Социальная реальность как совместный опыт в повседневной жизни

Задачи феноменологической социологии.

Феноменологические антитезисы классической социологии:

· Действия человека являются результатом осознания и осмысления социальной реальности, а не непосредственной реакцией на внешние стимулы.

· Социальная наука, в отличии от естествознания, имеет дело не с объективной реальностью, а с представлениями людей о «ситуации», с интерпретациями действий, событий, явлений.

· «Объекты», которые изучает социальная наука, являются не внешние по отношению к наблюдателю сущности, а релевантнымипредметами – значимыми в данной ситуации и для конкретного исследователя схематизированными фрагментами жизненного мира.

· «Объективный факт» является продуктом неосознанного выделения самим исследователем значимого в исследуемой ситуации.

· Социальный порядок не естественно (объективно) формирующаяся система норм как правил реагирования, а мир интерсубъективных значений и интрасубъективных смыслов повседневных рутинных действий: люди своими привычными действиями постоянно подтверждают определенный институциональный порядок, пока он отвечает их ожиданиям и интересам.

Задачи феноменологической социологии:

· Выяснить как люди создают «объекты» - исследовать процесс выделения и интерпретации релевантных предметов: как выглядит картина мира представителей изучаемой группы и каковы правила поведения в нём? Задачей феноменологического анализа социального мира является выявление всеобщих правил приписывания значений, позволяющих создать понятный и предсказуемый мир.

· Создать общую теорию коммуникации посредством прояснения ее оснований и механизмов: как возможно взаимное понимание?

· Выявить и описать интенциональные предметы субъективной реальности – важные и значимые для субъекта фрагменты объективной реальности и феномены жизненного мира - очевидные конструкции восприятия и представления. Социальный феноменолог склонен начинать с того, что он «видит», нежели с того, что предполагает. Рассуждения феноменологов носит «визуальный» (конкретно-предметный), а не гипотетический (теоретико-абстрактный) характер. Как выглядят действия в глазах участников, а не то, что думает о них исследователь?

Личный опыт как предмет изучения.

Основополагающим понятием восходящей к А.Шюцу феноменологии социального мира является понятие личного опыта человека.

Личный опыт – это неразрывное единство знания и переживания. Любой предмет дан человеку не иначе, как в опыте. Его познание неотделимо от субъективного переживания, «проживания через» (living through), духовного освоения. Феноменологическое понятие опыта подчёркивает взаимосвязанность, единство, взаимообусловленность внутреннего и внешнего, объективных характеристик объекта познания и человеческого к нему интереса, выраженного в направленности сознания на определенный фрагмент реальности, который, в силу направленности сознания, интереса и становится «объектом». Сознание всегда селективно (избирательно) относительно: 1)избранных целей и 2)критериев значимости в определенной ситуации.

Личный опыт интенционален и феноменологичен.

Интенция - направленность сознания на некоторый фрагмент реальности как на предмет желания, смутный образ желаемой нами реальности.

Феномены – мысленные конструкции наших устремлений и желаний. Основой, на которой возникает феномен является не эмпирическая вещественность, а смысл, который и конституирует (задаёт, создаёт) «вещи» - фрагменты объективного мира. Феномены– акты человеческого восприятия и отношения к предметам объективного мира (вещам, людям, событиям), представления, возникающие в процессе интерпретирующей деятельности.

Целью феноменологического анализа является поиск ответов на вопрос: как люди в социальном, культурном взаимодействии воспринимают, толкуют, перетолковывают и конструируют (!) социальную действительность?

Жизненный мир как предмет изучения.

Феномены как продукты личного опыта являются элементами жизненного мира. Жизненный мир – это мир феноменов, которые мы создаём сами и в существование которых мы верим, это то, что имеет для нас очевидную достоверность. Отправным пунктом профессиональной рефлексии феноменологического социолога являются конкретные переживания человека в его жизненном мире. Жизненный мир – это мир чувственного опыта, мотивированного практически-ситуационными интересами.

Мир повседневной жизни дан человеку в допредикативном опыте, т.е. до каких-либо научных определений, описаний, объяснений, до объективирующей научной рефлексии. Дефиниции, которые вырабатывает позитивная наука являются обработками первичных значений как рефлексивных переживаний жизни. Таким образом, следует различать: 1)первичные значения – слаборефлексивное знание мира повседневности – мир очевидностей, первичный запас знаний и 2)вторичные значения – определения знакомого в конвенциональных терминах.

Цель соцолога – понять жизненный мир: «Исследование основных принципов, в соответствии с которыми человек в повседневной жизни организует свой опыт и, в частности, опыт социального мира, является первостепенной задачей методологии общественных наук» (А. Щюц. Формирование понятия и теории в общественных науках.).

Механизмы понимания:

· Аппрезентация как механизм восприятия «другого мира».

Восприятие по сути представляет собой операцию ассоциативного переноса смысла одного предмета – на другой. Узнавание по аналогии, установление сходства как аналогизирующий перенос ранее освоенного предметного смысла на новый, спонтанное подверствывание под образец – одна из фундаментальных процедур обыденного мышления. Эта процедура представляет собой «приписывание» вещи к уже известному типу, идентификацию с тем, что «уже было». Гуссерль эту процедуру называл аналогизирующая апперцепция (verдhnlichende Apperzeption), Щюц - аппрезентация. Аппрезентация конституирует (создаёт, устанавливает) сообщество людей одного восприятия – группу единомышленников. Восприятие – больше, чем отражение, восприятие – всегда одновременно конструкция и конституция. Мы никогда не воспринимаем мир в одиночку. Свои восприятия мы всегда координируем с восприятиями «других», которые могут выступать не только в виде реальных живых собеседников, но и тех, с кем мы можем поговорить только в мыслях. Интерсубъективность есть бытие взаимосогласованного опыта. Социальный мир - потенциально бесконечный горизонт взаимосогласованного опыта. Слияние культурных горизонтов отдельных личностей через “вчувствования” в чужие значения приводит к образованию культурного сообщества.

· Типизация как механизмидентификации с прошлым опытом.

Опыт cознания слагается из восприятий. Предмет восприятия осознаётся в результате акта идентификации, т.е. подведения нового переживания под уже известную схему. Жизненный мир -

это мир типичного, усредненного, повторяющегося. Типизация – это идентификация с тем, что уже было, срывание покровов новизны и узнавание тождественности феномена с тем типом, к которому он «приписан». Объяснение – это подведение нового под уже известное. Типизации упорядочивают новую реальность и превращают ее в доверяемую действительность. Типизирующие структуры сознания позволяют преодолевать своеобразие личного опыта и наводят мосты взаимопонимания в жизненном мире.

Типизации – социально признанные способы упорядочивания знаний, возникающие в гомогенном (однородном, состоящим из примерно одинаковых людей) сообществе, типовые варианты восприятия, описания и интерпретации предметов и ситуаций. Типизации – исторические образования: они складываются в течении длительного времени и отражают особенности жизни различных сообществ. Типизации как способ «объяснения» являются не индивидуальными, а социальными когнитивными конструкциями, т.е. вырабатываются в группе, являются особыми коллективными представлениями. Отдельные индивиды, по мере освоения применяемых в данном сообществе типизаций приобщаются к социально выработаному запасу знаний. Это позволяет всем членам сообщества построить интерсубъективный жизненный мир, т.е. одинаково воспринимать реальность и определять ситуацию и, в конечном счёте, - понимать друг друга.

Объектом социологического исследования должно являться базовые типизации различных сообществ, которые представляют собой устойчивые языковые конструкции, стандартные образы восприятия, типовые схемы объяснения, способы конструирования ситуаций и другие знаковые (в широком смысле слова) системы.

Цель социологии – узнать то, что «знают» другие: как они представляют себе окружающий мир, на базе каких первичных типизаций строится их картина мира.

· Проектирование как механизм предвосхищающего понимания.

Понять действие – значит приписать ему типичные мотивы «потому-что» (because-motives) и для-того-чтобы». Мотив «потому-что» детерминирован биографической ситуацией. Мотив «для-того-чтобы» детерминирован актуальной практической целью. Но оба мотива содержат в себе проект как представление о будущем. Метафорически говоря, замечает А.Шюц, проектирование состоит в том, что я должен сначала иметь картину того, что надо сделать, в своей голове. Для этого я должен с помощью фантазии поместить себя в будущее, когда действие уже закончено, и реконструировать отдельные шаги, ведущие к полученному результату. Получается, что действия человека в настоящем детерминированы будущем, точнее, представлениями о нём. Зная их, мы лучше понимаем человека.

Резюме. Способы понимания смысла действия:

· Расшифровка жестуальных действий путём мысленного их повторения и сопереживания. Тело наблюдаемого является полем выражения его внутренней жизни. Личность другого дана наблюдателю телесно.

· Аналогия наблюдаемых действий с собственным жизненным опытом – припоминание собственных действий в аналогичной ситуации; перенос опыта, экстраполяция знания одной ситуации – на другую.

· Выведение мотивов в собственной фантазии; создание гипотетической проективной модели с последующей проверкой методом идеального эксперимента – вживание в роль посредством воображения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: