов и приемов работы учителя и учащихся на предметном уроке. Сравнительный анализ места предметных уроков в двух УМК, определение автором значения предметных уроков в процессе обучения. Анализ проведенного студентом предметного урока.

Одной из сугубо естествоведческих разновидностей занятий является предметный урок, введенный в школьную практику по инициативе К.Д.Ушинского и обоснованный А.Я.Гердом (2-я половина XIX в.), где «дети должны под руководством преподавателя наблюдать, сравнивать, описывать, обсуждать наблюдаемые факты и явления, делать выводы и обобщения и проверять их простыми, доступными опытами… предметные уроки без коллекции необходимых предметов и приборов немыслимы» (ЛЮБОЙ ПОСЛЕДУЮЩИЙ УРОК – ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРЕДЫДУЩЕГО)… «…все реальные знания приобретены человечеством путем наблюдений, сравнений и опытов при помощи постепенно расширяющихся выводов и обобщений. Только таким путем, а никак иначе не чтением статей могут быть с пользой переданы эти знания и детям», поэтому важно «поставить их в положение маленьких самостоятельных естествоиспытателей» (ГЕРД). Его особенность состоит в том, что источником знаний является практическая деятельность самих учащихся и соответственно его направленность на формирование определенных практических умений и творческих исследовательских навыков. По характеру проводимой работы различают опытные и предметно-практические занятия, на которых учащиеся овладевают методикой научного исследования. Традиционно работа осуществляется в парах или индивидуально по инструкции или алгоритму, предложенному педагогом (вербальный, визуальный). Структура предметного урока близка предыдущему:

1) актуализация опорных знаний и практического опыта школьников; 2) сообщение темы, задач урока и мотивация учебной деятельности детей; 3) инструктаж: обсуждение учителем задания с классом, разъяснение этапов работы (ответы на вопросы); 4) самостоятельное коллективное исполнение задания (фронтально-индивидуальное, единое для всех групп или персональное, с распределением части заданий между участниками рабочей группы); параллельное консультирование учителем; 5) обсуждение и оценка полученных членами рабочих групп, классом результатов (сравнение со сведениями учебника); отчет учащихся о выполненных заданиях (фиксация знаний); 6) введение полученных данных в систему имеющихся знаний о природе; 7) подведение итогов урока; 8) домашнее задание (по усмотрению учителя). Адаптационный этап (2-3 мин) Основной этап (30 мин) Творческий этап (10 мин)

В сокращенном варианте структура предметного занятия может быть представлена как: беседа по опорным понятиям, вводное объяснение учителем предстоящей самостоятельной работы, изучение нового материала (самостоятельная работа учащихся), закрепление, домашнее задание (по В.М.Пакуловой).

При этом необходимо учитывать, что при работе с живыми организмами, полезными ископаемыми существует традиционный порядок – от визуально фиксируемых черт к уточнению особых свойств, роли / возможности применения: агрегатное состояние, цвет (состав), запах, твердость (состав), легче / тяжелее воды, растворимость, особые свойства и применение на их основе.

Необходимо также отметить, что в начальной школе опытно-практическая работа может перемежаться с теоретическим обсуждением исследуемой проблемы, т.е. быть вплетенной в канву урока («Вода и ее свойства»). Вместе с тем ее проведение требует тщательной, значительной по объему предварительной работы, связанной не только с продумыванием и подготовкой необходимых наглядных пособий, но и сбором природного материала (полезных ископаемых, коллекций, гербариев, видов комнатных растений и т.д., моделей), необходимого оборудования, определением с необходимым для эксперимента количеством вещества, предварительным проведением опыта (практической работы) учителем. Желательно пропедевтическое ознакомление младших школьников с химической посудой, однако возможны и «бытовые» варианты: вместо мензурок и колб – одноразовые стаканчики и т.д. Работа с животными не должна быть связана с нанесением им вреда (кормление, уход, зарисовка, составление словесного описания, фотографирование и др. деятельность, направленная на уяснение особенностей живых организмов).

Отличительной особенностью предметных уроков является оперативная обратная связь, возможность вносить необходимые коррективы, расширение диапазона использования теоретических знаний для решения конкретных практических задач.

СОВРЕМЕННЫЕ ВАРИАНТЫ ТРАНСФОРМАЦИИ ПРЕДМЕТНЫХ УРОКОВ:

1. КОМБИНИРОВАННЫЙ (ПЛЕШАКОВ)

2. ПРЕДМЕТНЫЕ УРОКИ (КЛЕПИНИНА)

3. ПРЕДМЕТНО-ПОИСКОВЫЕ (ВАХРУШЕВ, ПДО)

4. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ (Э-Д)

5. ОБЯЗАТЕЬНАЯ ЛОГИКА ИЗУЧЕНИЯ ОБЪЕКТА НА ЛЮБОМ ИЗ НИХ: ЦЕЛОЕ – ЧАСТЬ - ЦЕЛОЕ

6. Наблюдение как способ исследовательской деятельности младших школьников в курсе «Окружающий мир».

Умение наблюдать как предметный результат изучения «Окружающего мира». Сущность наблюдения как ведущего способа исследовательской деятельности (эвристический метод Вахтерова, Райкова) учащихся в курсе «Окружающий мир». Его значение. Роль и место наблюдений в УМК З.А.Клепининой и А.А.Плешакова. Оценка и обоснование своего мнения. Многообразие заданий на наблюдение, использованных на конкретном, проведенном уроке. Перечень рекомендованных автором одного из УМК наблюдений (УМК и тема урока по выбору студента).

Современный ФГОС НОО направлен на становление ребенка-исследователя, активно самостоятельно познающего мир, поэтому все курсы предполагают ознакомление учащихся со способами познания мира: «проб и ошибок», наблюдение, опыт - измерение: реже – эксперимент (Э-Д)

Предметные результаты обучения ОМ: усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях изучаемых объектов, процессов и явлений природной, социальной действительности; владение доступным для осознания базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего образования в области естественнонаучных и соц. дисциплин; умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории Отечества

Характеристика деятельности школьников по курсу «Окружающий мир» (по ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЕ КУРСА)

Вид деятельности Специфика деятельности учащихся 2
в разделе (название) характеристика деятельности
Наблюдать объекты и явления Времена года (12) Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае».
Природа неживая и живая (24) Наблюдать3 объекты и явления природы (на краеведческом материале), характеризовать их особенности. Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воздуха. Наблюдать погоду самостоятельно и в группах и описывать ее состояние. Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды. Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств полезных ископаемых.
Правила безопасной жизнедеятельности (7) Проводить групповые наблюдения во время экскурсии по школе (учимся находить класс, свое место в классе и т. п.). Проводить наблюдения в группах во время экскурсии по своему району или городу (путь домой).
Значение труда для человека и общества(5) Проводить групповые наблюдения за трудом людей во время экскурсии на одно из предприятий родного края.
Познакомиться с объектом, нормами Я - школьник (7) Познакомиться с учителем и одноклассниками. Познакомиться с правилами поведения в школе, взаимоотношениями со взрослыми, сверстниками и обсудить их.
Моя Родина (11) Познакомиться с особенностями Государственного флага России (последовательность расположения полос, цвета флага, узнавание российского флага среди флагов других стран).
Различать объекты и их детали Природа вокруг нас(15) Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями.
Природа неживая и живая (24) Различать природные объекты и изделия (искусственные предметы), характеризовать их отличительные свойства. Различать изученные полезные ископаемые. Определять части цветкового растения. Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы. Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности). Различать съедобные и ядовитые грибы (на примере своей местности).
Единство живого и неживого (10) Различать и характеризовать твердые тела, жидкости и газы.
Наша страна на карте и глобусе (30) Сравнивать и различать день и ночь, времена года. Различать разные формы земной поверхности (на примере своей местности). Сравнивать и различать разные формы водоемов.
Я - школьник (7) Различать формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе и других общественных местах.
Описывать объекты Времена года (12) Описывать сезонные изменения в природе.
Природа неживая и живая (24) Описывать применение изученных полезных ископаемых в хозяйстве человека (на примере своей местности). Описывать внешний вид, характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей (на примере своей местности).
Наша страна на карте и глобусе (30) Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон.
Наша Родина - Россия, РФ (27) Описывать элементы герба Москвы.
Рассказывать о предметах и явлениях Природа неживая и живая (24) Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей. Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей. Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности).
Моя Родина (11) Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями. Рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села). Рассказывать о праздничных днях России на основе бесед с родными и близкими, дополнительных источников информации.
Наша Родина - Россия, РФ (27) Готовить небольшие сообщения о достопримечательностях одного из городов России на основе дополнительной информации.
Характеризовать объекты и явления Времена года (12) Характеризовать признаки времен года
Природа вокруг нас(15) Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных (на примере своей местности).
Природа неживая и живая (24) Характеризовать свойства воздуха. Характеризовать свойства воды, круговорота воды в природе. Характеризовать свойства изученных полезных ископаемых. Характеризовать (на основе опытов) состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы (на примере своей местности). Характеризовать условия, необходимые для жизни растений. Характеризовать способы питания, размножения; условия, необходимые для жизни животных.
Единство живого и неживого (10) Характеризовать круговорот веществ как пример единства живого и неживого. Характеризовать природные сообщества (на примере леса, луга, водоема). Характеризовать влияние человека на природные сообщества (на примере своей местности).
Тело человека (12) Характеризовать основные функции систем органов человеческого тела. Характеризовать правила оказания первой помощи при несчастных случаях.
Наша страна на карте и глобусе (30) Характеризовать особенности звезд и планет на примере Солнца и Земли. Характеризовать (в ходе экскурсий и наблюдений) формы земной поверхности и водоемов своей местности.
Объяснять изученное Наша страна на карте и глобусе (30) Объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времен года. Объяснять влияние человека на природу изучаемых природных зон.
Правила безопасной жизнедеятельности (7) Объяснять основные правила обращения с газом, электричеством, водой.
Значение труда для человека и общества(5) Раскрывать возможности средств массовой информации.
Наша Родина - Россия, РФ (27) Объяснять основные изображения Государственного герба России, узнавать его среди гербов других стран.
Приводить примеры Природа неживая и живая (24) Приводить примеры веществ, описывать их. Приводить примеры хвойных и цветковых растений, выделять их отличия (на примере своей местности).
Единство живого и неживого (10) Приводить примеры веществ.
Человек - часть природы (5) Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы.
Моя Родина (11) Приводить примеры заботы школьников о младших членах семьи, престарелых и больных.
Человек - член общества (3) Приводить примеры культуры общения во взаимоотношениях людей.
Анализировать примеры Природа вокруг нас(15) Анализировать примеры использования человеком богатств природы.
Человек - часть природы (5) Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы.
Правила безопасной жизнедеятельности (7) Анализировать ситуации во время экскурсии по своему району или городу (безопасное поведение на дороге).
Оценивать ситуации Природа вокруг нас(15) Оценивать конкретные примеры поведения в природе.
Правила безопасной жизнедеятельности (7) Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека, сохранения личного и общественного имущества.
Значение труда для человека и общества(5) Оценивать реальные и игровые ситуации общения.
Классифицировать объекты по разным основаниям Природа вокруг нас (15) Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: домашние - дикие животные; культурные - дикорастущие растения.
Природа неживая и живая (24) Группировать (классифицировать) объекты живой или неживой природы по отличительным признакам.
Измерять Природа неживая и живая (24) Измерять температуру воздуха, воды с помощью термометра.
Тело человека (12) Измерять температуру тела, вес и рост человека.
Фиксировать увиденное разными способами Правила безопасной жизнедеятельности (7) Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений.
Значение труда для человека и общества(5) Записывать телефоны экстренной помощи.
Исследовать объекты Времена года (12 ч) Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года.
Трактовка метода, его разновидности Характеристика практического метода 2
Наблюдение
Это целенаправленно организованное отражение внешнего мира, доставляющее первичный материал для научного поиска, исследования; направленное восприятие предметов и явлений природы, в процессе которого уточняются отличительные признаки, изменения, происходящие в природных объектах (нередко работа по распознаванию признаков рассматривается как самостоятельный метод). Классификации наблюдений по основаниям: 1) организационная форма - индивидуальные, групповые, фронтальные; 2) продолжительность – кратковременные или краткосрочные (на уроке, в ходе экскурсий, например, при выявлении свойств, признаков конкретного объекта); долгосрочные или длительные (во внеурочное время – в процессе изучения динамики в природе на примере развития живых организмов); 3) характер наблюдения - комплексные или сплошные (сезонные) и локальные или выборочные (за конкретным природным / социальным объектом – растением, животным, отношениями в семье); 4) характер предварительной работы – непосредственные (фиксирование природных и социальных предметов и явлений, попавших в поле зрения), опосредованные (предварительная подготовка специального оборудование, выслеживание необходимого объекта); 5) зависимость от связанных с ними методов обучения: иллюстративные (показ таблиц, картин), исследовательские (постановка опытов, фенологические наблюдения). Типичные формы организации наблюдений в природев начальных классах по месту осуществления: урочная, экскурсионная, домашняя, внеклассная (в уголке живой природы, на опытном участке) и т.д. Это один из сложных способов для классификации: по характеру проводимой работы наблюдение относят либо к наглядным (иллюстративный характер – В.М.Пакулова), либо к практическим (исследовательский – З.А.Клепинина). Как метод, известен со времен Петра I, который рекомендовал по его результатам присылать в Санкт-Петербург из разных мест гербарные образцы - листья, пришитые к бумаге, с указанием места и точной даты их распускания, - и популяризован Д.Н.Кайгородовым, придавшим ему методологическую основу и систематический характер. Содержание наблюдений определяется учебными программами, зависит от местных факторов при обязательном, общем для всех курсов минимуме, объектами которых являются: 1) Солнце (положение на небе в разное время суток, время захода / восхода, продолжительность дня) и другие астрономические тела (звезды, планеты и т.д. – см. курс «Твоя Вселенная» Е.П.Левитана); 2) погода (температура, облачность, осадки и их интенсивность, ветер и его сила в разное время суток и сезоны) и климат (общая характеристика, пиковые показатели, изменения за последние 100 лет и дальнейшие тенденции) [в Примерной программе объект обозначен как «сезонные изменения в природе»]; 3) формы земной поверхности (измерение высоты холма, глубины оврага и выявление ее изменения) и их изменение, полезные ископаемые (сбор коллекций), динамика растительности в зависимости от форм рельефа; 4) почвенный покров (измерение толщины почвенных слоев на обнажении, изготовление макетов и коллекций почв, исследование водопроницаемости, сравнение почв разного состава); 5) водоемы (чистота и измерение степени загрязнения воды, посезонное колебание ее уровня, исследование источников питания водоемов, некоторых свойств грунтовых вод); 6) растения и животные [сезонные изменения, внешние особенности, жизненные проявления, знакомство с компонентами окружающей их среды и установление взаимосвязей (выявление приспособленности различного порядка) и т.д., с параллельной гербаризацией сорных и опавших частей растений, коллекционированием плодов, семян, шишек и др.], определение особенностей отношений отдельных живых существ с человеком, соответствующих правил ухода и охраны; 7) человек (внешние признаки, способы функционирования своего организма, трудовая деятельность детей и взрослых по сезонам, в городах / селах, особенности взаимоотношений и общения между людьми в различных ситуациях, в том числе в семье); 8) природные и искусственно созданные комплексы – сообщества (лес, парк, луг, поле, водоем и др.); 9) экологическое состояние различных объектов и территорий (обязательное дополнение работы по мониторингу окружающей среды другими видами, например, моделированием), социальная / природная среда (улица, район, город, пути и безопасность ситуаций по дороге домой, праздники народов России на примере родного края) (табл. 4.2, 4.3). Требования к организации наблюдений в курсе «Окружающий мир»: а) учет возрастных особенностей, психического развития младших школьников; б) организация их активной познавательной деятельности в процессе наблюдения; в) показ практической значимости метода; г) фронтальное ознакомление с приемами наблюдения: фиксирование и изучение объекта в сумме его несущественных и существенных признаков → выделение последних → фиксирование → интерпретация → вывод; д) последовательность в выработке умений наблюдать (тренировка на моделях, тренировочные упражнения на приборах, в опознании условных знаков и обозначений, графическое изображение наблюдаемых явлений и их компонентов, самостоятельное наблюдение и фиксирование, выводы и обобщения полученных результатов); е) в процессе наблюдения акцент на выделение существенных признаков предмета или явления; ж) обязательное установление причинно-следственных связей между наблюдаемыми в комплексе явлениями (например, зависимости состояния растительного мира от неживой природы), систематизация содержания наблюдаемого; з) системный характер наблюдений в курсе; и) жестко оговоренные способы фиксации наблюдаемого в дневниках наблюдений и календарях природы; к) определенная подготовка родителей (возможная помощь взрослых; их заинтересованность, внимание к проводимому ребенком исследованию и его результатам); л) изначальное управление учителем процессом. Технология подготовки наблюдений: 1) определение их содержания по классам, дифференцирование в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей: 1,2 кл. – накопление фактических сведений о многообразии объектов природы, их свойствах, формирование умений учебного наблюдения; 3 кл. – выявление причинно-следственных связей, зависимости между наблюдаемыми природными и социальными объектами и явлениями; 4 кл. – установление простейших закономерностей в природе и обществе, самостоятельные обобщения, выводы, поиск доказательств в изменении среды, подтверждающих теоретические выкладки; 2) выбор места (в том числе наиболее целесообразных условий – на уроке, экскурсии, прогулке, дома, географической площадке, в уголке живой природы и т.д.), установка порядка, сроков проведения наблюдений, определение возможности их сочетания с другими методами обучения (один из эффективным приемов их введения в общий контекст работы - использование игровых ситуаций с распределением соответствующих ролей и заданий, например: на сезонной экскурсии – «метеорологи», «ботаники», «орнитологи» и т.п.); 3) психологическая, практическая подготовка учащихся, в том числе этическая; 4) определение задач наблюдений по отдельным объектам, составление плана-памятки (необходимо предварительно продумать возможность использования различных заданий и упражнений на комплексное наблюдение с привлечением всех видов / выборочных анализаторов, например, «Слепой и немой»); 5) подготовка оборудования - инструментов (термометр, снегомерная линейка, компас, гномон, бечева, метр, флажки и т.д.), пособий по фиксированию (условных знаков, тетрадей, блокнотов, обобщающих таблиц, календарей наблюдений); 6) формирование умения обработки результатов систематических наблюдений (приемы, формы использования на уроках); 7) установление причинно-следственных связей как объекта наблюдения. Э тапы проведения наблюдения: 1) подготовительный: постановка и конкретизация исследуемой проблемы и задач наблюдения; выбор соответствующего объекта и ситуации (предварительно выполняется учителем с последующими рекомендациями детям); подборка способов фиксации наблюдаемого и интерпретации; вызов и стимулирование у учащихся интереса к наблюдаемому; приемы – краткая беседа (что известно об объекте, коррекция бытовистических представлений, на что обратить внимание), обращение к опыту, показ фрагментов диа- / кинофильма, иллюстраций для подготовки к восприятию объекта; 2) концентрация внимания на объекте: приемы – использование эффекта неожиданности, загадочности, художественных образов, загадок, стихотворений, ложных ассоциаций, показ и пояснение, демонстрация иллюстраций, постановка проблемных вопросов; 3) исследование наблюдаемого объекта с целью отработки приемов его последовательного обследования при определенной помощи учителя, проводимое по алгоритму: а) чувственная фаза: целостное восприятие (молча, с предварительным целенаправленным указанием в виде задания / вопроса учителя) – анализ (внешние, хорошо фиксируемые признаки - форма, цвет, размер и др.; детализация; выделение существенных признаков) – фиксация целостного образа (его предназначение); б) фаза абстрагирования - интерпретирующее обследование, предполагающее определение на базе полученной эмпирическим путем информации более сложных абстрактных, обобщенных свойств предметов и явлений определенной группы и установление существенных взаимосвязей между ними, происходящим (отнесение конкретного природного / социального предмета или явления к группе соответствующих однородных – введение в систему, установление причинно-следственных связей между наблюдаемым в целом, его частями и средой обитания); в) фаза фиксирования самого образа исследуемого объекта и выявленного его места в общей иерархии знаний (схема 6.6, табл. 6.5); 4) заключительный: подведение итогов, закрепление полученных представлений о природных / социальных объектах, способах их обследования и фиксации (табл. 6.7).

7. Реализация краеведческого принципа в изучении младшими школьниками окружающего мира.

Сущность и значение краеведческого принципа в изучении «Окружающего мира» и в развитии метапредметных, личностных характеристик учащихся. Сравнение реализации краеведческого принципа в двух УМК (по выбору студента). Способы раскрытия в них компонентов природы и истории края, доказательная оценка подходов авторов.

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПРИНЦИП относится к обще- Естественнонаучным - единым для всех курсов принципам отбора и структурирования материала о природе. Его суть: Широкое, наиболее естественное для ребенка привлечение краеведческого материала. Начало познания окружающего мира должно идти с изучения природы, социального окружения, труда людей той местности, где живет учащийся. Принцип позволяет: влиять на душу детей; вести изучение природы в процессе непосредственного общения с ней; реализовывать дидактические принципы «переход от близкого к далекому», «от известного – к неизвестному»; учитывать национальные особенности; связать обучение с жизнью. Методическая основа реализации принципа: работы П.В.Иванова «Педагогические основы школьного краеведения», А.Е.Сейненского «Родной край», «Краеведение Москвы», «Вестник Союза краеведов России» и др.

Принцип в программах реализуется по-разному:

1. курсообразующий (Клепинина, Ворожейкина), когда любая историческая тема имеет преломление в изучении определенного исторического периода на примере жизни родного города/села; природы – в процессе постоянного непосредственного наблюдения за ее местными объектами и ведения Календаря природы и труда.

2. Фрагментарный (Вахрушев): непосредственное наблюдение и ознакомление с объектами переносится на предшкольный возраст, НШ – систематизация и работа в опоре на сформированные представления памяти.

8. Методика изучения сезонных изменений в природе.

Изучение сезонных явлений в природе как средство формирования у младших школьников умения (компетенции) выявлять причинно-следственные связи. Необходимость и обусловленность изучения в начальной школе данного материала. Методические подходы к изучению сезонных изменений в природе, их доказательная оценка. Сравнение содержания и соответствующих технологий в двух УМК (по выбору).

Принцип сезонности относится к обще- Естественнонаучным - единым для всех курсов принципам отбора и структурирования материала о природе. Его суть: Изучение сезонных изменений в природе местности проживания учащихся (поэтому тесно связан со следующим принципом): целенаправленные наблюдения за изменениями в живой и неживой природе в разное время года дают убедительный материал о взаимосвязи и взаимозависимости природных явлений и доступны для проведения младшими школьниками.

Методические подходы:

1. курсообразующий (Клепинина, Ворожейкина) – с 1 по 4 класс постоянные наблюдения, ведение Календаря природы и труда. Это отражается на структуре урока: обязательный этап – проверка фенологических наблюдений. Постоянные наблюдения ради формирования НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ

2. фрагментарно-сезонный (суммирование общих признаков сезонов - Поглазова)

3. Структурный (Тарасов): наблюдение – основа для введения тем курсов

1 кл. – изучаем окр. мир

2 кл. – мир красивый и некрасивый (существенные признаки объектов)

3 кл. – мир постоянный и изменчивый (сезон. Изменения – суть процесса)

4 кл. – мир знакомый и незнакомый (законы и закономерности)

9. «Основные задачи ФГОС НОО по реализации содержания предметной области «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)».

Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения основной образовательной программы начального образования по курсу «Окружающий мир». Виды универсальных учебных действий и методические возможности учебников нового поколения для их формирования.

Цель курса «ОМ» в начальной школе – формирование ЦНКМ и осознание места в нем человека; развитие у младшего школьника опыта общения с людьми, обществом и природой.

Современный ФГОС НОО ориентирован на результаты обучающихся, освоивших основную образовательную программу, к которым (п.3), к которым относятся:

1. Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности. «ОМ»: 1) осознание себя членом общества и государства (российской идентичности);чувство любви к стране через интерес к природе, культуре, истории, народам и желание участвовать в ее делах, событиях; 2) осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений, этических норм; культура поведения и взаимоотношения с людьми; 3) установка на безопасный ЗОЖ, ежедневную физкультуту и закаливание.

2. Метапредметные: освоенные ими универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями. «ОМ»: 1) способность регулировать собственную деятельность по познанию окр.действиительности и внутреннего мира человека; 2) способность осуществлять информационный поиск для решения учебных задач; 3) осознание правил, норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах (класс, школа, семья и т.д.); 4) способнность работать с моделями изучаемых объектов и явлений.

3. Предметные:

- освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению,

- система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

«ОМ»: 1) усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях изучаемых объекто, процессов и явлений прир./соц. действительности; 2) владение доступным для осознания базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и соц. дисциплин; 3) умение наблюдать, исследовать явления окр. мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории отечества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: